Решение по делу № 33-5880/2023 от 24.07.2023

Дело № 33-5880/2023 (в суде 1-ой инстанции дело № 2-1885/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2023г. г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Хохловой Е.Ю.

судей Бисюрко Ю.А., Литовченко А.Л.,

при секретаре Шадрине Б.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2023г.

Заслушав доклад судьи Литовченко А.Л., объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» Шаповалова О.П., прокурора Севрюк К.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО РЖД») о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения на железнодорожном транспорте законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения. В частности, на станции Эльбан отсутствует специализированное машино-место, в здании вокзала отсутствуют уборная, кнопка вызова для инвалидов, тактильные указатели. Поскольку требование прокурора, направленное балансодержателю здания в добровольном порядке не исполнено, прокурор просил обязать ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2023 г.
исковые требования удовлетворены с увеличением срока устранения указанных прокурором нарушений до 24 месяцев.

Не согласившись, ОАО "РЖД" подало апелляционную жалобу. В обоснование указано, что пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению. Финансирование работ по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется в рамках долгосрочной инвестиционной программы, по которой необходимых средств не выделялось. При этом с учетом финансовых возможностей ОАО «РЖД» самостоятельно принимает меры для обеспечения доступа инвалидов к местам оказания транспортных услуг. В частности, в компании создан и функционирует Центр содействия мобильности, разработан и применяется Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных групп населения и инвалидов, на объекты инфраструктуры составляются паспорта доступности, которые согласуются с общественными объединениями инвалидов. Предъявление иска является вмешательством в хозяйственную деятельность общества.

В письменных возражениях прокурора просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «РЖД» доводы апелляционной жалобы поддержала, подтвердив изложенные в ней обстоятельства.

Прокурор поддержал доводы письменных возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.

Судом установлено и видно из материалов дела, что прокуратурой проведена проверка станции Эльбан на предмет соблюдения требований закона при обеспечении доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья на объекты железнодорожного транспорта. По результатам проверки выявлены факты ненадлежащего состояния объектов железнодорожной инфраструктуры, влекущие нарушение прав пассажиров, относящихся к маломобильным группам населения.

Так, на станции отсутствует специализированное машино-место для инвалидов, уборная расположена на улице. На железнодорожном вокзале станции Эльбан отсутствуют кнопка вызова для инвалида, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильное обозначение границы опасной зоны у краев платформ со стороны путей. В зале ожидания отсутствуют направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению.

Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 25 августа 2022г.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 210 ГК РФ, ст.21, Федерального закона от 10 января 2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (далее - Закон о железнодорожном транспорте), ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов, СП 8.4.1159.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 8.4.1159.13330.2020), а также Устава ОАО «РЖД».

Суд исходил из того, что наличие недостатков, перечисленных в акте проверки от 25 августа 2022г. нашло свое подтверждение. При этом ОАО «РЖД» как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по обеспечению доступности объектов железнодорожной инфраструктуры для лиц с ослабленным зрением и маломобильных групп населения в целом.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Согласно пунктом 1 статьи 1 Закона о железнодорожном транспорте, железнодорожный транспорт в РФ призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Закона о социальной защите инвалидов).

В соответствии с п. 2, 6 ч. 1 ст. 15 названного закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчик.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (ч. 7 ст. 15).

Конкретные требования по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения предусмотрены СП 59.13330.2020, а так же ГОСТР 52875-2018 «Указатели тактильные, наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

В частности, данными правовыми актами предусмотрено наличие специализированного машино-места (пункт 5.2.1 СП 59.13330.2020), уборной внутри здания (пункт 6.3.2 СП 59.13330.2020), кнопки вызова для инвалида (пункт 6.1.1 СП 59.13330.2020), информирующих тактильных табличек, направляющих тактильных напольных указателей и тактильного обозначения границы опасной зоны платформы (пункты 6.5.9, 8.4.11 СП 59.13330.2020, пункт 4.1.1 ГОСТР 52875-2018).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 N 689-О-О, от 24 октября 2013 N 1632-О).

Таким образом, ОАО «РЖД», как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, и обязанность по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья к объекту транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Эльбан.

Доводы жалобы о том, что действие отдельных положений норм Федеральных законов от 01 декабря 2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона о социальной защите инвалидов, Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 06 ноября 2015 N 329, СП 59.13330.2020 распространяется лишь ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам, судебной коллегией отклоняются, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм) по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлена частью 7 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.

Установленная Законом о железнодорожном транспорте и Законом о социальной защите инвалидов публичная обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий вокзала на железнодорожной станции, наличия или отсутствия финансовой возможности.

Наличие корпоративного порядка обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку указанный порядок не подтверждает отсутствие нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, и не свидетельствует об устранении ответчиком нарушений, установленных в ходе прокурорской проверки.

Доказательств отсутствия технической возможности исполнения заявленных прокурором требований ОАО «РЖД» не представлено.

При этом, вопреки доводам ответчика, заявленные прокурором требования основаны на нормах действующего законодательства и не свидетельствуют о вмешательстве в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Подача настоящего иска, прежде всего, направлена на исполнение требований закона и защиту прав людей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся пассажирами, и не имеет целью вмешательство в хозяйственную деятельность ответчика.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-5880/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Литовченко Артём Леонидович
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
25.07.2023Передача дела судье
21.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Передано в экспедицию
21.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее