Дело № 5-17/2021 УИД 22RS0054-01-2021-000051-09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Староалейское 08 февраля 2021 года
Судья Третьяковского районного суда Алтайского края Гончарова Е.А., при секретаре Ткачевой А.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Волкова С.А., <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
проживающего по адресу: <адрес>,
<адрес>, фактически проживающего
по адресу: <адрес>,
<адрес>,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному УУП ОП по Третьяковскому району МО МВД РФ «3меиногорский» ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минуты по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики Казахстан Волков С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у которого отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание на территории РФ. В связи с этим, на основании ч.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ, ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», гражданин Республики Казахстан Волков С.А., не имеет документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ, т.е. находится на территории Российской Федерации незаконно. Таким образом, гражданином Республики Казахстан Волковым С.А. нарушен режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, тем самым им совершено правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании Волков С.А. вину в совершении правонарушения признал в полном объеме.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При этом в соответствии с абз.9 ч.1 ст.2 указанного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Республики Казахстан Волков С.А., у которого отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Волков С.А. въехал на территорию РФ, в ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства на территории Российской Федерации зарегистрирован не был. До ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, с двоюродным братом, являющимся инвалидом, за которым осуществляет уход.
Каких – либо документов, свидетельствующих о законности пребывания в Российской Федерации, не имеет.
Факт совершения иностранным гражданином Волковым С.А. административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1), рапортом УУП ОП по Третьяковскому району ФИО1. (л.д.2), письменным объяснением Волкова С.А. (л.д.3), его устными пояснениями в судебном заседании, удостоверением личности Волкова С.А. (л.д.4), сведениями базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д.5-8), справкой начальника МО ОП по Третьяковскому района МО МВД России «Змеиногорский» (л.д.9).
Оценив собранные доказательства в совокупности, учитывая вышеприведенные положения норм права, судья считает доказанным факт совершения Волковым С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При определении вида и размера наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение Волкова С.А.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья признает и учитывает признание привлекаемым лицом вины в совершенном административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно ч.2 ст.1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (п. 1). Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2).
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 02.03.2006 №55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В Постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд РФ признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российский Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
Согласно материалам дела, пояснениям Волкова С.А., последний длительный период времени и по настоящее время проживает с двоюродным братом, который является инвалидом, осуществляет за ним уход, так как у него парализована левая половина тела, близких родственников как у него так и у брата на территории Республики Казахстан, Российской Федерации.
Сведений о привлечении Волкова С.А. к уголовной, либо административной ответственности на территории РФ, отрицательной характеристики его личности, материалы дела не содержат.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона №114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Волкова С.А. на уважение семейной жизни.
С учетом изложенного, принимая во внимание личность Волкова С.А., выраженную в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 №1-П, от 14.02.2013 №4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, и учитывая, что применение предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации повлечет за собой нарушение права Волкова С.А. на уважение личной и семейной жизни и не оправдано крайней социальной необходимостью, судья полагает, что назначение последнему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Волкова С.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья Е.А. Гончарова