РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Аладина Д.А.
при секретаре Громовой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5281/2021г. по административному иску Гришаевой Н. А. к Администрации Раменского городского округа Московской области, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области о признании решения незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гришаева Н.А. обратилась к Администрации Раменского городского округа Московской области, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области с иском о признании незаконным решения от <дата>. №<номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» и возложения обязанности на Администрацию Раменского городского округа Московской области вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата>. №<номер>
В обоснование административного иска Гришаева Н.А. указала, что <дата> решением № Р<номер> администрации Раменского муниципального района Московской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. В отказе административный истец, ссылается на то, что из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что образование земельного участка посредством перераспределения приводит к возможному нарушению прав третьих лиц, в связи с тем, что границы смежного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. Считает данный отказ незаконным, поскольку является собственником земельного участка, площадью 1886 кв.м. с кадастровым номером <номер> и расположенного на нем жилого дома, площадью 151,3 кв.м. по адресу: <адрес>. Указанный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от <дата> и соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от <дата>, номер и дата государственной регистрация права <номер> <дата>. С целью увеличения земельного участка, она обратилась к кадастровому инженеру, который подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями статьи 11.9. ЗК РФ, которая прав третьих лиц не нарушает, учитывает все учтённые земельные участки, сведения которых содержаться в ГКН, объекты недвижимости в пределах границ земельных участков, границы кадастрового квартала.
В судебном заседании истец отсутствовал, извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Миронова О.А. требования иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административный ответчик Администрация Раменского городского округа Московской области в судебное заседание представителя не выделили, извещались надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.
Административный ответчик Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области явилась представитель Куприченкова А.И., которая в иске просила отказать, поскольку формирование земельного участка путем перераспределения приведет к нарушению прав третьих лиц, что противоречит п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Пояснила, что решение об отказе в перераспределении земельного участка вынесено законно.
Суд, определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Суд, заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Гришаева Н.А., на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от <дата>. и соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от <дата> является собственником земельного участка, площадью 1886 кв.м. с кадастровым номером <номер> и расположенного на нем жилого дома, площадью 151,3 кв.м. по адресу: <адрес>
Гришаева Н.А. обратилась с настоящим иском в порядке административного судопроизводства и согласно иска просила признать незаконным решение от <дата>. №Р<номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» и возложить обязанность на Администрацию Раменского городского округа Московской области вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата>. №<номер>
Решением Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата>. Гришаевой Н.А. в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» отказано на основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку из представленной схемы земельного участка усматривается, что формирование земельного участка путем перераспределения приведет к возможному нарушению прав третьих лиц в связи с тем, что границы смежного земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно представленного в материалы дела письма МКУ ТУ «Никоновское» <номер> от <дата>., по сведениям, имеющимся в территориальном управлении «Никоновское», земельный участок, примыкающий к земельному участку, принадлежащему Гришаевой Н.А., площадью 1500 кв.м., 1993 году был предоставлен в собственность. На сегодняшний день земельный участок не прошел кадастровый учет (сведения о собственнике отсутствуют).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (ч.2 ст.11.7 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч.3 ст.11.7 ЗК РФ).
Основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
В силу ч.1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствие с ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит законными и обоснованным оспариваемое решение по вопросу образования земельного участка путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, полагая, что оно принято без нарушения права Гришаевой Н.А.
При этом суд исходит из того, что рассматриваемая схема расположения образуемого в порядке перераспределения земельного участка не отвечает установленным пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требованиям, а заявленное административным истцом перераспределение земельных участков приведет к безусловному нарушению прав собственника смежного земельного участка.
При таких данных, оснований для удовлетворения административного иска, суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 174-175 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Гришаевой Н. А. к Администрации Раменского городского округа Московской области, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения от <дата>. №Р<номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» и возложении обязанности на Администрацию Раменского городского округа Московской области вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата>. №<номер> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2021г. �