УИД 57RS0004-01-2023-000342-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г.Дмитровск Орловской области
Дмитровский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Власова Л.В.,
с участием помощника прокурора Дмитровского района Орловской области Окуловой Н.П.,
при секретаре Паниной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Дмитровского района Орловской области в интересах Романова Евгения Васильевича к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по бесплатному обеспечению Романова Е.В. лекарственными препаратами: МНН «Дараглифлозин», «Метформин», тест-полосками АккуЧекАктив, взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Дмитровского района Орловской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Романова Евгения Васильевича к Бюджетному учреждению Орловской области «Дмитровская ЦРБ» (далее - БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ»), Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по бесплатному обеспечению Романова Е.В. лекарственными препаратами: МНН «Дараглифлозин», «Метформин», тест-полосками АккуЧекАктив, взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Дмитровского района Орловской области проведена проверка по заявлению Романова Е.В. по вопросу не обеспечения на льготной основе лекарственными препаратами МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин». В ходе проведенной проверки установлено, чтоРоманов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на «Д» учете у врача-терапевта БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>, целевой уровень HbAlc <7,5%, ГПН < 7.5 Ммоль/л, 11111 П<10,0 ММоль/л., является региональным льготником, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными лечащим врачом, в том числе лекарственными препаратами: МНН «Дапаглифлозин», и «Метформин». Для контроля уровня глюкозы в крови Романов Е.В. нуждается в обеспечении тест-полосками АккуЧекАктив, для имеющегося у Романова Е.В. глюкометра АккуЧекАктив. БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» один раз в год составляет заявки на лекарственные препараты согласно льготного регистра, с последующим направлением дополнительных заявок. Согласно информации БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» на данные лекарственные препараты и тест -полоски для Романова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ была сделана дополнительная заявка и направлена в Департамент здравоохранения Орловской области. Однако, Романов Е.В. не обеспечен МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полосками АккуЧекАктив. Так, рецепты от ДД.ММ.ГГГГ на МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полосками АккуЧекАктив ДД.ММ.ГГГГ поставлены МУП «Аптека №» на отсроченное обслуживание. Кроме того, аннулированы за истечением срока действия 2 рецепта от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски АккуЧекАктив, от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Дапаглифлозин». Романов Е.В. вынужден был приобретать за личные средства лекарственный препарат МНН «Дапаглифлозин» (ТН «Форсита») на сумму в размере 2 592 рублей. Ссылаясь на п. 5.7 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, указывает, что закупка лекарственных препаратов МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полосок АккуЧекАктив своевременно и в должном объеме не произведена. Промедление в обеспечении лекарственными препаратами МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полосок АккуЧекАктив, назначенным по жизненным показаниям Романову Н.В., создает угрозу его жизни и здоровью. На основании изложенного прокурор Дмитровского района Орловской области просил суд возложить на БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ», Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Романову Евгению Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт гражданина РФ: серия 54 06 № выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, проживающему и зарегистрированному по адресу: <адрес>, лекарственных препаратов: МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полоски АккуЧекАктив для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом по медицинским показаниям; обратить решение суда в части возложения обязанности обеспечить Романова Е.В. лекарственными препаратами: МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полоски АккуЧекАктив к немедленному исполнению ввиду угрозы жизни и здоровью; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Е.В. компенсацию расходов на приобретение лекарственного препарата МНН «Дапаглифлозин» 2592 рубля; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Е.В компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Определением Дмитровского районного суда Орловской области от 23 октября 2023 года Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Дмитровская центральная районная больница» исключено из числа ответчиков по делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Определением Дмитровского районного суда Орловской области от 14 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области.
Как следует из поступившего в адрес суда заявления прокурора Дмитровского района Орловской области от 23 октября 2023 года, прокурор уточнил заявленные исковые требования: просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Романову Евгению Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт гражданина РФ: серия № № выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, проживающему и зарегистрированному по адресу: <адрес>, лекарственных препаратов: МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полосок АккуЧекАктив для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом по медицинским показаниям; обратить решение суда в части возложения обязанности обеспечить Романова Е.В. лекарственными препаратами: МНН «Дапаглифлозин»,«Метформин» и тест-полосками АккуЧекАктив к немедленному исполнению ввиду угрозы жизни и здоровью; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Е.В. компенсацию расходов на приобретение лекарственного препарата МНН «Дапаглифлозин» 2 592 рубля; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Е.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Из поступивших в адрес суда возражений на исковое заявление представителя ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Ермаковой А.О. следует, что ответчик просит отказать прокуратуре Дмитровского района в интересах Романова Е.В. в удовлетворении исковых требований об обязании обеспечить лекарственными препаратами в полном объеме. В обоснование возражений ссылается на изменения, внесенные Федеральным законом от 24 июля 2023 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в статью 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которым перечень категорий граждан, предусмотренный статьей 6.1 указанного Федерального закона дополнен категорией лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полагает, что поскольку Романов Е.В. относится к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») и имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, правовые основания для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Романова Е.В. лекарственными препаратами отсутствуют. Также обращает внимание, что информация об обращении Романова Е.В. в отделение Социального Фонда по месту регистрации для получения набора социальных услуг отсутствует.
В судебном заседании помощник прокурора Дмитровского района Орловской области Окулова Н.П. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области, Сафонова К.А. поддержала представленные отзыв на исковые требования прокурора, согласно которым Романов Е.В. является получателем пенсии по старости, а также ежемесячной денежной выплаты, как проживающая на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Заявление о предоставлении социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области от неё поступило 02.10.2023, что даёт право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с 01.01.2024 в соответствии с данным заявлением (статья 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Суду пояснила, что при вынесение решения полагается на усмотрение суда.
Истец Романов Е.В., представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ», Департамента финансов Орловской области, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Романова Е.В., представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. При этом, суд учитывает, что сведения о времени и месте судебного заседания были размещены на официальном сайте Дмитровского районного суда Орловской области: http://dmitrovsky.orl.sudrf.ru. Данные сведения являются открытыми и общедоступными.
Выслушав объяснения помощника прокурора Дмитровского района Орловской области Окуловой Н.П., представителя третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерного наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Как следует из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р, в указанный Перечень входят лекарственные препараты МНН «Дапаглифлозин», «Метформин».
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Орловской области и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2022 г. N 881 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
В Приложении 6 к указанной Программе приведен Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентой скидкой. В указанный Перечень включены лекарственные препараты МНН «Дапаглифлозин», «Метформин».
Стандартом медицинской помощи больным с сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 N 748 утвержден перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения сахара в крови.
Подпунктом 2 пункта 4 приложения 11 к указанной Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрено, что Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом.
Программой также предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с подпунктом 22 пункта 4 Приложения 11 Программы, Департамент здравоохранения Орловской области формирует и поддерживает в актуальном состоянии областной регистр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, на основании регистров медицинских организаций.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области (далее – Положение), в соответствии с которым Департамент здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения).
В силу п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует лекарственное обеспечение населения Орловской области, в том числе организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Романов Евгений Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на «Д» учете у врача-терапевта БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>, целевой уровень HbAlc <7,5%, ГПН < 7.5 Ммоль/л, 11111 П<10,0 ММоль/л.
Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.22 от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> относится к заболеваниям эндокринной системы.
При выписке из стационара БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница», лечащим врачом Романову Е.В. назначен прием ряда лекарственных препаратов, в том числе, лекарственные препараты МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин».
Для контроля уровня глюкозы в крови Романов Е.В. нуждается в обеспечении тест-полосками АккуЧекАктив, что подтверждается копией Выписки из медицинской карты стационарного больного №, выданной Бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Орловская областная клиническая больница», копией медицинской карты амбулаторного больного №, выданной Бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Дмитровская ЦРБ»; сообщением БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из вышеуказанного сообщения БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Романов Е.В. состоит под наблюдением у врача-терапевта БУЗ <адрес> «Дмитровская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> (целевой НЬА1с < 7,5 °/0, ГПН < 7,5 ммоль/л, ППГП < 10,0 ммоль/л), является региональным льготником по данному заболеванию, получал с марта 2023 года лекарственные препараты на льготной основе. Препараты назначены Романову Е.В. в эндокринологическом отделении ОКБ, где больной лечился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что Романов Е.В. страдает СД и получает инсулин, ему необходим контроль уровней глюкозы крови. У больного имеется глюкометр Акку Чек Актив, следовательно он нуждается в тест - полосках Акку Чек Актив. Дополнительная заявка на Романова ЕВ. ( инсулин изофан 13 упаковок на год, таблетки метформина 1000 мг 12 упаковок на год, таблетки дапаглифлозина 10 мг -12 упаковок на год, таблетки гликлазида 30 мг - 24 упаковки на год, тест - полоски Акку Чек Актив - 4 упаковки) направлялась в отдел лекарственного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, следовательно автоматически эти препараты должны были быть включены в основную заявку 2024 года. Романов Е.В. обращался за выпиской препаратов ежемесячно, в том числе в июне-августе 2023 года.
Из представленных копий рецептов усматривается, что в июне, июле, августе 2023 года лечащим врачом на имя Романова Е.В. были выписаны рецепты, в том числе на лекарственные препараты: МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинские изделия – Тест-полоски Акку-Чек Актив, №50.
В ходе проведенной прокуратурой Дмитровского района Орловской области проверки по заявлению Романова Е.В. установлено, что Романов Е.В. не обеспечен необходимыми ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами: МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинскими изделиями – Тест-полосками Акку-Чек Актив.
Так, согласно сообщению Муниципального унитарного предприятия «Аптека №29», на имя Романова Е.В. зарегистрированы и поставлены на отсроченное обслуживание рецепты на лекарственные препараты: МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинские изделия – Тест-полоски Акку-Чек Актив. С момента выписки рецептов и на момент проведения проверки Романов Е.В. данными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не обеспечен по причине их отсутствия в аптеке. Рецепты на препараты МНН «Дапаглифлозин» и медицинские изделия – Тест-полоски Акку-Чек Актив от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы по истечению срока действия и по данным рецептам препараты так и не выдавались.
Факт назначения вышеуказанных лекарственных препаратов Романову Е.В. и выдачи лечащим врачом рецептов на данный препарат подтверждается также копией журнала обеспечения льготника на имя Романова Е.В.
Судом установлено, что закупка лекарственных препаратов МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинских изделий – Тест-полоски Акку-Чек Актив своевременно и в должном объеме Департаментом здравоохранения Орловской области не произведена.
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области допущены нарушения права Романова Е.В. на обеспечение лекарственными препаратами МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинскими изделиями – Тест-полоски Акку-Чек Актив, необходимым ему по жизненным показаниям.
В судебном заседании также установлено, что ввиду необеспечения Романова Е.В. жизненно важным лекарственным препаратом МНН «Дапаглифлозин» (ТН «Форсига») на льготной основе, он был вынужден приобрести данный лекарственный препарат за счет собственных денежных средств, что подтверждается исследованными в судебном заседании платежными документами: товарным чеком № от ДД.ММ.ГГГГ и кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2592 рубля.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, Романов Е.В. понес расходы на приобретение лекарственного препарата МНН «Дапаглифлозин» (ТН «Форсига») на общую сумму 2592 рубля, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, суд, установив факт нарушения прав Романова Е.В., выразившегося в несвоевременном обеспечении его лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, назначенным ему лечащим врачом и необходимым ему по жизненным показаниям, а также учитывая наличие унего права на бесплатное предоставление лекарственных средств и изделий, принимая во внимание, что не обеспечение его необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить бесплатное предоставление Романову Е.В. лекарственных препаратов МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и Тест-полосок Акку-Чек Актив, а также о взыскании с ответчика за счет средств казны Орловской области компенсации расходов на приобретение вышеуказанных лекарственных препаратов подлежат удовлетворению.
Суд признает несостоятельным довод ответчика об отсутствии оснований для признания права на обеспечение Романова Е.В. указанными лекарственными препаратами, в связи с наличием права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, ввиду следующего.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан (п.10 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу статьей 6.7 Закона № 178 и Правил обращения отдельных категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2023 №1544 (вступили в силу 07.10.2023, ранее действующих Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 28.12.2004 №862) лица, которым осуществляется ЕДВ в соответствии с Законом 1244-1, имеют право обратиться за предоставлением государственной социальной помощи в виде НСУ (социальной услуги), установленного статьей 6.2 Закона № 178, с даты установления им указанной выплаты.
Для получения НСУ в натуральной форме, в частности обеспечения лекарственными препаратами, гражданину необходимо обратиться с заявлением о предоставлении НСУ (социальной услуги) в территориальный орган Социального фонда России до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.
Судом установлено, что Романов Е.В. с 01.01.2005 является получателем ЕДВ по категории "Граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с социально-экономическим статусом" и с заявлением о предоставлении НСУ (социальной услуги) в натуральном виде, за весь период получения ЕДВ, не обращался.
Вместе с тем, Романов Е.В. является региональным льготником, страдает социально значимым заболеванием (<данные изъяты>), при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства и средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ N 890), не лишен права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения, назначенными ему лечащим врачом по жизненным показаниям, и до наступления указанной даты. Следует также учесть, что право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами возникло у Романова Е.В. до внесения изменений в Федеральный закон №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом №342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, пункты 4 – 6 статьи 1 которого вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно внесенные в указанный Федеральный закон изменения могут распространяться лишь на правоотношения, возникшие после этой даты. При этом действующий Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, периодом предоставления ему набора социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг до 31 декабря текущего года (абз. 2 п. 9 Порядка).
Исходя из приведенного выше, наличие или отсутствие отказа Романова Е.В. от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не влияет на реализацию права истца на получение бесплатно лекарственных препаратов, относящихся к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым препараты МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
Таким образом, то обстоятельство, что Романов Е.В. относится к категории граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») и имеет право на получение набора социальных услуг (социальной услуги) в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не может служить основанием для лишения либо ограничения его права на бесплатное предоставление лекарственных препаратов и средств медицинского назначения, которыми она обеспечивается по региональной льготе (Романов Е.В. включен в реестр региональных льготников на 2023 – 2024 гг.).
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании в пользу Романова Е.В. компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (абзац 2 статьи 151 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, чтоРоманов Е.В. относится к особой категории граждан, подлежащих государственной защите, учитывая, что здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, Романов Е.В. страдает тяжелым заболеванием и нуждается в приеме лекарственных препаратов МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинскими изделиями – Тест-полоски Акку-Чек Актив, которыми он в должном объеме не обеспечивается, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Романова Е.В.
Исходя из периода времени, в течение которого имело место нарушение прав Романова Е.В., с учетом степени вины ответчика и не принятия им должных мер по своевременному обеспечению гражданина мерами социальной поддержки, характера и степени нравственных и физических страданий истца, его индивидуальных особенностей, принципа разумности и справедливости суд полагает, что размер компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, является достаточным, оснований для его снижения не имеется.
Согласно ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание, что промедление в обеспечении лекарственных препаратов: МНН «Дапаглифлозин» и «Метформин» и медицинских изделий – Тест-полосок Акку-Чек Актив, назначенных по жизненным показаниям Романову Е.В., создает угрозу его жизни и здоровью, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда в части возложения обязанности обеспечить Романова Е.В. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дмитровского района Орловской области в интересах Романова Евгения Васильевича к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по бесплатному обеспечению Романова Е.В. лекарственными препаратами: МНН «Дараглифлозин», «Метформин», тест-полосками АккуЧекАктив, взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308, КПП 575301001, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) обеспечить бесплатное предоставление Романову Евгению Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> (паспорт гражданина РФ: серия 54 06 №, выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), проживающему и зарегистрированному по адресу: <адрес>, лекарственных препаратов: МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полоски АккуЧекАктив для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом по медицинским показаниям.
Обратить решение суда в части возложения обязанности обеспечить Романова Евгения Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ: серия 54 06 №, выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), лекарственными препаратами: МНН «Дапаглифлозин», «Метформин» и тест-полоски АккуЧекАктив к немедленному исполнению ввиду угрозы жизни и здоровью.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Евгения Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт гражданина Российской Федерации серия № № выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию расходов на приобретение лекарственного препарата МНН «Дапаглифлозин» 2 592 (две тысячи пятьсот девяноста два рубля) 00 копеек.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Романова Евгения Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт гражданина РФ: серия № № выдан ТП УФМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес> компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 07 декабря 2023 года.
Судья Л.В. Власова