Дело № 33 - 13177/18
Судья Журавлева В.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 12 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.
судей Рубан О.Н., Васева А.В.
при секретаре Алиеве М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Управления системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 18 июня 2018 года, которым с учетом определения Краснокамского городского суда Пермского края от 19 октября 2018 года постановлено:
«Признать действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» выразившиеся в нарушении санитарного законодательства противоправными по отношению к учащимся и воспитанникам.
Обязать администрацию Краснокамского муниципального района, Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края обеспечить работу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», в соответствии с требованиями санитарного законодательства, выделив денежные средства для выполнения мероприятий по соблюдению требований санитарного законодательства.
Возложить обязанности на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» устранить нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», а именно
по адресу: 617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, д. 15:
- в гардеробах оборудовать ячейки для обуви, в соответствии с требованиями п. 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- привести в соответствие площадь учебных кабинетов в начальных классах (1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 1е, 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 3в, 3г, 4а, 4б, 4в) исходя из площади не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, в соответствии с требованиями п. 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- обеспечить соблюдение норм площади на 1 учащегося в учебных классах (5-х, 6-х, 7-х, 8В, 9А, 9В), на момент проверки при существующей наполняемости классов свыше 21 человека (14 классов) площадь на 1 учащегося составляет 1,8-2,4 кв.м., при нормируемой площади 2,5 кв.м. на 1 учащегося, в соответствии с требованиями пп. 4.9., 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- привести в соответствие площадь столярной мастерской исходя из площади не менее 6 м2 на 1 рабочее место, в соответствии с требованиями п.5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- в учебном кабинете (физика, биология), столярной мастерской установить умывальные раковины, в соответствии с требованиями п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- устранить дефекты отделки пола в учебных кабинетах №№20,31,30, 29, 27 24,4,3,1, кабинете обслуживающего труда для девочек, в столярной мастерской в соответствии с требованиями п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10.
по адресу: 617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Звездная, д. 3:
- обеспечить ограждение теневых навесов для детей с трех сторон, в соответствии с требованиями п. 3.10.1. СанПиН 2.4.1.3049-13.
по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, д. 21:
- в объемно-планировочном решении пищеблока предусмотреть последовательность (поточность) технологических процессов, исключить встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции: шкаф холодильный для молочной продукции (молоко, масло) установить вне сырого цеха, в соответствии с требованиями п. 4.24 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- устранить дефекты отделки в спальне подготовительной группы № 7 (потолок), в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- устранить дефекты отделки пола в средней группе № 4, в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- пищеблок дошкольной организации оборудовать достаточным количеством необходимого технологического, моечного оборудования, а именно: обеспечить наличие производственного стола, весы для разделки сырой куры, ванны для вторичной обработки овощей, производственного стола и весов для приготовления и порционирования холодных закусок, в соответствии с требованиями п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- обеспечить наличие цельнометаллических производственных столов, предназначенных для обработки пищевых продуктов, в соответствии с требованиями п. 13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.
по адресу: 617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунальная, д.8:
- обработку фруктов проводить в условиях холодного цеха (зоны) или цеха вторичной обработки овощей (зоны), в соответствии с требованиями п. 14.18 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- групповые оборудовать комбинированной системой искусственного освещения, в соответствии с требованиями п. 10.14 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Установить срок для исполнения решения суда до 30.04.2019 года.
Взыскать с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в доход муниципального образования Краснокамский муниципальный район расходы по госпошлине в сумме 300 (триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Управлению системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края с требованием о признании действий по нарушению санитарного законодательства противоправными, просил возложить обязанность по выделению денежных средств для выполнения мероприятий по соблюдению требований санитарного законодательства, и устранению данных нарушений.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ответчики.
Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в апелляционной жалобе указывают, что решение суда не обладает достаточной степенью определенности и исполнимости, поскольку не указано, каким образом ответчики обязаны обеспечить работу МАОУ «СОШ № 5», конкретные обязанности на заявителей не возложены. Обеспечение деятельности МАОУ «СОШ № 5» входит в компетенцию самого образовательного учреждения.
МАОУ «СОШ № 5» полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным. Срок исполнения решения установлен судом в виде несуществующей даты – 31.04.2019 г. Кроме того, истец просил установить срок исполнения продолжительностью 1 год. По адресу: г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, 15 на момент вынесения решения отсутствовали нарушения в виде отсутствия в гардеробах ячеек для обуви, в столярной мастерской – умывальных раковин, наличия дефектов отделки пола в учебных кабинетах №№ 20, 31, 30, 24, 3, 1, кабинете обслуживающего труда для девочек. Доказательствам, подтверждающим отсутствие нарушений, оценка не дана. Обязанности, возложенные на соответчиков, носят неопределенный характер.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб ответчиков уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Истец и администрация Краснокамского муниципального района Пермского края просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей, о чем представили суду письменные заявления.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционных жалоб (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях (п. 1.1).
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- размещению общеобразовательной организации;
- территории общеобразовательной организации;
- зданию общеобразовательной организации;
- оборудованию помещений общеобразовательной организации;
- воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;
- режиму образовательной деятельности;
- организации медицинского обслуживания обучающихся;
- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;
- соблюдению санитарных правил (п. 1.2).
Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня (п. 1.3.).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся (1.4).
Согласно п. 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 при проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.
Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению (п. 4.9, п. 10.1).
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины (п. 4.27).
Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений (п. 4.29).
Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы (п. 5.10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13).
Пунктами 1.1, 1.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусмотрено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- условиям размещения дошкольных образовательных организаций,
- оборудованию и содержанию территории,
- помещениям, их оборудованию и содержанию,
- естественному и искусственному освещению помещений,
- отоплению и вентиляции,
- водоснабжению и канализации,
- организации питания,
- приему детей в дошкольные образовательные организации,
- организации режима дня,
- организации физического воспитания,
- личной гигиене персонала.
Согласно п. 3.10.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.
Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции (п. 4.24).
Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию (п. 5.1).
Для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов (п. 5.5).
Пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с Приложением N 4. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть исправно (п. 13.1).
Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям: столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими (п. 13.3).
Фрукты, включая цитрусовые, тщательно моют в условиях холодного цеха (зоны) или цеха вторичной обработки овощей (зоны) (п. 14.18).
Помещения групповых для слепых и слабовидящих детей должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения (п. 10.14).
Из материалов дела следует, что МАОУ «СОШ № 5» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Муниципальное образования «Краснокамский муниципальный район». Органом государственной власти, осуществляющим полномочия учредителя является Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района.
МАОУ «СОШ № 5» в своем составе имеет структурные подразделения:
- Детский сад №12 для детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенный по адресу г. Краснокамск, ул. Коммунальная, 8;
- Детский сад №39, расположенный по адресу г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, 9а;
- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенная по адресу: г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, 15;
- Детский сад №41, расположенный по адресу г.Краснокамск, ул. Энтузиастов, 21;
- Детский сад №44, расположенный по адресу г.Краснокамск, ул.Звездная,3.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в период с 08.02.2017г. по 10.03.2017г. проведена плановая проверка в отношении МАОУ «СОШ № 5», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства. По окончанию указанной проверки образовательному учреждению было выдано предписание № 28 от 10.03.2017г., где указаны выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и установлен срок их устранения.
Частично требования предписания были исполнены, что подтверждается составленным истцом актом проверки № 185 от 10.10.2017 г.
Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 11.10.2017 г. вынесен протокол № 886 об административном правонарушении в отношении МАОУ «СОШ № 5» по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости создания безопасных, наиболее благоприятных и оптимальных условий для содержания, воспитания, образования детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Неисполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей по соблюдению требований СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.1.3049-13 создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся.
Доводы апелляционных жалоб о том, что том, что решение суда не обладает достаточной степенью определенности, так как не указано, какие обязанности возложены на администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края и Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, а также срок исполнения решения определен в виде несуществующей даты, не могут быть приняты во внимание.
Определением Краснокамского городского суда Пермского края от 19 октября 2018 года устранены описки в обжалуемом решении. Указано, что администрация Краснокамского муниципального района Пермского края и Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края обязаны выделить МАОУ «СОШ № 5» денежные средства для выполнения мероприятий по соблюдению санитарного законодательства. Срок исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от 18 июня 2018 года установлен до 30 апреля 2019 года.
Обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по устранению нарушений санитарных норм и правил возложена судом на администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края и Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, как на учредителя и распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится образовательное учреждение, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к их компетенции.
Срок исполнения решения установлен в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ, является разумным с учетом наличия опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения. При этом ответчики не лишены права впоследствии в ходе исполнительного производства обратиться в компетентные органы с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Ссылка МАОУ «СОШ № 5» на частичное исполнение требований об устранении нарушений санитарного законодательства не может быть принята во внимание судебной коллегий. Допустимых, достоверных доказательств в обоснование данного довода не представлено. Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Вместе с тем, обстоятельства, на которые ссылается МАОУ «СОШ № 5» в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов образовательного учреждения обжалуемым решением.
Частичное исполнение решения суда, устранение нарушений санитарного законодательства следует учесть на стадии исполнения судебного акта.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, апелляционные жалобы не содержат.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Управления системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: