УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2024 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Карамзиной Ю.В., при секретаре Китаевой В.В., с участием заместителя Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области Павлова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1036/2024 по иску заместителя Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (ООО «Управляющая компания»), Муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства городского округа Похвистнево (МУП «ВКХ»), об обязании установить приборы учета холодной воды в многоквартирных домах,
у с т а н о в и л:
Похвистневский межрайонный прокурор Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания», МУП ВКХ об обязании установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства в части надлежащего обслуживания жилых многоквартирных домов выявлены нарушения в деятельности ответчика. Установлено, что на основании договора ООО «Управляющая компания» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес> В нарушение требований законодательства в указанных МКД отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды. ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес руководителя ООО «Управляющая компания» направлено решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение требований Федерального закона № 261-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, ответчик до настоящего времени не установил общедомовые приборы учета холодной воды в указанных МКД. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, прокурор просил обязать ООО «Управляющая компания» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: осуществить установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных по указанным адресам, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета, включающая в себя оснащение (монтаж) защитно-оградительной конструкцией, позволяющей обеспечить защиту узла учета от свободного доступа неопределенных лиц; в сроки, согласованные между сторонами, снимать и ежемесячно предоставлять информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборах учета холодной воды в указанных многоквартирных домах; в сроки, согласованные между сторонами, по окончании расчетного периода ежемесячно предоставлять информацию по указанным многоквартирным домам о платежах потребителей за истекший период.
В судебном заседании заместитель Похвистневского межрайонного прокурора Павлов А.Е. поддержал исковые требования, просил удовлетворить иск.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Управляющая компания» ФИО4 не явилась, участвуя в судебном заседании ранее исковые требования признала частично, поскольку в многоквартирных домах по <адрес> отсутствуют подвалы и нет возможности установить приборы учёта. С учетом количества многоквартирных домов, где будут устанавливаться общедомовые приборы учета воды, просила установить срок для исполнения решения 12 месяцев.
В судебное заседание представитель ответчика МУП «ВКХ» ФИО5 не явилась, участвуя в судебном заседании ранее не возражала против удовлетворения исковых требований.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании п.1 ч.11 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В соответствие с ч.12 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, в том числе осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п.9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В состав общего имущества входят и приборы учета, в частности, коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии (пп. «е(1)» п. 2, п. п. 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Замена общедомовых приборов учета в многоквартирном доме относится к компетенции управляющей организации, с которой заключен договор, за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества).
Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Отраслевыми документами аналогично регламентируется место установки приборов учета (пп. «д» п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, п. 147 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Приборы учета следует устанавливать согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.
Ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» расчеты управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного кооператива с ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы, распределяемые потребителям осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, необходимых для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида.
При этом, управляющая компания ежемесячно обязана передавать ресурсоснабжающей организации информацию об объемах коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и платежах потребителей за истекший расчетный период (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»).
В судебном заседании установлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП ВКХ городского округа Похвистнево Самарской области – ресурсоснабжающая организация, осуществляет отпуск воды и прием сточных вод ООО «Управляющая компания» – заказчику.
ООО «Управляющая компания» осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, в том числе, на договорной основе, осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>
В нарушении указанных выше требований законодательства, а также условий договора на отпуск воды и прием сточных вод, в МКД по адресам: <адрес>, общедомовые приборы учета холодной воды не установлены, показания прибора в ресурсоснабжающую организацию не передаются.
ДД.ММ.ГГГГ МУП ВКХ г.о. Похвистнево Самарской области обратилось к заместителю Похвистневского межрайонного прокурора с обращением, где указало на нарушения ООО «Управляющая компания» требований действующего законодательства в сфере ЖКХ, в т.ч. невыполнение стандартов поименованных п.4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 №416 лицензионных условий. Заявитель просил обязать ООО «Управляющая компания» в установленные действующим законодательством сроки установить приборы учета расхода воды в обслуживаемых многоквартирных домах, в том числе в домах <адрес>; обеспечить ввод в эксплуатацию ОПУ и их надлежащее содержание, включающее в себя оснащение (монтаж) защитно-огородительной конструкцией, позволяющей обеспечить защиту узла от свободного доступа неопределенных лиц; обязать ежемесячно снимать показания и передавать их МУП ВКХ; обязать с момента вступления в силу решения суда, ежемесячно передавать информацию о начислениях и платежах потребителей по вышеуказанным домам в сроки, установленные действующим законодательством (л.д.11-13).
На основании Приказа прокуратуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес руководителя ООО «Управляющая компания» направлено решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Цель проверки: проверка исполнения требований законодательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищного законодательства. Срок проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Управляющая компания», являясь лицом, уполномоченным на управление жилыми домами, расположенными по адресам: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не установило в МКД коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды. Соответственно, ввод в эксплуатацию, поверка таких приборов не осуществлялись (л.д.14-16).
До настоящего времени ответчик не установил общедомовые приборы учета холодной воды в МКД по адресу: <адрес> в результате чего происходит безучетное потребление водного ресурса, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций.
Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ, составленным совместно ООО «Управляющая компания», ООО «Сервисное ЖКХ», МУПП ВКХ, председателем МКД, актам обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего(квартирного), коллективного(общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, составленным совместно ООО «Управляющая компания», ООО «Сервисное ЖКХ», МУПП ВКХ, в результате обследований МКД по адресам: <адрес> установлено отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета холодного водоснабжения (л.д.29-31, 68-73).
В соответствие с Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Оценивая в совокупности изложенное, учитывая установленную законом обязанность управляющей организации оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды, которая ответчиком не исполняется, принимая во внимание наличие доказательств технической невозможности установки спорных приборов учета в <адрес>, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (ООО «Управляющая компания), ИНН №, Муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства городского округа Похвистнево (МУП «ВКХ»), ИНН № об обязании установить общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах, удовлетворить частично.
Обязать ООО «Управляющая компания» в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес>:
-установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды;
-обеспечить ввод в эксплуатацию, надлежащую эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды (осмотр, техническое обслуживание, поверка, в том числе оснащение защитно-оградительной конструкцией узла учета).
Обязать ООО «Управляющая компания» один раз в месяц передавать в МУП «ВКХ» показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, установленных в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес>, и информацию о платежах потребителей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 27.11.2024.
Судья Ю.В. Карамзина