Мотивированное решение суда изготовлено 12.03.2018 г.
Дело № 2-313/2018 28 февраля 2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Мончак Т.Н.,
при секретаре Хазалия Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванькова Вячеслава Игоревича к Талановой Галине Александровне о признании завещания и договора дарения недействительными, признании недействительной доверенности, включении квартиры в наследственную массу, признании недействительной государственной регистрации права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Иваньков В.И. обратился в суд с иском к Талановой Г.А. указав, что является наследником первой очереди (сыном) после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, которому при жизни принадлежало право на 1/4 долю в праве собственности на квартиру по адресу: г. ФИО1, <адрес> литера А, <адрес>.
27.06.2017 г. мать истца, ФИО6, получила от ФИО5 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о намерении продать принадлежащую ответчице с ДД.ММ.ГГГГ 1/4 долю в праве собственности на спорную квартиру.
Указал, что поскольку наследодатель скончался ДД.ММ.ГГГГ, он не мог ДД.ММ.ГГГГ распорядиться спорной долей на основании договора дарения, зарегистрированного в Управлении Росреестра по СПб 20.12.2012г.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования были уточнены на основании ст. 39 ГПК РФ, где он указывает на то, что нотариусом нарушены требования ст. 1125, 1124 ГК РФ, а именно завещание недействительно, так как на момент составления его отец не имел тяжелой болезни и мог по состоянию здоровья подписать завещание собственноручно, поэтому правовых оснований для привлечения рукоприкладчика не имелось, следовательно, завещание вместо ФИО2 рукоприкладчиком подписано необоснованно.
С учетом уточнения иска истец просил признать недействительным договор дарения 1/4 доли в квартире по адресу: г. ФИО1, <адрес> литера А, <адрес>; признать недействительным завещание от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное нотариусом ФИО7 О.Н.; признать недействительной доверенность на имя ФИО14; включить вышеуказанную квартиру в наследственную массу после смерти ФИО2; признать недействительной регистрацию права собственности ФИО5 на ? долю в праве собственности на квартиру, применить последствия недействительности сделки.
Представитель истца – адвокат Чайковская Н.О., действующая на основании доверенности и ордера, судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Таланова Г.А., третье лицо Иванькова В.Д. в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела, доказательств уважительности причины неявки, ходатайства об отложении слушания дела не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица - нотариусы Розова Ю.С., Тарантова О.Н. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ОЗАГС <адрес> СПб составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 на момент смерти принадлежала ? доля в праве собственности на квартиру по адресу: ФИО1, <адрес>, лит.А., <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство после умершей дочери ФИО13
Собственником ? долей в праве собственности на вышеуказанную квартиру является ФИО6 – мать истца.
Согласно выписке из ЕГРН в настоящее время собственником ? доли квартиры является ответчик ФИО5 на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО7 О.Н. Право общей долевой собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ При этом, из представленного по запросу суда договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 при подписании договора действовал в лице представителя ФИО14 на основании доверенности (<адрес>7), удостоверенной нотариусом ФИО7 О.Н. ДД.ММ.ГГГГ и подарил одаряемой ФИО5 принадлежащую ему ? долю в праве собственности на квартиру по адресу: ФИО1, <адрес>, лит.А., <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно п. 5 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается, в том числе вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.
Удовлетворяя исковые требования истца в части признания недействительными доверенности и договора дарения доли квартиры, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, исходит из того, что на момент заключения договора дарения и выдачи доверенности ДД.ММ.ГГГГ, основании которой ФИО14 представлял интересы ФИО2, последний умер, в связи с чем действие доверенности прекратилось. Следовательно, заключенный между ФИО14, действующим по доверенности от ФИО2 договор дарения доли квартиры является не соответствующим требованиям закона, ничтожным с момента его совершения.
В материалах открытого нотариусом ФИО16 наследственного дела умершего ФИО2 также имеется завещание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное от имени ФИО2 на имя ФИО5, в соответствии с которым наследодатель завещал все принадлежащее ему имущество ФИО5 В завещании указано, что ФИО2 болен, по его просьбе, в его присутствии и в присутствии нотариуса расписалась ФИО15 Завещание удостоверено нотариусом ФИО7 О.Н.
Согласно ст. 1120 ГК РФ, завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.
Согласно ст. 218, ст. 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 1125, ст. 1127 и п. 2 ст. 1128 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 1125 ГК РФ завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание по просьбе завещателя, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВС РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от ДД.ММ.ГГГГ N 9, завещание может быть признано недействительным по решению суда, в частности, в случаях: несоответствия лица, привлеченного в качестве свидетеля, а также лица, подписывающего завещание по просьбе завещателя (абзац второй, пункта 3 статьи 1125 ГК РФ), требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ; присутствия при составлении, подписании, удостоверении завещания и при его передаче нотариусу лица, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруга такого лица, его детей и родителей (пункт 2 статьи 1124 ГК РФ); в иных случаях, если судом установлено наличие нарушений порядка составления, подписания или удостоверения завещания, а также недостатков завещания, искажающих волеизъявление завещателя.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 34 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания, утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол N04/04 от 02.07.2004), нотариус обязан выяснить волю завещателя, направленную на определение судьбы имущества завещателя на день его смерти. Воля завещателя может быть выяснена в ходе личной беседы нотариуса и завещателя о действительном и свободном намерении завещателя составить завещание в отношении определенных лиц и определенного имущества. Нотариус принимает меры, позволяющие завещателю изложить волю свободно, без влияния третьих лиц на ее формирование.
Согласно п. 39 Методических рекомендаций, при нотариальном удостоверении завещания допускается присутствие помимо завещателя и нотариуса только переводчика, исполнителя завещания, свидетеля, лица, подписывающего завещание вместо завещателя (далее - рукоприкладчика).
В силу п. 42 Методических рекомендаций, подписание завещания вместо завещателя рукоприкладчиком допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ (ст. 1125): физические недостатки завещателя, его тяжелая болезнь или неграмотность. Завещание подписывается рукоприкладчиком по просьбе завещателя в его присутствии и в присутствии нотариуса.
Согласно п. 45 Методических рекомендаций, участие рукоприкладчика в процессе составления и удостоверения завещания не должно носить формальный характер и ограничиваться только подписанием завещания. Рукоприкладчик обязан ознакомиться с текстом завещания, к подписанию которого он привлечен. Если завещатель не может лично ознакомиться с текстом завещания в силу своей неграмотности или физических недостатков, убедиться, что текст завещания верно записан нотариусом, со слов завещателя, и соответствует его воле, должен рукоприкладчик.
Из толкования вышеуказанных норм материального права следует, что тяжелая болезнь, как основание для привлечения рукоприкладчика для подписания завещания поставлено в один ряд с физическим недостатком и неграмотностью, т.е. с такими обстоятельствами, при которых завещатель объективно лишен возможности поставить свою подпись.
Составление и удостоверение завещания с участием рукоприкладчика имеет исключительный характер. Наличие физических недостатков, тяжелой болезни, неграмотности должно быть очевидным и бесспорным. Указание нотариусом в завещании на болезнь наследодателя ФИО2 в отсутствие доказательств, безусловно подтверждающих тяжесть заболевания, повлекшую невозможность проставления своей подписи, означает несоблюдение требований о собственноручном подписании завещания. Указание на наличие такой болезни отсутствует в реестре нотариального действия, а также самом завещании.
Поскольку объективные доказательства, подтверждающие, что текст завещания был подписан по просьбе завещателя, с его слов и в его присутствии, и что завещание соответствует воле завещателя, отсутствуют, суд приходит к выводу, что при составлении оспариваемого завещания были нарушены положения ст. 1125 ГК РФ, соответственно, данное завещание не порождает правовых последствий в виде права ответчика на наследуемое имущество и должно быть признано недействительным. Также суд полагает возможным применить последствия недействительности сделки в виде исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО5 на вышеуказанную квартиру.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным завещание, выполненное на бланке <адрес>8 ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга Тарантовой Ольгой Николаевной.
Признать недействительным Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: ФИО1, <адрес>, лит.А., <адрес>, от имени ФИО2 в пользу Талановой Галины Александровны, выполненный на бланке №, удостоверенный нотариусом Тарантовой Ольгой Николаевной.
Признать недействительной доверенность от имени ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненную на бланке №, удостоверенную нотариусом Тарантовой Ольгой Николаевной.
Включить ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: ФИО1, <адрес>, лит.А., <адрес> наследственную массу после умершего ФИО2.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации за Талановой Галиной Александровной права общей долевой собственности на квартиру по адресу: ФИО1, <адрес>, лит.А., <адрес>, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца посредством подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд.
Судья: