Дело № 2а-279/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
20 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми к Филипповой Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций
установил:
МИФНС России № 1 по РК обратилась в суд в порядке упрощенного (письменного) производства к Филипповой Е.А. с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявленные требования мотивирует тем, что Филиппова Е.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с несвоевременной уплатой налогов за 2017 год Филипповой Е.А. были начислены пени. В адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налога и пени, однако, указанная обязанность в добровольном порядке ею не исполнена; в связи с чем Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с Филипповой Е.А. задолженность по транспортному налогу в размере 7 740 рублей, налогу на имущество физических лиц в размере 12 650 рублей, пени по транспортному налогу в размере 97 рублей 14 копеек, и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 158 рублей 75 копеек.
Представитель МИФНС № 1 по РК в суде не присутствует, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик Филиппова Е.А. в суде не присутствует, о месте и времени слушания извещалась заказным письмом с уведомлением, а также посредством размещения информации о времени и месте судебного заседании на официальном сайте Прилузского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заказное письмо адресатом не получено, конверт с судебными документами вернулся в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении.
В соответствии со ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (ч. 1).
Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 7).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Таким образом, административный ответчик Филиппова Е.А. считается извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по правилам ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы административного дела № 2а-676/19, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002 года № 110-РЗ (ред. от 20.04.2018) «О транспортном налоге» установлены на территории Республики Коми ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 рублей.
Судом установлено, что в налоговой инспекции имеются сведения, согласно которым по состоянию на 2017 год в собственности Филипповой Е.А. находились транспортные средства – автомобиль <данные изъяты> гос.рег.знак № регион, мощностью 149 л.с.; автомобиль <данные изъяты>, гос.рег.знак № регион, мощностью 109 л.с.
Факт регистрации за ответчиком вышеуказанного транспортного средства подтверждается соответствующими сведениями, представленными суду ОМВД России по Прилузскому району РК от 30.07.2019 года №.
Отсюда, размер транспортного налога составит: на автомобиль <данные изъяты> – 4 470 руб. (149 л.с. х 30 руб.), на автомобиль <данные изъяты> – 3 270 руб. (109 л.с. х 30 руб.).
На основании ч. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Кроме того, как установлено судом, в 2017 году Филиппова Е.А. являлась также плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, объектами налогообложения признаются жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ст. 402 НК РФ).
Налоговым периодом согласно статье 405 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года N 123-РЗ "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" налог на имущество физических лиц.
Частью 2 данного решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
2.1. В размере 0,3 процента в отношении: 2.1.1. Жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат). 2.1.2. Объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом. 2.1.3. Единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом). 2.1.4. Гаражей и машино-мест. 2.1.5. Хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2.2. В размере 2,0 процентов в отношении: 2.2.1. Объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 2.2.2. Объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 2.2.3. Объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
2.3. В размере 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Из представленных суду документов следует, что в период с 12.11.2014 по 24.08.2017 года Филиппова Е.А. являлась собственником помещении, расположенного по адресу: РК, г. Сыктывкар, <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 3 795 138,24 рубля. Филиппова Е.А. владела указанным объектом недвижимости 8 месяцев. Следовательно, размер налога на имущество физических лиц на указанный объект недвижимости за 8 месяцев должен составить 12 650 рублей 46 копеек, исходя из следующего: 3 795 138 руб. х 0,50% /12 х 8.
Уплата транспортного налога и налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог (часть 1 статьи 363 и часть 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствие с частью 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление от 10.09.2018 № на уплату транспортного налога за 2017 год на общую сумму 7 740 рублей и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 12 650 рублей, в срок до 03.12.2018 года. Данное налоговое уведомление получено Филипповой Е.А. 13.09.2018 года.
На основании ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Приказом ФНС России от 27.02.2017 №, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Из информации от 12.08.2019 года №, предоставленной МИФНС № 1 по РК следует, что Филиппова Е.А. имеет личный кабинет налогоплательщика.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Сведений о том, что Филиппова Е.А. обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, административный ответчик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленным в её адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.
Поскольку на основании вышеуказанного уведомления суммы налога на имущество, транспортному налогу в установленные сроки Филипповой Е.А. уплачены не были, налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 45, 69, 70 Налогового кодекса РФ ответчику направлено требование N 1207 на уплату сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц по состоянию на 22.01.2019 в соответствии с вышеприведенным уведомлением, а также начисленных пеней в размере 255 руб. 89 коп. (пеня по транспортному налогу – 97,14 руб., пеня по налогу на имущество физических лиц – 158,75 руб.) по сроку уплаты до 25.02.2019. Согласно выписки из личного кабинета налогоплательщика требование № получено Филипповой Е.А. 30.01.2019 года.
По данным Инспекции сумма транспортного налога за 2017 год в размере 7 740 руб., пени по транспортному налогу в размере 97,14 руб., сумма налога на имущество физических лиц за 2017 года. в размере 12 650 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 158,75 руб. не уплачены в бюджет по настоящее время.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Срок исполнения требования налогового органа от 22 января 2019 года истекал 25 февраля 2019 года. Соответственно, последним днем для обращения в суд был – 26 августа 2019 года.
Между тем, 05 апреля 2019 года МИФНС № 1 по РК обратилась в Прилузский судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Филипповой Е.А. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в общем размере 20 645 рублей 89 копеек. 10 апреля 2019 года мировым судьей вынесен судебный приказ на взыскание с налогоплательщика задолженности по налогам, пени в указанном размере. В связи с поступившими от Филипповой Е.А. возражениями на основании определения мирового судьи от 06.05.2019 года судебный приказ отменен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано налоговым органом в Прилузский районный суд 18 июля 2019 года, то есть в течение установленного налоговым законодательством шестимесячного срока.
Следовательно, установленный законом срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 НК РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Несмотря на то, что при подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялось бремя доказывания, доказательств уплаты сумм налога и пени в рамках выставленного в адрес Филипповой Е.А. требования, административным ответчиком не представлено и судом не добыто, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с последней недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
При определении суммы пени, подлежащей взысканию с ответчика, судом учитывается следующее.
Согласно представленного суду расчета административного истца, размер подлежащей взысканию: пени за недоимку по транспортному налогу за 2017 год составляет 97 рублей 14 копеек; пени за недоимку по земельному налогу за 2017 год – 158 рублей 75 копеек. Данные расчеты проверены судом и сомнений не вызывают; не оспариваются указанные расчеты и административным ответчиком, который своего контррасчета суду не представила.
Кроме того, принимая во внимание, что при подаче иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден, на основании ч.1 ст.114 КАС РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, составит 819 рублей 38 копеек.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 286-290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по РК к Филипповой Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с Филипповой Е.А., проживающей по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, недоимку по налогам и пени в общем размере 20 645 (двадцать тысяч шестьсот сорок пять) рублей 89 копеек, в том числе недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 7 740 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 12 650 рублей; пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 04.12.2018 года по 21.01.2019 года в размере 97 рублей 14 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 04.12.2018 года по 21.01.2019 года в размере 158 рублей 75 копеек.
Взыскать с Филипповой Е.А. в доход местного бюджета судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме 819 рублей 38 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий