Дело № 2-255/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.<адрес> 20 июля 2016 года
Лунинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рыбакова А.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ <адрес> о понуждении оборудовать здание школы и прилегающую территорию системой видеонаблюдения,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к МОУ СОШ <адрес> о понуждении оборудовать здание школы и прилегающую территорию системой видеонаблюдения,указывая на то, что прокуратурой <адрес> в июне 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, в том числе и в МОУ СОШ <адрес>, что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проверки исполнения МОУ СОШ <адрес> требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности, в деятельности образовательного учреждения выявлены существенные нарушения в названной сфере, в том числе отсутствие системы видеонаблюдения на прилегающей территорией и в здании образовательного учреждения.
Образовательное учреждение МОУ СОШ <адрес> является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания.
Отсутствие системы видеонаблюдения по всему зданию учреждения образования и по периметру прилегающей территории отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО4поддержал исковые требования полностью.
Директор МОУ СОШ <адрес> ФИО5, начальник отдела образования администрации <адрес> ФИО6,представитель администрации <адрес> в письменном заявлении просили дело рассмотреть без их участия,указав, что с иском прокурора согласны,но средств на установление видеонаблюдения не имеется.
Выслушав объяснения прокурора,изучив письменные материалы дела, суд считает подлежащим удовлетворению заявление прокурора исходя из следующего.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
ФИО1 приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ФИО1», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 ст. 28 вышеприведенного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 1.5 Устава МОУ СОШ <адрес> (далее – Устав), учредителем данного образовательного учреждения является Отдел образования администрации <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес> и нормативными правовыми актами муниципального образования <адрес> осуществляет Отдел образования администрации <адрес>.
В соответствии с п. 1.7 Положения об отделе образования <адрес> (утв. решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), учредителем Отдела образования является <адрес>.
Пункт 1.8 Положения устанавливает, что Отдел финансируется за счет средств бюджета <адрес>, муниципального бюджета, целевых средств, выделенных на реализацию ведомственных целевых программ, является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете <адрес> на содержание подведомственных организаций.
Согласно п. 2.4 Положения, Отдел образования администрации <адрес> осуществляет контроль за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, обучающихся и работников образовательных учреждений.
Также на основании п. 2.15 Положения, Отдел образования администрации <адрес> выступает главным распорядителем средств бюджета района по отрасли «Образование», несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его распоряжение из бюджета <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
Согласно пункту 7.1 ст. 14, пункту 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно акта о результатах проверки соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности МОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности образовательного учреждения выявлены существенные нарушения в названной сфере, в том числе отсутствие системы видеонаблюдения на прилегающей территорией и в здании образовательного учреждения.
Образовательное учреждение МОУ СОШ № <адрес> является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания.
Отсутствие системы видеонаблюдения по всему зданию учреждения образования и по периметру прилегающей территории отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения.
Осуществление деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Указанные обстоятельства является основанием для удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> оборудовать корпус здания и прилегающую территорию школы, расположенной по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его оглашения.
Судья: