Решение по делу № 33-2713/2023 от 07.11.2023

    Судья: Ситникова С.Ю.                                                        дело № 33-2713/2023

                                                    № дела в суде первой инстанции 2-3662/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    08 декабря 2023 года                                                                       г. Майкоп

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

    председательствующего: Тхагапсовой Е.А.,

    судей: Аутлева Ш.В., и Козырь Е.Н.,

    при секретаре судебного заседания Сапиевой Э.О.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобепредставителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>»по доверенности Морозовой ФИО12 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

    исковые требования прокурора <адрес> в интересах Спольниковой ФИО13 к Администрации МО «<адрес>», Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

    Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>», и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования обеспечить Спольникову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

    Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления – муниципальное образование «<адрес>» дополнительные финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению Спольниковой ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н.,объяснения помощника прокурора <адрес> М.Б., истца Спольниковой ФИО16 представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО1, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

    прокурор <адрес> обратился с исковым заявлением в интересах Спольниковой ФИО17. к Администрации муниципального образования             «<адрес>», Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, что Спольникова ФИО18 относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>». До настоящего времени Спольникова ФИО19 не обеспечена жилым помещением, в связи с чем, она обратилась в прокуратуру для защиты прав на жилище.

    Прокурор <адрес> просит обязать Администрацию Муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования, обеспечить Спольникову ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

    Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления – муниципальное образование «<адрес>» дополнительные средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению Спольниковой ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО5 и представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>»по доверенности Раенко ФИО22 возражали против удовлетворения исковых требований.

    Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства по доверенности Чернышев ФИО23. представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил признать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства не надлежащим ответчиком.

    Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Республики Адыгея, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

    Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы представитель Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО1, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что при обеспечении жильем ФИО2 будут нарушены права на обеспечение жильем детей-сирот, которые также включены в Список, сформированный Министерством образования и науки Республики Адыгея и их порядковые номера, согласно списку, предшествуют порядковому номеру ФИО2 Также представитель ответчика указала, что в 2023 году в рамках соглашения будут обеспечены жильем 24 человека соответственно Списку. Поскольку ФИО2 числится в Списке под номером 12, она будет обеспечена жильем в рамках предоставленной субвенции на 2023 год.

    В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора <адрес> ФИО8 просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что не обеспечение ФИО2 жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам и целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает право ФИО2 на жилище.

    Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Верховного суда Республики Адыгея http://vs.adg.sudrf.ru.

    Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела проверкой прокуратуры <адрес> установлено, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>». До настоящего времени ФИО2 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, она обратилась к прокурору с целью защиты ее прав на жилище.

    Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1996-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции исходил из того, ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет. Таким образом, она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования прокурора законными и удовлетворил их.

    Судебная коллегия по гражданским делам полагает изложенные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке доказательств по делу.

    В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно части 1 статьи 109. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГС - Хасэ РА ДД.ММ.ГГГГ).

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

    Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения" государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «<адрес>».

    Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ N 137 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).

    Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

    Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

    Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

    Исходя из вышеуказанного, доводы апелляционной жалобы о том, что по решению суда во внеочередном порядке ставит в худшее положение других очередников, включенных в список ранее и также нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, но не обратившимися в суд за защитой своих жилищных прав, являются несостоятельными и подлежащими отклонению.

    Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках вжившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.

    Оснований для отмены верного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «город Майкоп»по доверенности Морозовой ФИО24 - без удовлетворения.

    Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий:                                                  Е.А. Тхагапсова

                                                                                           Ш.В. Аутлев

                                                                                           Е.Н. Козырь

33-2713/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
07.11.2023Передача дела судье
08.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Передано в экспедицию
08.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее