УИД 36RS0№-88
Дело №
Дело в суде первой инстанции №
Строка №.039
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 апреля 2023 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО10, ФИО12
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО10
гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ МЧС России по <адрес> о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6
на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
по частной жалобе представителя ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6
на определение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки в решении суда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
по частной жалобе представителя ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6
на определение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении арифметической ошибки в решении суда
(судья ФИО5),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по <адрес> о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указал, что проходил службу в МЧС России на должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были проведены заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по <адрес> по рассмотрению представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, в котором содержалась информация о выявленном факте неисполнения им установленной антикоррупционным законодательством обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Приказом ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, а ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-НС контракт о прохождении службы с ним был расторгнут.
Полагал свое увольнение незаконным, поскольку заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ состоялось в его отсутствие, и он лишен был возможности давать объяснения и представлять дополнительные доказательства в свою защиту.
Утверждал, что приказ ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении дисциплинарного взыскания был издан с нарушением требований пункта 9 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку был издан в период его временной нетрудоспособности, о чем ответчику было известно, тем самым, он был лишен возможности оспорить указанный приказ в установленном законом порядке и в установленный срок.
Полагал, что ответчиком было проигнорировано состояние его здоровья и представленная им медицинская справка от ДД.ММ.ГГГГ о нуждаемости в направлении на ВВК для определения годности к службе, в связи с чем, в нарушение требований пункта 3 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он был направлен на ВВК уже после увольнения.
Ссылался на то, что в нарушение требований пункта 5 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в представлении к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ничего не было указано о состоянии его здоровья, несмотря на его нуждаемость в направлении на ВВК для определения годности к службе, что было подтверждено соответствующими документами.
Утверждал, что ответчиком допущены нарушения норм трудового законодательства, в том числе требований пункта 10.1 «Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №), предусматривающего необходимость проведения беседы с увольняемым сотрудником не позднее, чем за 30 дней до увольнения, с целью выяснения вопросов временной нетрудоспособности сотрудника, такая беседа была проведена с ним в день издания приказа об увольнении, при этом вопросы его временной нетрудоспособности не выяснялись.
В порядке уточнения исковых требований, согласно ст. 39 ГПК РФ, просил суд: - восстановить ему пропущенный процессуальный срок для подачи иска;
- признать незаконными приказ Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания на подполковника внутренней службы ФИО1», п. 1.1 приказа Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» о расторжении контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе ГПС и его увольнении со службы по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать Главное управление МЧС России по <адрес> отменить указанные приказы;
- обязать Главное управление МЧС России по <адрес> восстановить его в должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> в звании подполковника внутренней службы;
- взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> в его пользу неполученное им за время вынужденного прогула денежное довольствие за период со дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ по день подачи уточненного иска ДД.ММ.ГГГГ в размере 837 544,60 (восемьсот тридцать семь тысяч пятьсот сорок четыре) руб. 60 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда в размере с учетом среднемесячного денежного довольствия истца 66 825,37 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано по основанию пропуска установленного федеральным законом срока на обращение в суд. Доводы стороны истца о наличии уважительных причин пропуска данного срока, влекущих возможность его восстановления, судом отклонены (т.2 л.д.35, 36-39).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т.2 л.д.117, 118-123).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Ленинский районный суд <адрес> (т.2 л.д.196-197, 198-209).
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными приказ Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания на подполковника внутренней службы ФИО1» и пункт 1.1 приказа Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» о расторжении контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе ГПС и увольнении ФИО1 со службы по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Восстановить ФИО1 в должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> в звании подполковника внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Главного управления МЧС России по <адрес> в пользу ФИО1 830 393 рубля 12 копеек в счет среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда, а всего 840 393 рубля 12 копеек.
В удовлетворении исковых требований в части продолжения взыскания среднего заработка, начиная со дня восстановления на работе по день фактического исполнения решения суда отказать.
Настоящее решение суда в части восстановления ФИО1 на службе и в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула за три месяца в размере 191 077 рублей 38 копеек подлежит немедленному исполнению» (т.3 л.д.121, 122-129).
