Дело № 2-67/2023
УИД 32RS0012-01-2022-000633-61
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 октября 2023 года г. Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,
при секретере Николаевой Д.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Карачевского района Брянской области Беликовой Н.В.,
представителя ответчика администрации Карачевского района Брянской области по доверенности Романенко Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карачевского района Брянской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО7 к администрации Карачевского района Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о возложении обязанности по обеспечению питанием в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачевского района Брянской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО8., в котором, с учетом уточненных исковых требований просит обязать администрацию Карачевского района Брянской области обеспечить ФИО9 бесплатным горячим питанием, предусмотренным ч. 2.1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за период с 01.09.2021 г. по 25.05.2022 г. путем выдачи сухих пайков или продуктовых наборов.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Карачевского района Брянской области Беликова Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель администрации Карачевского района Брянской области Романенко Н.Г. иск не признала, при этом пояснив, что в течение 2021-2022 учебного года несовершеннолетней ФИО10., как обучающейся на дому, выплачивалась компенсация за двухразовое питание, куда входит горячее питание, а обязанности по замене горячего питания сухим пайком или денежной компенсацией отсутствует в законодательной базе РФ.
Соистец – законный представитель несовершеннолетней ФИО11.- Потапова С.О., извещенная надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента финансов Брянской области, представитель третьего лица Департамента образования и науки Брянской области, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Как следует из материалов дела, согласно заключению Брянской областной психолого-медико-педагогической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., несовершеннолетней ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из протокола № заседания ВК при ГБУЗ «Карачевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО13. нуждается в обучении на дому.
Установлено, что с 01.09.2021 г. по 25.05.2022 г. ФИО14 обучалась в МБОУ «Трыковская СОШ» и проходила обучение на дому.
В течение 2021-2022 учебного года ФИО15., как обучающейся на дому, образовательным учреждением МБОУ «Трыковская СОШ» выплачивалась компенсация за двухразовое питание, установленная частью 7 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» из расчета 45 рублей в сутки. Спора по данной выплате между сторонами не имеется.
Обосновывая заявленные исковые требования, прокурор ссылается на то, что несовершеннолетняя ФИО16. в указанный период не была обеспечена горячим питанием, предусмотренным частью 2.1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сухим пайком.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на организации, осуществляющие образовательную деятельность возлагается организация питания обучающихся.
Федеральным законом от 1 марта 2022 года № 47-ФЗ статья 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнена частью 2.1 следующего содержания: «Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
В соответствии с ч. 7 ст. 79 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 7.1 ст. 79 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что при обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеназванных положений закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным питанием не менее двух раз в день, из которых одно обязательно должно быть горячим, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка.
Минпросвещением России разработаны и согласованны с Роспотребнадзором и Минфином России Методические рекомендации о формах организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в малокомплектных общеобразовательных организациях, согласно которых, в зависимости от специфики расположения малокомплектных общеобразовательных организаций, компактности проживания обучающихся 1 - 4 классов, наличия соответствующей инфраструктуры и в случае отсутствия в рассматриваемых общеобразовательных организациях столовых полного цикла или столовых-доготовочных допускаются следующие формы организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в таких общеобразовательных организациях:
- доставка готовых блюд из предприятий общественного питания с соблюдением установленных санитарно-гигиенических требований;
- организация горячего питания на базе соответствующих предприятий общественного питания, находящихся в непосредственной близости к рассматриваемым малокомплектным общеобразовательным организациям;
- доставка готовых блюд из школьных столовых других образовательных организаций (или комбинатов школьного питания);
- в исключительных случаях (расположение малокомплектных общеобразовательных организаций в труднодоступной местности, их удаленность от каких-либо предприятий общественного питания и ближайшая пешая доступность учащихся до мест проживания) - выдача родителям обучающихся 1 - 4 классов согласованных с территориальными органами Роспотребнадзора наборов продуктов, позволяющих приготовить в домашних условиях полноценное здоровое горячее питание. В данном случае соответствующий муниципальный орган управления образованием при согласовании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, должен утвердить порядок приобретения общеобразовательной организацией и распределения родителям обучающихся соответствующих наборов продуктов, а также методику осуществления мониторинга фактического получения обучающимися здорового горячего питания и целевого использования выдаваемых родителям обучающихся продуктовых наборов. В соответствии с указанной методикой муниципальный орган управления образованием совместно с администрацией соответствующей малокомплектной общеобразовательной организации должен обеспечить реализацию еженедельного мониторинга фактического получения обучающимися здорового горячего питания и целевого использования выдаваемых родителям обучающихся продуктовых наборов.
Решение о выборе способа организации питания в данных условиях принимается учредителями образовательной организации по согласованию с советами школ (при их отсутствии - со всеми родителями обучающихся 1 - 4 классов).
Как следует из информационного письма Минфина России № 24-05-06/40032 и Министерства просвещения РФ АН-942/09 от 25 мая 2021 года «По вопросу организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях» законодательством Российской Федерации об образовании установлены нормы для организации бесплатного горячего питания, которые должны быть обеспечены общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся первых - четвертых классов, которые непосредственно находятся в образовательной организации. В случаях полного или частичного перевода обучающихся первых - четвертых классов общеобразовательных организаций на карантин и/или дистанционный формат обучения, введения дополнительных каникулярных периодов с целью профилактики случаев заболевания обучающихся новой коронавирусной инфекцией и иными инфекционными и вирусными заболеваниями, не подразумевающих посещение обучающимися первых - четвертых классов образовательной организации, обеспечение организации бесплатного горячего питания за счет средств целевой субсидии не осуществляется, в связи с отсутствием детей в образовательной организации. При этом не исключается возможность реализации субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т.п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся первых - четвертых классов за счет средств консолидированных региональных бюджетов.
Кроме того, как ранее указывалось, в течение 2021-2022 учебного года несовершеннолетней ФИО17., как обучающейся на дому, образовательным учреждением МБОУ «Трыковская СОШ» выплачивалась компенсация за двухразовое питание, установленное ч.7 ст.79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», из расчета 45 рублей в сутки. Спора по данной выплате между сторонами не имеется.
Следовательно, несовершеннолетняя ФИО18. была обеспечена предусмотренным законом двухразовым питанием в указанном учебном году.
Доводы исковых требований прокурора о необходимости выдачи сухих пайков или продуктовых наборов сводятся к тому, что несовершеннолетней ФИО19 к двухразовому питанию положено дополнительное горячее питание, но данные доводы суд считает основанными на неправильном толковании ст.79 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», исходя из положений которой, категории обучающихся, к которым относится несовершеннолетняя ФИО20, гарантировано законом двухразовое питание, включающее в себя, в том числе, и горячее питание.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: . ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 23.10.2023 ░.