Решение по делу № 2-76/2024 (2-720/2023;) от 24.10.2023

Дело № 2-76/2024

10RS0006-01-2023-000998-44

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия                                  12 апреля 2024 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Нефедовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия к Администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Главный государственный санитарный врач в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах Шабалкова О.В., действуя по доверенности в интересах Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, обратилась в суд к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее – АЛМР) с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.

Согласно информации АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ централизованное водоснабжение отсутствует в населенных пунктах (жители не обеспечены питьевой водой): <адрес>. Круг населения указанных населенных пунктов не является определенным, так как их количество не может быть точно установлено. В соответствии с положениями ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация водоснабжения населения в границах сельского поселения отнесена к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федерального закона № 52-ФЗ). Фактически, в настоящее время, все источники нецентрализованного водоснабжения, которые используют жители населенных пунктов Лахденпохского муниципального района, не находятся в хозяйственном ведении как Администрации, так и иной организации, которая брала бы на себя обязательства по контролю качества и безопасности питьевой воды. Жители вышеуказанных населенных пунктов получают питьевую воду неизвестного качества, в связи тем, что контроль за обустройством нецентрализованных источников водоснабжения и качеством питьевой воды никем не производится. Таким образом, Администрация, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, не обеспечивает жителей вышеуказанных населенных пунктов питьевой водой безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, благоприятной по органолептическим свойствам. Истец полагает, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы граждан на безопасность жизни и здоровья, гарантированную государством.

На основании изложенного, учитывая отсутствие иного способа для восстановления прав неопределенного круга лиц, ссылаясь на ст.ст. 46, 131, 132 ГПК РФ, ст. 51 Федерального закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом изменения исковых требований, истец просит суд обязать АЛМР в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований санитарного законодательства в части не обеспечения населения <адрес> венкюля, <адрес> питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21, а именно для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

Представитель истца, по доверенности ФИО6, в процессе рассмотрения дела требования изменила, а именно, просит суд обязать АЛМР в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обеспечение населения <адрес> питьевой водой в постоянном режиме. Заявленные требования в судебном заседании поддержала в полном объеме, указав, что обязанность по обеспечению населения указанных поселков питьевой водой АЛМР не выполняет. Представленный в материалы дела договор не свидетельствует об обратном, поскольку информация до населения не доведена, график не составлен, питьевой водой жители не обеспечены. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. Ранее в судебном заседании представитель ответчика, по доверенности ФИО7, полагала иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что заявок и жалоб от жителей поселков по питьевой воде не поступало, в поселках имеются колодцы и скважины, из которых жители указанных поселков получают питьевую воду.

Третьи лица – представители муниципального унитарного предприятия Лахденпохского муниципального района «Водоканал», общества с ограниченной ответственностью «Вектор», Администрации Куркиекского сельского поселения, Администрации Мийнальского сельского поселения, Администрации Элисенваарского сельского поселения, Администрации Хийтольского сельского поселения и ООО «Карелэко», при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали, отзывов не направили.

В соответствии с положениями ст. 155 Гражданского процессуального кодекса ФИО2 Федерации (далее - ГПК РФ) разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 150 ГПК РФ судья устанавливает срок, в течение которого ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Положениями ст. 12 ГПК РФ на суд возлагается обязанность известить стороны о судебном разбирательстве и создать условия, но не совершать активные действия, для реализации сторонами их процессуальных прав.

На основании ч. 1 ст. 233 ГПК Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая, что ответчик, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд, с согласия истца, рассмотрел гражданское дело в порядке заочного производства.

Выслушав позицию представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Основанием для обращения в суд послужил факт того, что из ответов АЛМР в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , последним получена информация, что в населенных пунктах <адрес> отсутствует централизованное водоснабжение, жители не обеспечены питьевой водой.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее также Закон № 416-ФЗ), государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Статьей 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также Закон № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу п.п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п. 12 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

По смыслу общих положений частей 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, п. 71 постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 72 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 к полномочиям органов местного самоуправления относится организация нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием подземных истопников водоснабжения, в том числе организация проведения разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Требования к качеству питьевой воды определены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения, должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участке. Следовательно, органы местного самоуправления, на которых возлагаются обязательства по обеспечению населения питьевым водоснабжением, должны гарантировать населению то, что питьевая вода является качественной и безопасной для осуществления хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

Гигиенический норматив для показателей качества и безопасности питьевой воды установлен разделом III Нормативы качества и безопасности воды СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Частью 1 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ, установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что все источники нецентрализованного водоснабжения, которые используют жители населенных пунктов Лахденпохского муниципального района, указанные в исковом заявлении, не находятся в хозяйственном ведении как Администрации, так и иной организации, которая брала бы на себя обязательства по контролю качества и безопасности питьевой воды.

Согласно сведениям, размещенным в телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте поискового сервера по реестрам Роспотребнадзора и санитарно-эпидемиологической службы России http://fp.crc.ru/. санитарно- эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны источников нецентрализованного водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в вышеуказанных населенных пунктах Управлением не выдавались.

Стороной ответчика не представлено доказательств того, что в вышеуказанных населенных пунктах осуществляется контроль за обустройством нецентрализованных источников водоснабжения для обеспечения жителей питьевой воды.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что АЛМР, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, не обеспечивает жителей указанных в исковом заявлении населенных пунктов питьевой водой.

Доводы представителя АЛМР об отсутствии жалоб со стороны жителей поселков, наличии колодцев и скважин, не свидетельствуют об освобождении АЛМР от установленной законом обязанности по обеспечению питьевой водой.

Также суд учитывает, что доказательств того, что Договор поставки заключенный между ООО «Карелэко» и МУП «Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Карелэко» обязуется оказывать услугу по поставке питьевой воды в указанных в иске поселках является действующим, суду не представлено.

Из отзывов глав поселений следует, что подвоз воды в постоянном режиме в поселки в том числе ООО «Карелэко» и МУП «Водоканал», не осуществляется, вода не подвозится, население поселков о возможности подать заявку на подвоз воды не информировано, постоянные места для получения услуги по подвозу воды не определены.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия законны и обоснованы, в связи с чем подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает разумным предоставить АЛМР срок для исполнения указанного требования до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия удовлетворить.

Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района (ИНН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обеспечение населения поселков:

- Куркиекского сельского поселения: ;

- Мийнальского сельского поселения: ;

- Хийтольского сельского поселения: ;

- Элисенваарского сельского поселения: , питьевой водой в постоянном режиме.

Заочное решение может быть пересмотрено Лахденпохским районным судом Республики Карелия по заявлению ответчика, обратившегося в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано истцом и другими лицами в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                          Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 19.04.2024

2-76/2024 (2-720/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
ООО "Вектор"
ООО "Карелэко"
МУП "Водоканал"
Администрация Мийнальского сельского поселения
Администрация Куркиекского сельского поселения
Администрация Элисенваарского сельского поселения
Администрация Хийтольского сельского поселения
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.12.2023Предварительное судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.04.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
11.06.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее