Решение по делу № 33а-5845/2020 от 10.02.2020

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-5845/2020 Судья: Смирнова Н.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 17 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.,

судей

Ивановой Ю.В., Стаховой Т.М.

при секретаре

П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5845/2019 по апелляционной жалобе Ш.Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ш.А.К., на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 ноября 2019 года по административному иску Ш.Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ш.А.К., к администрации Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца Ш.Ю.В. возражения представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - С. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ш.Ю.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Ш.А.К. <дата> года рождения, обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в представлении места Ш.А.К. в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга в 2019/2020 учебном году.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ш.Ю.В. просила возложить на администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязанность в течение одного месяца предоставить Ш.А.К. место в государственном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «<...>».

В обоснование поданного в суд административного иска Ш.Ю.В. ссылалась на то обстоятельство, что <дата> обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке несовершеннолетней дочери Ш.А.К. на учёт для получения места в государственном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «<...>», однако, согласно данным электронного учета, очередь на зачисление её ребенка в указанное учреждение не подошла, направление для устройства ребёнка в детский сад она не получила, в связи с чем, Ш.Ю.В. обратилась по данному вопросу в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в ответ на которое администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга отказала Ш.Ю.В. в предоставлении места, сославшись на отсутствие свободных мест в выбранном истцом дошкольном учреждении.

По мнению Ш.Ю.В., решение районной администрации незаконно, поскольку в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования, поэтому такие обстоятельства, как отсутствие свободных мест в образовательном учреждении, не могут служить основанием для отказа в предоставлении места в детском саду дочери истца.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 ноября 2019 года, в удовлетворении административного иска Ш.Ю.В. отказано.

В апелляционной жалобе Ш.Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представитель заинтересованного лица Комитета по образованию Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о рождении Ш.Ю.В. приходится матерью Ш.А.К. <дата> года рождения (л.д. 18).

Несовершеннолетняя Ш.А.К. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 18 оборот).

<дата> Ш.Ю.В. обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии Ш.А.К. на учёт для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ «<...>».

Направление в дошкольную образовательное учреждение Ш.Ю.В. выдано не было.

<дата> Ш.Ю.В. повторно обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением об обеспечении Ш.А.К. местом в ГБДОУ «Детский <...>» с ноября 2019 года (л.д. 13-16).

Письмом отдела образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от <дата> №... Ш.Ю.В. уведомлена о том, что в настоящее время в ГБДОУ <...> свободных мест нет. Этим же письмом Ш.Ю.В. сообщено, что её дочери Ш.А.К. может быть представлено место в ГБДОУ <...> в группе кратковременного пребывания (л.д. 11-12).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что со стороны администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга совершены все необходимые действия по обеспечению прав ребенка на получение дошкольного образования, поскольку предлагались альтернативные варианты устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения.

Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), также гарантирующим общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Закон об образовании относит вопрос предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9) и, устанавливая право всех детей на получение дошкольного образования в образовательных организациях по достижении ими возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение такого общего образования (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как это предписано частями 3 и 4 статьи 67 Закона об образовании, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе, муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Приходя к выводу при рассмотрении данного административного дела об исполнении административным ответчиком требований действующего суд учёл, что меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении приняты путем предложения Ш.Ю.В. зачислить ребенка в группу кратковременного пребывания на базе ГБДОУ <...>.

Между тем, из письма Ш.Ю.В., направленного <дата> в прокуратуру Красногвардейского района Санкт-Петербурга, следует, что вопрос об устройстве Ш.А.К. в детское дошкольное учреждение на полный день обусловлен необходимостью трудоустройства самого истца, в связи с чем предложение зачисления ребёнка в группу кратковременного пребывания детского дошкольного образовательного учреждения нельзя признать надлежащим выполнением органом исполнительной власти обязанности устройства ребёнка, предусмотренной Законом об образовании и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Следовательно, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств принятия таких мер.

Таким образом, поскольку Ш.Ю.В. были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, постольку уполномоченный орган обязан предоставить дочери истца место в дошкольном образовательном учреждении Красногвардейского района Санкт-Петербурга и обеспечить реализацию конституционного права несовершеннолетней Ш.А.К. на доступное и бесплатное дошкольное образование в группе полного дня.

При исполнении такой обязанности районная администрация обязана учитывать и требования санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13), не допуская такого превышения количества воспитанников в детских учреждениях сверх установленных норм, которое явно может привести к нарушению режима работы дошкольного образовательного учреждения и качества устройства и содержания детей в таком учреждении.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 № 5-П отмечал, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

С учётом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, реализация возможности посещения ребёнком детского дошкольного учреждения не может ставиться в зависимость от наличия свободных мест исключительно в избранном родителями ребёнка детском учреждении исходя из расположенности последнего в пределах жилого комплекса зданий по месту их жительства, на чём настаивала истец, требуя предоставить дочери место в детском саду №..., но должна сопоставляться с наличием свободных мест в иных государственных учреждения аналогичного вида, отвечающих критерию разумного географического удаления такого учреждения от места жительства ребёнка, досягаемость которого (учреждения), в свою очередь, может определяться не только посредством оценки временных затрат на пешую доступность, но и с учётом организации работы общественного транспорта в данном административном районе (муниципальном округе) города.

Таким образом, администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязана повторно рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетней Ш.А.К. место в группе полного дня в государственном образовательном дошкольном учреждении, реализующем образовательную программу дошкольного образования, подведомственном администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и расположенном в пределах Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам (пункты 1, 3 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 ноября 2019 года по административному делу № 2а-5845/2019, отменить.

Обязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга предоставить несовершеннолетней Ш.А.К., родившейся <дата>, место в группе полного дня в государственном образовательном дошкольном учреждении, реализующем образовательную программу дошкольного образования, подведомственном администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и расположенном в пределах Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5845/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевцова Юлия Викторовна в интересах несовершеннолетней Шевцовой Аниты Кирилловны
Шевцова Юлия Викторовна
Ответчики
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Другие
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Отдел образования Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Чуфистов Игорь Владимирович
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
10.02.2020Передача дела судье
31.03.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее