УИД 57MS0№-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2024 г. г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Орловой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Иваниловой М.В.,
с участием ответчика (истца по встречному иску) Петрашова Ф.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда материалы гражданского дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Петрашовой В.Ф., Петрашову Ф.Н. о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» и по встречному исковому заявлению Петрашова Ф.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о перерасчете платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», защите прав потребителей и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Петрашова Ф.Н. на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 города Ливны и Ливенского района Орловской области мирового судьи судебного участка № 3 города Ливны и Ливенского района Орловской области от 13 мая 2024 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Зеленая роща» (далее по тексту – ООО «УК «Зеленая роща») обратилось в суд к Петрашовой В.Ф. о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 268,58 рублей, неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 787,88 рублей, неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, начисляемой на сумму основного долга 5268,58 рублей за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической оплаты задолженности, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей. Ответчик Петрашова В.Ф. направила в суд ходатайство о признании Петрашовой В.Ф. ненадлежащим ответчиком по делу и замене на надлежащего - Петрашова Ф.Н..В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Петрашов Ф.Н.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Крутовского сельского поселения Ливенского района Орловской области, администрация Ливенского района Орловской области.
Петрашов Ф.Н. обратился в суд с встречным иском, в котором выразил свое несогласие с исковыми требования ООО УК «Зеленая роща», указав, что на расстоянии более 100 м от его домовладения нет контейнерной площадки и соответственно, каких-либо контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, ближайшая расположена на расстоянии примерно 1 км 400м, за федеральной трассой Орел-Тамбов, пересечение пешком которой невозможно в силу отсутствия пешеходного перехода. Полагает, что из-за грубого нарушения нормативов по расположению контейнерных площадок с контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов он оказался лишенным возможности использовать их по назначению, а мусор в предназначенных для его накопления пакетах или емкостях, которые должны были быть представлены ему региональным оператором в случае отсутствия предусмотренных нормативами контейнерных площадок в пределах 100 м от его дома, не вывозился, коммунальная услуга по «обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «УК «Зеленая роща» не оказывалась. Просит в удовлетворении исковых требований ООО «УК «Зеленая роща» отказать, произвести перерасчет начисленной ему задолженности за оказание коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами», списав всю начисленную плату за данную услугу, как не оказанную, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом в его пользу суммы взыскания.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с Петрашова Ф.Н. в пользу ООО «УК «Зеленая роща» взыскана задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в размере 5 268 рублей 58 копеек, неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 787 рублей 88 копеек, неустойка в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, начисляемая на сумму основного долга 5 268 рублей 58 копеек, за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической оплаты задолженности, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ООО «УК «Зеленая роща»к Петрашовой В.Ф. о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований Петрашова Ф.Н. к ООО «УК «Зеленая роща» о перерасчете платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда отказано.
Не согласившись с указным решением мирового судьи, Петрашовым Ф.Н. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований ООО «УК «Зеленая роща» отказать, встречные исковые требования Петрашова Ф.Н. удовлетворить в полном объеме. Считает, что решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального права, неверным определением обстоятельств имеющих значение для разрешения дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Петрашов Ф.Н. доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, дополнив, что коммунальная услуга «обращение с твердыми коммунальными отходами» ему до настоящего времени не оказывается.
Представитель истца (ответчика по встречному исковому требованию) ООО «УК «Зеленая роща», ответчик Петрашова В.Ф., представители третьих лиц администрации Крутовского сельского поселения Ливенского района Орловской области, администрации Ливенского района Орловской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По настоящему делу нарушений мировым судьей не допущено.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон №89-ФЗ), согласно статьи 1 которого региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и местасбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7 указанного Федерального закона).
Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, то есть, заключается с любым лицом, обратившимся по вопросу заключения договора.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п. 8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641», региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 8 (18) Правил №1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области. Сложившиеся между истцом и ответчиком отношения признаются договорными. Сведений о том, что ответчик Петрашов Ф.Н. обращался с заявлением о признании недействительным договора и применения последствий действительности сделки, суду не представлено.
Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области для населения установлен и введен в действие Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20 декабря 2018 г. №651-Т.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19 декабря 2019 г. N 527-т, (с учетом Приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 17 декабря 2020 г.№524-Т, Приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 22 ноября 2022 г. №478-т) утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на период с 01 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в размере 473,35 руб./ куб. м., на 2023 г. в размере 506,50руб./ куб.м.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 г. № 221 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории сельского поселения, не являющегося административных центром муниципального района, составляет 2,250 куб. м/год.
Ответчик (истец по встречному иску) в период с октября 2022 г. по ноябрь 2022 г. не оплачивал предоставленную ему услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 5268,58 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 30 ЖК РФ задолженность по оплате за коммунальную услугу «обращение с ТКО» подлежит взысканию с ответчика Петрашова Ф.Н., поскольку он как собственник несет бремя содержания данного помещения. Обязанность по оплате на собственника возложена законом, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, ответчик мог принять меры к получению счетов и реквизитов для осуществления своевременных платежей.
Довод ответчика Петрашова Ф.Н. о том, что вместе с ним в жилом доме зарегистрированы ФИО6, Петрашова В.Ф., ФИО7, который является студентом, с ними не проживает, фактически проживает без регистрации в <адрес>, не является основанием для перерасчета задолженности за оказываемую коммунальную услугу, поскольку в силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
В соответствии с п. 86 указанных Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Согласно п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Перерасчет может быть произведен в том случае, если гражданин обратился с заявлением о таком перерасчете.
В соответствии с п. 92 Правил к заявлению о перерасчете должны быть приложены документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Кроме того, согласно пунктам 4.3.4, 4.3.5 публичной оферты о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, находящейся в открытом доступе на официальном сайте ООО «УК «Зеленая роща» указано, что потребитель обязан предоставлять Региональному оператору сведения о количестве проживающих в индивидуальном жилом доме граждан (копию домовой книги) необходимые для осуществления расчета объемов ТКО; незамедлительно сообщать Региональному оператору обо всех произошедших изменениях количества проживающих (зарегистрированных граждан, включая регистрацию и регистрацию несовершеннолетних детей по месту регистрации одного из родителей).
Доказательств о направлении Петрашовым Ф.Н. в установленном законом порядке возражений и заявлений в адрес ООО «УК «Зеленая роща» о перерасчете платы с предоставлением документов, подтверждающих факт отсутствия зарегистрированного там лица, суду первой инстанции не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
По смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ) (пункт 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от Ее выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно п. 22 утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Допущенное ответчиком нарушение оплаты коммунальной услуги, исходя из положений ст. 330 ГК РФ, обязывает его к уплате неустойки. Размер пени за период с 11 ноября 2022 г. по 19 декабря 2023 г. составляет 787,88 рублей 88 копеек, данный расчет произведен в соответствии с действующим законодательством, ответчиком (истцом по встречному иску) размер начисленной истцом неустойки не оспорен, контррасчет суду не представлен.
Относительно встречных исковых требований Петрашова Ф.Н. суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктов 11 и 24 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Как следует из пункта 1 ст. 13.4, п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор вывозит ТКО из мест, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с ТКО.
Действующим законодательством запрещено самостоятельное сжигание и/или закапывание на своем участке образовавшихся твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации Ливенского района Орловской области от 19 апреля 2019 г. №140 утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений Ливенского района Орловской области». В соответствии с данным реестром предусмотрены места (площадки) накопления ТКО в Крутовском сельском поселении <адрес>. В администрации Крутовского сельского поселения имеется реестр размещения контейнерных площадок, в котором определены конкретные места размещения данных площадок на территории поселения. Контейнерная площадка в <адрес>, в реестре не значится, и по указанному адресу отсутствует. Установкой и оборудованием контейнерных площадок по переданным полномочиям занимается администрация Ливенского района. В настоящее время по указанному адресу не установлены контейнеры для ТБО.
Из материалов дела усматривается, что транспортирование ТКО в <адрес> осуществляется в соответствии с полномочиями регионального оператора с ДД.ММ.ГГГГ Сбор ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> осуществляется с мест сбора накопления ТКО, организованных и оборудованных органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ближайшее место сбора ТКО по отношению к домовладению ответчика (истца по встречному иску), находится по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Складирование ТКО, образующихся при использовании жилого помещения, принадлежащего ответчику, могло осуществляться в любые контейнеры на любой контейнерной площадке (в любом месте накопления ТКО), расположенной на территории Крутовского сельского поселения <адрес>, в том числе, на наиболее близко расположенной к его домовладению.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, Петрашовым Ф.Н. не представлено доказательств отсутствия в спорный период у лиц, проживающих по адресу: <адрес>, ТКО, образующихся в процессе их жизнедеятельности, как и доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов, способами, не нарушающими санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что истец и члены его семьи, проживающие в его домовладении, не пользуются услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, в материалах дела не имеется, и Петрашовым Ф.Н. не представлено, равно как и доказательств неоказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения потребителем иных договоров с иными лицами на оказание услуг по вывозу мусора.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641», под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 г. № 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердымикоммунальными отходами на территории Орловской области и условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с абзацем 11 пункта 9 которого региональный оператор обязан обеспечивать создание и содержание контейнерных площадок, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерных площадок и контейнеров (с указанием источника финансирования при необходимости).
Заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором 24 августа 2018 г. Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также обеспечению на безвозмездной основе потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО пакетами, мешками или иными емкостями для сбора ТКО при бестарном способе сбора ТКО.
В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, обязанность регионального оператора по обеспечению потребителей услуги пакетами или емкостями для сбора и складирования ТКО при бестарном (мешковом) сборе ТКО не предусмотрена.
Пункт 10 Правил обращения с ТКО о возможности сбора отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором, не означает обязанность последнего по обеспечению ими потребителей, поскольку из буквального толкования данного пункта следует возможность предоставления оператором имеющихся у него емкостей потребителям как один из возможных способов сбора ТКО. Контейнеры, иные емкости (пакеты) могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. В тарифах расходы регионального оператора на обеспечение потребителей пакетами и иными емкостями для сбора ТКО не включены.
Принимая во внимание вышеуказанное, а также положения пунктов 2 и 5 ст.24.7 Закона №89-ФЗ, мировой судья правомерно пришел к выводу о несостоятельности доводов Петрашова Ф.Н. о необходимости выбора ООО УК «Зеленая роща» иного способа оказания коммунальной услуги, в частности, вывоза мусора в пакетах или иных емкостях, предоставленных региональным оператором, в связи с отсутствием контейнера для сбора ТКО вблизи его домовладения.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период, находящейся в ведении органа местного самоуправления согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны ответчика.
Учитывая указанные обстоятельства, а также применяя нормы действующего законодательства, регулирующего обязанность собственников по оплате жилищно-коммунальных услуг, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии у Петрашова Ф.Н задолженности и обязанности по ее оплате в спорный период, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ООО «УК «Зеленая роща», отказав при этом в удовлетворении встречных исковых требований Петрашова Ф.Н.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Ссылка ответчика (истца по встречному иску), на то, что в спорный период вблизи его дома не установлен мусорный контейнер, не имеет юридического значения при рассмотрении данного дела, поскольку региональный оператор несет ответственность только за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО и не отвечает за установку мусорных контейнеров и не утверждает схему места их расположения.
Какие-либо доказательства непредставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, либо предоставления услуги ненадлежащего качества материалы дела не содержат.
Сведения о наличии данной задолженности ответчика по вывозу и утилизации ТКО какими-либо доказательствами опровергнуты не были.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции также не допущено.
Таким образом, поскольку в спорный период ООО «УК «Зеленая роща» оказывало услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, Петрашов Ф.Н. имел возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя общедоступные контейнерные площадки, мировой судья при разрешении данного спора правильно пришел к выводу о наличии у Петрашова Ф.Н. задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами». Расчет задолженности истца проверен судом и признан верным.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № города Ливны и Ливенского района Орловской области мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от 13 мая 2024 г. -оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрашова Ф.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение изготовлено30 июля 2024 г.
Судья