Не согласившись с постановленным решением суда, представителем ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы права, а также о принятии нового решения (т.3 л.д. 172-187).
На данное решение суда ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в части отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также о принятии нового решения о взыскании с ГУ МЧС России по <адрес> в пользу ФИО1 неполученное им за время вынужденного прогула денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда в размере с учетом среднемесячного денежного довольствия истца 66 825, 37 руб. (т.3 л.д. 208-220).
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 и его представитель ФИО9 указывают на несостоятельность доводов представителя ответчика, просят отказать ГУ МЧС России по <адрес> в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда в обжалуемой части оставить его без изменения (т.3 л.д. 249-256).
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исправить описку, допущенную в резолютивной части решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ МЧС России по <адрес> о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, путем указания вместо неверного: «...начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>...» верное: «...начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы...» (т.3 л.д. 159).
Не согласившись с постановленным определением суда, представителем ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6 подана частная жалоба об отмене определения как незаконного и необоснованного, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм процессуального права, выразившиеся в том, что суд вышел за пределы заявленных требований (т.3 л.д. 195-196).
В возражениях ФИО1 и его представитель ФИО9 полагают определение районного суда от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, частную жалобу – без удовлетворения (т.3 л.д. 246-248, т. 4 л.д. 40-42).
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исправить арифметическую ошибку, допущенную в решении Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ МЧС России по <адрес> о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в части расчета среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В мотивировочной части указать правильный расчет, изложив последний абзац на странице 13 решения суда следующим образом: «Принимая во внимание представленные ответчиком сведения о выплаченном ФИО1 заработке за 12 месяцев, предшествующих увольнению, и исходя из приведенных правил расчета среднего заработка, суд взыскивает в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула в размере 1 243 415 рублей 94 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, из расчета: 764 309,53 руб. / 12 / 29,3 * 572 дня.»
Абзац четвертый резолютивной части решения суда изложить следующим образом:
«Взыскать с Главного управления МЧС России по <адрес> в пользу ФИО1 1 243 415 рублей 94 копейки в счет среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда, а всего 1 253 415 рублей 94 копейки.» (т.4 л.д. 3).
Не согласившись с постановленным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, представителем ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО6 подана частная жалоба об отмене определения как незаконного и необоснованного, ссылаясь на то, что заявление истца об исправлении описки в решении суда в части увеличения размера суммы, подлежащей взысканию с ответчика, является способом уточнить истцом свои исковые требования уже после принятия судебного акта, что ставит стороны процесса в неравное процессуальное положение (т.4 л.д. 5-9).
В возражениях ФИО1 и его представитель ФИО9 полагают определение районного суда от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, частную жалобу – без удовлетворения (т.4 л.д. 25-28, 43-46).
В судебное заседание явились: представитель ФИО1 – адвокат ФИО9, представитель ГУ МЧС России по <адрес> – ФИО6
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных, частных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, данных в п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям не отвечает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в МЧС России по <адрес> на должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>.
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в деяниях истца был установлен конфликт интересов и рекомендовано начальнику Главного управления применить к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы подполковнику внутренней службы ФИО1 меру дисциплинарной ответственности в виде увольнения с федеральной противопожарной службы (т.1 л.д.175-177).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был подан рапорт о своей временной нетрудоспособности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.24, 25).
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за нарушение требований статей 8, 10, 11 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 13 части 1 статьи 112, подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ и пункта 3 Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», выразившееся в неуведомлении о возникшем конфликте интересов, а также непринятии каких-либо мер по его предотвращению и урегулированию, за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги наложить на начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО1 дисциплинарное взыскание «увольнение со службы в федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона по выходу на службу по завершении периода временной нетрудоспособности сотрудника (т.1 л.д.178-181).
О том, что ФИО1 на момент издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ № находился на амбулаторном лечении работодателю было известно (т.1 л.д.180).
Период временной нетрудоспособности истца с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно продлевался (т.1 л.д.17-24), и ему предписано приступить к работе с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.17).
Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» контракт о прохождении службы в ФПС и с ФИО1 был расторгнут и он был уволен со службы в ФПС с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 указанного Федерального закона (т.1 л.д.218).
С приказом об увольнении ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.219).
Разрешая заявленный спор, исходя из объяснений сторон, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, суд первой инстанции исходил из того, что приказ о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ № был издан в период временной нетрудоспособности истца, работодателем допущены нарушения порядка привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности и пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Порядок прохождения службы в федеральной противопожарной службе урегулирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14, а также пунктом 13 части 3 статьи 83 Федерального закона № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе (быть принят на службу в федеральную противопожарную службу) в случае утраты доверия к сотруднику, в данном случае контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службы.
Статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1), а также в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (пункт 14).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 3 статьи 83 Закона № 141-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №141-ФЗ) сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Положением определяется порядок осуществления проверки, в том числе, соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для проведения проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Из приведенного нормативного правового регулирования следует, что сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению со службы в безусловном порядке в связи с утратой доверия в случае совершения коррупционного правонарушения, в частности непринятия им мер к предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а также представления недостоверных или неполных сведений сотрудником органов внутренних дел о своих доходах, расходах, в об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, условленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы и, следовательно, требует в соответствующем правовом регулировании соблюдения баланса частных и публичных интересов.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №ДСП) в Главном управлении зарегистрирована информация прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, согласно которой подполковником внутренней службы ФИО1 был допущен ряд нарушений антикоррупционного законодательства.
В ходе проведенной служебной проверки было установлено, что при предоставлении сведений о доходах за 2017-2019 годы, ФИО1 были представлены не полные сведения, при этом указанные нарушения согласно обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ №/П-1526 являются значительными, влекущими увольнение.
Кроме того в ходе проверки в части соблюдения подполковником внутренней службы ФИО1 требований к служебному поведению установлено, что в поднадзорном ему МКДОУ «Давыдовский детский сад» работают супруга государственного служащего - ФИО1 и мать супруги - ФИО7 При этом ФИО7 в соответствии с приказом МКДОУ «Давыдовский детский сад» от ДД.ММ.ГГГГ № назначена ответственной за пожарную безопасность.
Как установлено проверкой возможность возникновения конфликта интересов заключается в том, что при исполнении должностных обязанностей, в том числе в ходе проведения плановой выездной проверки ФИО1 имел возможность повлиять на руководство МКДОУ «Давыдовский детский сад» в части повышения в должности своей супруги и матери супруги, а также на увеличение их доходов.
О наличии возможного конфликта интересов ФИО1 работодателю не сообщал.
В период с 7 по ДД.ММ.ГГГГ полковником внутренней службы ФИО8 была проведена служебная проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства должностными лицами ОНД и ПР по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>.
Проверкой установлены факты ненадлежащего выполнения должностных обязанностей со стороны ФИО1
По итогам данной проверки подполковник внутренней службы ФИО1 за нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников отделов надзорной деятельности и профилактической работы по Аннинскому и <адрес>м <адрес>».
Приказ Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а также выводы проверки проведенной по информации прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции ФИО1 не оспаривались.
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание «увольнение со службы в федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона по выходу на службу по завершении периода временной нетрудоспособности сотрудника (т.1 л.д.178-181).
Судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что данный приказ издан с нарушением ч.9 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ, основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Из смысла части 9 указанной статьи следует, что приказом о наложении дисциплинарного взыскания является именно приказ которым к сотруднику применяется конкретная мера дисциплинарной ответственности, в данном случае речь идет o приказе от ДД.ММ.ГГГГ №-НС и мере дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 141-ФЗ в связи с утратой доверия наложенной данным приказом.
Из содержания приказа Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за нарушение требований статей 8,10,11 (Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 13 части 1 статьи 112, подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ и пункта 3 Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», выразившееся в неуведомлении о возникшем конфликте интересов, а также непринятии каких - либо мер по его предотвращению и урегулированию, за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> подполковник внутренней службы ФИО1 подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности по выходу на службу по завершении периода временной нетрудоспособности сотрудника.
Таким образом, из содержания приказа № прямо следует, что на дату его издания ДД.ММ.ГГГГ мера дисциплинарной ответственности к сотруднику не применена, а сам приказ по сути лишь отражает результаты служебной проверки в отношении ФИО1 проведенной по информации, содержащейся в представлении прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, зарегистрированного в Главном управлении ДД.ММ.ГГГГ (вх. №ДСП).
Каких либо ограничений на издание подобных приказов Федеральный закон № 141-ФЗ не содержит.
Личное дело ФИО1 сведений о наложении на него дисциплинарного взыскания ДД.ММ.ГГГГ также не содержит, хотя в свою очередь в нем есть данные о примененных мерах дисциплинарной ответственности наложенных до и после ДД.ММ.ГГГГ, а именно «выговор» от ДД.ММ.ГГГГ и «увольнение по п. 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 141-ФЗ в связи с утратой доверия» от ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к ГУ МЧС по <адрес> об изменении основания увольнения, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1, было установлено, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения, применено в установленные сроки, до привлечения к дисциплинарной ответственности от истца были истребованы объяснения; проведена служебная проверка, о которой истец уведомлен; при наложении дисциплинарного взыскания ответчиком учтена тяжесть совершенного проступка.
С учетом перечисленных обстоятельств Главным управлением было принято обоснованное решение об увольнении ФИО1 с занимаемой должности по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
Судебная коллегия полагает, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения было применено к ФИО1 после его выздоровления, что допускается Законом № 141-ФЗ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ является результатом служебной проверки, которая не была оспорена, то есть данный приказ представляет собой лишь предписание к дальнейшему увольнению истца по основаниям, предусмотренным в силу прямого указания закона.
Согласно пунктам 34, 35 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.
В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, наличие листка нетрудоспособности у истца на момент вынесения обжалуемого приказа № от ДД.ММ.ГГГГ само по себе не свидетельствует о незаконности действий работодателя, связанных с принятием решения об увольнении истца в связи с утратой доверия, поскольку согласно ст. 10 ФЗ-141, данное увольнение не является инициативой работодателя и осуществляется в силу безусловного предписания закона.
Из материалов дела усматривается, что увольнение истца произошло после его выхода с больничного на основании приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 указанного Федерального закона.
Согласно п. 10.1 ч. 10 Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, кадровым подразделением проводится беседа не позднее чем за 30 дней до увольнения с целью уточнения у сотрудника, увольняемого со службы в ФПС ГПС, вопросов временной нетрудоспособности сотрудника и нахождения в отпуске в день увольнения, в том числе с учетом возможного продления отпуска в соответствии со статьей 60 Федерального закона.
Доводы ФИО1 о том, что в нарушении требований вышеуказанных пунктов Порядка беседа с ним была проведена в день издания приказа об увольнении ДД.ММ.ГГГГ, не за 30 дней до увольнения, вопросы временной нетрудоспособности у него не выяснялись, тогда как истец в течение последних 4 месяцев и 1 дня перед этой беседой был временно нетрудоспособным, по мнению судебной коллегия нельзя признать заслуживающими внимания, поскольку в ходе судебного разбирательства нарушений процедуры увольнения истца судебной коллегией установлено не было, беседа с истцом была проведена с соблюдением срока, объяснения отобраны, с приказами ознакомлен.
Вместе с тем приведенные доводы истца не могут служить основанием для признания приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Более того, следует учесть, что согласно заключению ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отнесен к категории «Д-не годен к службе в ФПС ГПС, по состоянию на 19.11.2020».
То есть, вне зависимости от фактов нарушения истцом требований антикоррупционного законодательства и результатов проверки этих нарушений с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в принципе не имел возможности для дальнейшего прохождения службы по состоянию здоровья и подлежал бы увольнению со службы по состоянию здоровья, а период после ДД.ММ.ГГГГ соответственно уже только по этой причине не может быть отнесен к времени вынужденного прогула.
По прошествии 50 дней с даты увольнения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 путем почтового отправления было подано заявление о необходимости дать указание на изменение формулировки увольнения и выдать на руки выписку из приказа об увольнении. То есть, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был согласен с увольнением из федеральной противопожарной службы и желания быть восстановленным на службе не высказывал.
В марте 2021 года ФИО1 обращался в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным отказа Главного управления МЧС России по <адрес> в изменении основания увольнения ФИО1; обязании Главного управления МЧС России по <адрес> изменить основание увольнения ФИО1 с п. 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона на п.1 ч. 3 ст. 83 указанного Федерального закона в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
Вплоть до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поддерживал заявленные требования об изменении основания увольнения, обосновывая при этом свои исковые требования теми же доводами о нарушениях допущенных ответчиком при проведении процедуры увольнения, что и в настоящем судебном процессе.
То есть, полагая, что Главное управление МЧС России по <адрес> нарушило его права проведя процедуру увольнения с нарушениями действующего законодательства, в судебном процессе по делу 2-2427/2021 ФИО1 подчеркивал, что восстановление нарушенного права должно быть произведено именно путем изменения статьи увольнения, а не восстановления на службе, что прямо указывает, что даже в случае выявления фактов нарушений в процедуре увольнения, действительного намерения исполнять служебные обязанности по ранее занимаемой должности у ФИО1 не было.
В обоснование своих требований ФИО1 приводит доводы о наличии у него хронического психоневрологического заболевания и не способности объективно оценивать окружающую обстановку, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в день выхода на службу после закрытия больничного листа, что также, по его мнению, является основанием для признания увольнения незаконным, в связи с чем, ходатайствовал как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции о назначении очной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.
Судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для назначения экспертизы, так как сам факт временной нетрудоспособности и её период может быть подтвержден исключительно листком нетрудоспособности, который выдается в форме документа на бумажном носителе либо формируется в форме электронного документа. Выдача (формирование) листков нетрудоспособности осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (или индивидуальными предпринимателями), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации). Листок нетрудоспособности выдают (формируют) медицинские работники медицинских организаций, в том числе: лечащие врачи медицинских организаций (за исключением врачей структурного подразделения медицинской организации, оказывающего скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь); фельдшеры медицинских организаций - в случаях возложения на них отдельных функций лечащего врача; зубные врачи медицинских организаций - при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога (Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа»).
Поскольку ФИО1 закрытие листка нетрудоспособности, а также действия лечащего врача не обжаловались, увольнение по данному основанию не может быть признано незаконным.
Доводы представителя истца о том, что ФИО1 не был уведомлен о заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, так же не состоятельны, так как опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что истец был уведомлен о заседаниях комиссии, о том, что основанием для проведения проверки явилась информация прокуратуры <адрес>, содержащаяся в представлении об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, зарегистрированного в Главном управлении ДД.ММ.ГГГГ (вх. №ДСП).
Более того, участвуя в заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, истец заявил, что в материалах проверки отсутствует часть документов, имеющих значение для разрешения вопроса по существу, которые им ранее представлялись в Главное управление.
Членами комиссии принято решение об отложении принятия решения до предоставления необходимого пакета документов.
Заседание комиссии было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ГУ МЧС России по <адрес> не было представлено никаких документов, как и не было представлено до последнего дня службы в федеральной противопожарной службе – до ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки комиссией в деяниях ФИО1 установлен конфликт интересов и рекомендовано начальнику ГУ МЧС России по <адрес> применить к ФИО1 меру дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в федеральной противопожарной службе.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при проведении заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нарушений норм Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, допущено не было.
Доводы ФИО1 о нарушении его прав со стороны работодателя согласно ч. 3 ст. 66 Федерального закона о службе в ФПС, выразившиеся в направлении его ДД.ММ.ГГГГ на ВВК после издания приказа об увольнении ДД.ММ.ГГГГ, не убедившись в годности истца к несению службы, несостоятельны, поскольку определенной последовательностью направления истца на ВВК права истца не нарушаются, ввиду следующего.
В силу ч. 3 ст. 66 Федерального закона о службе в ФПС если сотрудник федеральной противопожарной службы был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей), он может быть направлен на медицинское освидетельствование для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в федеральной противопожарной службе либо о продолжении лечения.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано направление на медицинское освидетельствование в окружную военно-врачебную комиссию.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии, составленному на основании протокола заседания военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, подполковник внутренней службы ФИО1, 1978 г.р., на момент увольнения из федеральной противопожарной службы ГПС ДД.ММ.ГГГГ Д - не годен к службе в ФПС ГПС, заболевание получено в период военной службы.
Получив заключение военно-врачебной комиссии о негодности к прохождению службы на момент увольнения, ФИО1 обратился в ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением об изменении формулировки увольнения, в чем ему было отказано, поскольку его увольнение по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016№-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было обусловлено привлечением его к дисциплинарной ответственности; приказ о наложении дисциплинарного взыскания не подлежит отмене на основании вышеуказанного заключения военно-врачебной комиссии.
В силу части 7 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы право выбрать основание увольнения со службы, если он может быть уволен по каким-либо двум или более из перечисленных в данной норме основаниям. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель при решении вопроса об увольнении сотрудника федеральной противопожарной службы должен исходить из требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ, обязывающего его выбрать то основание увольнения сотрудника, которое прямо предписано данным Законом для соответствующих обстоятельств, либо - если увольняемому сотруднику федеральной противопожарной службы предоставлено право выбора основания увольнения со службы - учитывать волеизъявление самого сотрудника.
Пункт 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ не отнесен к основаниям прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 статьи 83, когда контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника федеральной противопожарной службы (часть 7 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016№-ФЗ).
При наличии оснований для увольнения сотрудника со службы в федеральной противопожарной службе по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016№-ФЗ (в связи с утратой доверия), на руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя не возлагается обязанность учитывать принятое в отношении сотрудника заключение военно-врачебной комиссии и изменять основания увольнения на основании пункта 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016№-ФЗ.
Таким образом, увольнение за утрату доверия является увольнением по инициативе работодателя, право выбора основания увольнения у истца отсутствует, в связи с чем, направление на военно-врачебную комиссии после увольнения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
Определением того же суда ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 исправлена описка в решении суда в части названия должности, на которую истец должен быть восстановлен: вместо начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы на начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о внесении исправлений в решение, поскольку они сделаны с нарушением норм гражданского процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 200 ГПК РФ после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его.
Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки. Вопрос о внесении исправлений в решение суда рассматривается в судебном заседании.
Сущностью института исправления допущенных в решении описок, опечаток и арифметических ошибок является изменение решения относительно случайно допущенных, очевидных, не требующих доказывания по правилам рассмотрения дела по существу и пересмотра дела дефектов текста судебного акта.
Под видом исправления описок и арифметических ошибок суд, вынесший решение, не может вносить изменения иного характера, в частности, изменять первоначальный вывод по делу.
Исправлением описки (опечатки) являются вносимые в решение исправления, не изменяющие его содержание, то есть не влияющие на существо принятого решения и выводы, сделанные судом в решении. Подлежащие исправлению описки (опечатки) по своей сути носят технический характер.
Судебная коллегия приходит к выводу, что внося указанные исправления определением от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, суд первой инстанции изменил суть вынесенного решения, в связи с чем, нарушил нормы гражданского процессуального законодательства.
У районного суда не имелось оснований для исправления указанного решения по существу, в связи с чем, определение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ является дополнительным основанием для отмены решения суда.
С учетом отсутствия оснований для удовлетворения основного требования, судебная коллегия полагает, что производные требования истца о восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также не полежат удовлетворению.
В связи с незаконностью основного решения суда определение того суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении арифметических ошибок в расчете среднего заработка за время вынужденного прогула также подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда и определения суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330, 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, определение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении описки, определение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении арифметической ошибки – отменить, принять новое решение: в иске ФИО1 к ГУ МЧС России по <адрес> о признании приказа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания на подполковника внутренней службы ФИО1», п. 1.1 приказа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу»; обязании восстановить в должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лискинскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> в звании подполковника внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда, компенсации морального вреда – отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.