Дело № 2-851/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Рябцевой А.И.
при секретаре – Гайдиной И.А.
с участием истца Астахова А.А.
представителя ответчика Администрации МО Туапсинский район Синенко М.А., действующего на основании доверенности,
представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Белова Ю.И. действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Астахов А.А., Астахов А.А. к Администрации МО Туапсинский район о признании права собственности на жилое помещение, признание права на получение мер социальной поддержки, как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Астахов А.А., Астахов А.А. обратились в суд с иском к Администрации МО Туапсинский район о признании за Астаховым А.А. права собственности на жилое помещение, признание за ними права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения 24 октября 2018 года, ссылаясь на то, что их не включили в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, поскольку они не являются собственниками жилого помещения.
Астахов А.А., действующий в своих интересах и в интересах Астахова А.А. на основании доверенности заявленные требования поддержал и пояснил, что он и его сын Астахов А.А. в составе одной семьи постоянно проживают по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение им было занято как свободное, в 90-х годах. Квартплату они не оплачивали, а коммунальные услуги оплачивали на основании договоров с ресурсоснабжающими организациями. Они зарегистрированы по данному адресу, проживают длительное время. Ранее не обращались с иском о признании права собственности, поскольку не было такой необходимости. Согласно распоряжения Администрации МО Туапсинский район их многоквартирный дом после наводнении признан аварийным, однако в списки они не включены в связи с тем, что они не являются собственниками жилого помещения, в котором проживают на протяжении длительного времени свыше 15 лет. Считает, что приобрел право собственности в порядке приобретательской давности. Просит признать за ним право собственности на указанное помещение, признать право на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам РФ лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года в составе семьи 2 человека;
Представитель администрации МО Туапсинский район Синенко М.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что дом №59 по ул.Спорная с.Кривенковское распоряжением администрации МО Туапсинский район от 15.11.2018 года признан аварийным и подлежащим сносу, однако иного жилья у истцов не имеется, в квартире они проживают более 15 лет, пользуются открыто, правопритязаний иных лиц на квартиру не имеется, в связи с чем полагает возможным удовлетворить исковые требования.
Представитель заинтересованного лица - министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края в судебном заседании- Белов Ю.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку законных оснований для признания права собственности на квартиру которая находится в аварийном доме не имеется, более того, признание права собственности на квартиру, не влечет для истцов возникновение права на получение мер господдержки, поскольку в соответствии с Постановлением губернатора, таким правом обладают лица, являющиеся собственниками жилых помещений, на момент наводнения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, приходит к следующим выводам.
Так, 24-25 октября 2018 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 № 891/в ред. постановления губернатора от 27.12. 2018г. № 891/ утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края".
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
В целях реализации указанного Закона Краснодарского края № 3210- КЗ 28. 12. 2018 года принято постановлением главы/ губернатора/ Краснодарского края № 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.
Утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края указанный выше Порядок определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры господдержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Данным Порядком/п.1 разд.2/ предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-KЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.При этом Порядок также регламентирует, кто имеет право на получение указанное меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.
Так, статьей 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 № 3210-KЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Это же положение предусмотрено и п.2 раздела 1 Порядка предоставления…
Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
При этом в соответствии п.2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.
Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является обстоятельство, если собственник или члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение /долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение/ на территории Российской Федерации.
Истцы являются гражданами РФ, членами одной семьи, отцом и сыном, о чем свидетельствует справка о составе семьи, и постоянно проживали по адресу Туапсинский район, с.Кривенковское, ул.Спорная, д.59, кв.3, что подтверждается их регистрацией по месту проживания.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район от 15.11.2019 года, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с.Кривенковское, ул.Спорная, д.59, признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Порядка, право на получение мер государственной поддержки имеют граждане (собственники и члены их семей), постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на день ее возникновения.
Признание права собственности на спорный обьект на сегодняшний день не дает право истцам на предоставление мер социальной поддержки, поскольку социальные выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года, предоставляются собственникам жилых помещений на момент наводнения.
Положение абзаца второго статьи 12 ГК РФ, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В данном же случае, истец просит признать право собственности на квартиру, которая расположена в жилом доме, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, что полностью исключает удовлетворение заявленных требований в части признания права собственности на такой объект. Таким образом, суд считает, что истцами избран неверный способ защиты своего нарушенного права, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Суд так же считает, что истцы не имеют право на получение меры государственной поддержки в денежной форме- в виде выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с п.2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ и подпунктом 2 пункта 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Как видно из представленных документов Астахов А.А., а также его сын не являются собственниками либо членами семьи собственника утраченного жилого помещения. Квартира, в которой проживают истцы, не приватизирована и не находится в собственности истцов. Согласно выписки из ЕГРН право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано, об отсутствии регистрации права собственности содержатся также сведения в техническом паспорте на квартиру.
Поэтому, учитывая, что Законом Краснодарского края и утвержденным постановлением губернатора Порядком предоставления указанной меры господдержки… предусмотрено, что право на получение данной меры господдержки имеет только собственник либо член семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, судом принимается решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Астахов А.А., Астахов А.А. к Администрации МО Туапсинский район о признании права собственности на жилое помещение, признание на получение мер социальной поддержки, как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья: Рябцева А.И.