№ 2а-2051/2020
25RS0007-01-2020-005241-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 октября 2020 года <адрес> края
Артемовский городской суд <адрес> в составе:
судьи Гладских Д.Ю.,
при секретаре Алтуниной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савеленко Ирины Анасовны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Савеленко И.А. обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая в обоснование требований, что является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, Артем, <адрес> кадастровым номером 25:27:030105:3802. Заключением компетентной организации в области строительной экспертизы, компанией «Арктур Эксперт» установлено, что жилой <адрес> является блокированным жилым домом (домом блокированной застройки), а часть жилого дома <адрес> является автономным блоком блокированного жилого дома.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является зданием с назначением «жилой дом», в котором имеется два помещения: с кадастровым номером <данные изъяты>, помещение с назначением «жилое», наименованием «квартира», расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, помещение с назначением «жилое», наименованием «квартира», расположенное по адресу: <адрес>.
Также в ЕГРН имеются сведения об объекте с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по <адрес> в <адрес> с назначением «жилое помещение» и особыми отметками: «часть жилого дома».
Данный объект располагается на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с назначением «к части жилого дома» и зарегистрированным правом на участок.
По заявлению собственников объектов недвижимости – ФИО1, ФИО6, ФИО5 (<адрес>) и ФИО7 кадастровым инженером ФИО2, в отношении объектов - жилых домов, образуемых в результате раздела жилого дома по <адрес> в <адрес> был подготовлен технический план.
Экспертным заключением подтверждается, что <адрес> является блок – секцией жилого дома блокированной застройки, а <адрес> является домом блокированной застройки.
Административный истец совместно с другими собственниками объектов недвижимости обратился к административному ответчику с заявлением о проведении кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации права.
Уведомлением от <дата> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> приостановило осуществление кадастрового учета года ввиду того, что не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
<дата> регистрирующим органом было принято повторно решение о приостановлении кадастрового учета.
Административный истец полагает указанное решение органа кадастрового учета незаконным, поскольку представленный для осуществления кадастрового учета технический план в отношении объектов недвижимости был составлен в полном соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Просил признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <номер> от <дата> о приостановлении кадастрового учета незаконным, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление <номер> от <дата>
В судебном заседании административный истец и ее представитель ФИО2 поддержали заявленные требования, просили административный иск удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске и дополнительных пояснениях. Указали, что фактически принадлежащие административному истцу жилое помещение в <адрес> в <адрес> является самостоятельным автономным жилым блоком, имеет отдельные выходы на придомовую территорию, имеет самостоятельные системы отопления и электроснабжения, отдельные приборы учета потребления электроэнергии. Помещений общего пользования в доме нет, нет общих вспомогательных помещений, чердаков, подполий, а также помещений расположенных над помещениями другой квартиры.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Управления Росреестра по <адрес> не явился, уведомлен надлежащим образом, ранее в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, а также письменные возражения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 226 КАС РФ дело рассматривается в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в направленном суду заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения требований заявителя.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от <дата> №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 указанного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Пункт 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, на который сослался орган регистрации прав, предусматривает приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Часть 9 статьи 26 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Из материалов дела следует, что представителем ФИО1, ФИО6, ФИО5, и ФИО7. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета – о постановке на кадастровый учет и регистрации права на объекты недвижимости (здания), образованные из объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> в результате его раздела.
Уведомлением от <дата> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> приостановило осуществление кадастрового учета года ввиду того, что не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
<дата> регистрирующим органом было принято повторное решение о приостановлении кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Из статьи 24 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ, регламентирующей требования к техническому плану следует, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются, в том числе сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места.
Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13 ст. 24).
В силу положений Закона № 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.
Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, в случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах «Заключение кадастрового инженера» технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.
Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертеж», «План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что представленный технический план полностью соответствуют установленным требованиями, в качестве приложения содержит заключение кадастрового инженера о физической автономности и независимости зданий, а также содержит в качестве приложения экспертное заключение в отношении исходного объекта и образуемых частей, согласно которым образуемые объекты являются самостоятельными автономными жилыми блоками, имеют отдельные выходы на придомовую территорию, имеют самостоятельные системы отопления и электроснабжения, отдельные приборы учета потребления электроэнергии. Помещений общего пользования в доме нет, нет общих вспомогательных помещений, чердаков, подполий, а также помещений расположенных над помещениями другой квартиры. При этом в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось.
Довод органа кадастрового учета о несоответствии графической части представленного технического плана и внемасштабного чертежа поэтажному плану объекта недвижимости не подтверждены материалами дела.
Ввиду изложенного, суд полагает, что представленный технический план здания, представленный на регистрацию был подготовлен с учетом Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 953, по форме полностью соответствует требованиям, установленным ст. 24 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С учетом установленного, требования о признании решения о приостановлении кадастрового учета подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227- 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Савеленко Ирины Анасовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> <номер> о приостановлении кадастрового учета незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление <номер> от <дата>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Д.Ю. Гладских