дело №2а-968/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 октября 2018 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего – судьи Катчиевой З.И.,
рассмотрев в помещении Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению обваловки по периметру территории мусульманского кладбища расположенного в западной части (адрес обезличен ), незаконным, возложении обязанности до (дата обезличена) с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по обваловке территории мусульманского кладбища, расположенного в западной части (адрес обезличен ),
у с т а н о в и л:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению обваловки по периметру территории мусульманского кладбища расположенного в западной части (адрес обезличен ), незаконным, возложении обязанности до (дата обезличена) с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по обваловке территории мусульманского кладбища, расположенного в западной части (адрес обезличен ).
В обоснование административного искового заявления указано, что на территории Красногорского сельского поселения в западной части (адрес обезличен ) расположено мусульманское кладбище. Однако в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства не проведена обваловка территории кладбища для защиты почвы земельных участков граничащих с кладбищем. Также указанное нарушение способствует отравлению почвы земли «трупным ядом» и его проникновению в грунтовые воды, попадающие в водоемы, реки, что создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования и нарушает их права на благоприятную окружающую среду, а также права граждан являющихся собственниками или арендаторами земельных участков граничащих с земельным участком, на котором расположено мусульманское кладбище. Вместе с тем, в соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.11 ст.2 Закона Карачаево- Черкесской Республики от 09 ноября 2015 года №76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно требованиям Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ «О погребении и похоронном деле») местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (ч.1 ст.4). Решение о создании мест погребения согласно ч.2 ст.15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» принимаются органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Согласно ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. В силу ч.1 ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые обязаны их содержать (ч.1 ст.18 ФЗ «О погребении и похоронном деле»). Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Согласно п.4 ст.11 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения. В соответствии ч.1 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закона) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3 Закона). В силу ст.8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно- правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности. Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. Согласно ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Таким образом, из вышеизложенного следует, что администрацией сельского поселения ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища из-за не проведения работ по обваловке территории кладбища, что способствует отравлению почвы земельных участков граничащих с кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования, их имуществу, а также нарушает их права на благоприятную окружающую среду.
Административное дело рассмотрено по правилам ч.2 ст.140 КАС РФ без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, в связи с чем, суд не признал явку представителя административного истца и административного ответчика обязательной.
В соответствии с ч.3 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства может быть рассмотрено, если, ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Административному ответчику, в порядке ст.292 КАС РФ, судом было направлено определение о подготовке к рассмотрению административного дела с указанием на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения упрощенного порядка. Возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от администрации Красногорского сельского поселения не поступили. Кроме того, от представителя ответчика Главы администрации Красногорского сельского поселения поступило заявление, в котором указано, что он не возражает против рассмотрения данного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без их участия.
Суд, изучив материалы дела, считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, так как условия, предусмотренные ст.291 КАС РФ, соблюдены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 указанного закона).
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании ч.2 ст.18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьями 1 и 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011г. N84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п.п.1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п.1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Пунктом 2.7. СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в числе прочего, обваловку территории.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, согласно п.23 ст.7 Устава муниципального образования Койданского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР, отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере содержания мест захоронений органами местного самоуправления на территории Койданского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
В ходе проверки установлено, что захоронение умерших в (адрес обезличен ) производится на территории западной части станицы, в нарушение требований п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» по всему периметру мусульманского кладбища не проведены обваловка территории, не устроена система дренажа, что также не оспаривается представителем административного ответчика. Согласно объяснению представителя административного ответчика в лице Главы администрации Красногорского сельского поселения, причиной является отсутствие надобности в проведении обваловки по всему периметру мусульманского кладбища и сооружения дренажной системы.
Поскольку содержание мусульманского кладбища, расположенного в (адрес обезличен ), не отвечает санитарным требованиям, указанного в пункте 2.7 СанПиН 2.1.2882-11, в части обваловки территории мусульманского кладбища в западной части станицы, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Красногорского сельского поселения в части исполнения полномочий по надлежащей организации на территории муниципального образования Красногорского сельское поселение содержания мест захоронений и о необходимости возложения на административного ответчика обязанности устранить вышеназванное нарушение, а именно, организовать проведение обваловки по всему периметру территории мусульманского кладбища в западной части станицы, что стало следствием неисполнения административным ответчиком полномочий по надлежащему содержанию мусульманского кладбища.
Доказательств о производстве обваловки по всему периметру территории мусульманского кладбища, суду административным ответчиком не представлено.
Объяснения представителя административного ответчика администрации Красногорского сельского поселения, что по периметру мусульманского кладбища в западной части станицы отсутствует дренажная система, обваловка так как считает, что в этом нет необходимости, не освобождает администрацию сельского поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования от выполнения возложенных законом полномочий и решения вопросов местного значения поселения.
По правилам ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая мнение административного истца, изложенное в требовании административного иска, исполнение администрациями муниципальных образований обязательств средствами местных бюджетов, а также необходимость определенного периода времени для устранения выявленных нарушений, отсутствие в материалах дела доказательств необходимости большего времени для устранения нарушений, суд считает возможным установить испрашиваемый прокурором срок исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности до (дата обезличена).
Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии со ст.103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сбора.
Согласно п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина с административного ответчика – администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175–180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в непринятии мер по проведению обваловки по периметру территории мусульманского кладбища, расположенного в западной части (адрес обезличен ), незаконным.
Возложить на администрацию Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обязанность в срок до (дата обезличена) устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно, с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по обваловке территории мусульманского кладбища (номер обезличен), расположенного в (адрес обезличен )
Об исполнении настоящего судебного решения административному ответчику необходимо в срок до (дата обезличена) сообщить Усть-Джегутинскому районному суду Карачаево-Черкесской Республики и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий – судья подпись З.И.Катчиева