Решение по делу № 2-235/2023 от 08.02.2023

УИД номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата обезличена                                                                                    <адрес обезличен>

Нижнеудинский городской суд Иркутской <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Перфильевой Я.Ю.,

с участием Королева В,Н., ее представителя Мешалкина П.И., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» по доверенности Качанова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело номер обезличен по исковому заявлению Королева В,Н. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности,

установил:

Королева В,Н. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в обоснование указав, что в ее собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская <адрес обезличен>. дата обезличена, жилой дом попал в зону затопления. Заочным решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена за ней признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской <адрес обезличен>, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>. Решение суда обращено к немедленному исполнению. Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен ей отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока в соответствии с Положением). С данным решением она не согласна, считает его незаконным.

В связи с чем просит суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличенаномер обезличен «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; возложить обязанность на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче ей свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле дата обезличена года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; возложить обязаностьна министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> оформить и выдать ей свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле <данные изъяты>., жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

В судебном заседании истец Королева В,Н. и ее представитель Мешалкин П.И. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, настаивали на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» по доверенности Качанов С.А. исковые требования не признал, полагал отказ законным и обоснованным, указав, что дата обезличена Нижнеудинским городским судом Иркутской области вынесено заочное решение по гражданскому делу номер обезличен по исковому заявлению Королева В,Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования и ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» о признании права на получение социальной выплаты. На основании указанного решения заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту, признано незаконным, за Королева В,Н. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской <адрес обезличен>, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> Вместе с тем исполнить указанное решение суда невозможно в связи с тем, что на ответчиков не возложены обязанности по проведению повторного обследования жилого помещения с составлением актов и заключений по его результатам, признанию его аварийным и подлежащим сносу, принятию решения о выдаче свидетельства на социальную выплату в порядке, предусмотренном постановления Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен. В связи с чем ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» обратилось в суд с заявлением о разъяснении указанного решения суда. дата обезличена определением судьи дано разъяснение о выдаче Королева В,Н. требуемого свидетельства.

В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего представителя не направило, представило письменные возражения на исковое заявление, где просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебное заседание третье лицо администрация Нижнеудинского муниципального образования своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание третье лицо администрация министерство строительства и ЖКХ РФ своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили.

Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном Нижнеудинского городского суда Иркутской области по правилам статьи 113 ГПК РФ.

Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Закона под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от дата обезличена номер обезличен «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>».

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Указом Губернатора Иркутской <адрес обезличен> номер обезличен-уг от дата обезличена «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской <адрес обезличен> с <данные изъяты> ч. дата обезличена введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Правительством Иркутской области дата обезличена принято Постановление номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле дата обезличена года на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Правительством Иркутской области дата обезличена принято Постановление номер обезличен-пп «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения».

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле дата обезличена года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).

Согласно пунктам 11, 12 Положения гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений (пункт 7 Положения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (пункт 10 Положения).

Согласно пункту 16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):

1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»;

2) сведений о признании жилого помещения утраченным;

3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;

4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;

5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;

8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.

В соответствии с пунктом 16 Положения социальные выплаты предоставляются в случае сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания. При этом пункт 16 Положения не предусматривает обязательного указания о непригодности жилого помещения для проживания в результате паводка.

Основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является, в том числе отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением (подпункт 1 пункта 18 Положения), обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения (подпункт 4 пункта 18 Положения).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Королева В,Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования» жилое помещение по <адрес обезличен> находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период дата обезличена года на территории Нижнеудинского муниципального образования.

В силу положений части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно части 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата обезличена номер обезличен «О судебном решении».

Из смысла данной нормы закона, а также абзаца 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата обезличена «О судебном решении» следует, что опровергать факты, установленные судом по ранее вынесенному решению, могут лишь лица, не привлеченные к участию в этом деле, т.к. только для них факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении, не имеют преюдициального значения. Для тех лиц, которые участвовали в ранее рассмотренном деле, такая возможность исключена. Для них выводы суда по ранее рассмотренному делу имеют значение истинных и ревизии (пересмотру) не подлежат, пока решение не отменено в надлежащем порядке. Преюдиция для них означает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства и запрещение их опровержения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата обезличена номер обезличен-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же, или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Судом установлено, что ранее заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена, вступившим в законную силу дата обезличена, по гражданскому делу номер обезличен иск Королева В,Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» удовлетворен, признано незаконным заключение, назначенное постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту, за Королева В,Н. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской <адрес обезличен>, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

При рассмотрении гражданского дела номер обезличен суд нашел установленным тот факт, что члены межведомственной комиссии, составившие и подписавшие акт обследования жилого <адрес обезличен> обследование указанного дома в полном объеме не проводили, межведомственной комиссией вывод о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту сделан без учета технического состояния дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Также суд пришел к выводу о том, что истец Королева В,Н. является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в июне дата обезличена года, и за ней должно быть признано право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой указанного выше жилого помещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп. Суд в целях устранения правовой неопределенности признал за истцом право на получение вышеуказанной социальной выплаты.

