Дело № 2-1072/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 года |
с. Улаган |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Беляшевой Е.В., с участием помощника прокурора Улаганского района Тогочоевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Саратанское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урны для сбора мусора, площадку для мусоросборников и ограждение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации «Саратанское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урны для сбора мусора, площадку для мусоросборников и ограждение.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на общественных кладбищах Саратанского сельского поселения выявлены нарушения пункта 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружения похоронного значения», а именно не оборудованы урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с твердым покрытием, не оборудовано ограждение.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Тогочоева А.Н. поддержала иск по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Администрация МО «Саратанское сельское поселение» извещена о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 этого же Федерального закона).
В силу ст.18 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч.2 ст.15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 27.05.2014 г.№ 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-P3 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренный пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п.п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Из материалов дела следует, что на территории Саратанского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай вблизи сел Саратан и Язула имеются действующие открытые общественные кладбища, на территории которых не оборудованы урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждение, что является нарушением пункта 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружения похоронного значения».
Отсутствие площадок приводит к несанкционированному складированию отходов, создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Саратанское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урны для сбора мусора, площадку для мусоросборников и ограждение, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Саратанское сельское поселение» в срок до 01.06.2019 года оборудовать на кладбищах вблизи с. Саратан и вблизи с.Язула урны для сбора мусора, площадку для мусоросборников с твердым покрытием и ограждение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 15 октября 2018 года.
Председательствующий |
Е.В. Айманова |