дата обезличена определением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области удовлетворено заявление ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» о разъяснении заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена. Суд разъяснил, что в соответствии с положениями Федерального закона от дата обезличена № 268-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального Конституционного закона от дата обезличена № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Постановления Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен об утверждении Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, п.п.11, 12, 16, 17, 22, 23 положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп, а также во исполнение заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена в установленные положением сроки ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» надлежит принять решение о выдаче Королева В,Н. свидетельства о получении социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения и в день принятия решения направить его и все имеющиеся материалы в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которому надлежит оформить свидетельство по форме согласно приложению номер обезличен к вышеуказанному Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.

Таким образом, поскольку в рассмотрении настоящего дела участвуют те же лица, что и при рассмотрении гражданского дела номер обезличен, суд приходит к выводу о том, что принятый судебный акт имеет преюдициальное значение по настоящему делу.

Между тем до настоящего времени заочное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена, вступившее в законную силу дата обезличена, с учетом определения судьи о разъяснении заочного решения не исполнено.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, произведено обследование жилого дома по адресу: <адрес обезличен> по результатам которого установлено, что выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен.

На основании заключения номер обезличен от дата обезличена межведомственная комиссия, проголосовав единогласно, и учитывая представленное собственником дома заключение специалистов номер обезличен, выполненное дата обезличена «Независимая оценка экспертиза недвижимости», по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен> акта проверки службы государственного жилищного надзора Иркутской области от дата обезличена, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, жилое помещение по адресу: Иркутская <адрес обезличен>А признано непригодным для проживания.

дата обезличена Королева В,Н. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к заявлению документы согласно пункту 12 Положения.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен Королева В,Н. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока в соответствии с Положением). В обоснование отказа указано, что согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией дата обезличена принято заключение о признании данного жилого дома непригодным для проживания. Данное заключение отображено и в постановлении Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена «О признании помещения непригодным для проживания». По информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь межу наводнением, произошедшим в июне-июле дата обезличена года, и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Согласно пункту 11 Положения предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, обратившимся в учреждение в срок до дата обезличена, за исключением граждан, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на представление социальной выплаты. Заявитель обратились в учреждение с заявлением дата обезличена.

Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья, взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области летом дата обезличена года направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.

В силу вышеизложенных правовых норм единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле дата обезличена года в Иркутской области.

Согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Как следует из оспариваемого решения от дата обезличена номер обезличен, ответчик ссылается на заключение специалистов номер обезличен от дата обезличена, которое не принято во внимание администрацией Нижнеудинского муниципального образования.

Между тем оценка данному отчету дана вступившем в законную силу заочном решением суда при рассмотрении гражданского дела номер обезличен, в соответствии с которым суд признал достоверными выводы, изложенные в представленном истцом заключении специалистов номер обезличен от дата обезличена об оценке рыночной стоимости и экспертизе состояния спорного жилого дома после подтопления вследствие паводка, о том, что техническое состояние оценивается как аварийное, свидетельствующее об исчерпании несущей способности основания и стен, представляющее угрозу жизни, что указанный жилой дом подлежит сносу, в связи с чем суд признал Королева В,Н. лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в июне дата обезличена года, и признал за ней право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой указанного жилого помещения в результате произошедшего паводка.

Таким образом, доводы стороны ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наводнением, произошедшим в июне-июле дата обезличена года, и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания со ссылкой в оспариваем отказе от дата обезличена на ответ администрации Нижнеудинского муниципального образования, являются несостоятельными и отклоняются судом.

Принимая во внимание нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая вступившее в законную силу заочное решение суда с учетом определения судьи о разъяснении заочного решения от дата обезличена, которым за Королева В,Н. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> длительное неисполнение судебного акта, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на предоставление социальной выплаты, и имеются основания для признания незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании изложенного, учитывая наличие доказательств, подтверждающих право истца на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, суд приходит к выводу о незаконности решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Признание незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен является основанием для возложения в соответствии с пунктами 20 - 23 Положения обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче истцу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – оформить и выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Довод стороны ответчика о пропуске истцами срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства суд находит несостоятельным и отклоняет, поскольку заочным решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена за истцом признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> в срок, установленный пункта 11 Положения, установленный в интересах граждан, длительное время осуществляющих защиту своих прав в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Королева В,Н. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Возложить обязанность на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» (ИИН номер обезличен, ОГРН номер обезличен) принять решение о выдаче Королева В,Н., дата обезличена г.р., СНИЛС номер обезличен, свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле дата обезличена года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>А.

Возложить обязанность на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ИНН номер обезличен, ОРГН номер обезличен, оформить и выдать Королева В,Н., дата обезличена г.р., СНИЛС номер обезличен, свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле дата обезличена., жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                            М.С. Шопик

        Мотивированный текст решения суда изготовлен дата обезличена.

2-235/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Королева Валентина Николаевна
Ответчики
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Администрация Нижнеудинского МО
Малиновская Марина Геннадьевна
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Шопик Марина Сергеевна
Дело на странице суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее