УИД: 39RS0002-01-2023-001069-94
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
11 августа 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,
при секретаре Цабулеве А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гончарова С.М. к ОСФР по Калининградской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гончаров С.М. обратился в суд с иском к пенсионному органу о перерасчете страховой пенсии по старости, указывая на то, что пенсионный орган необоснованно лишил возможности получать досрочную пенсию с 2011 года, поскольку он имел все основания для снижения возраста до 56 лет 8 мес. с учетом наличия стажа работы в районах Крайнего Севера; при назначении в 2016 году необоснованно исключил из общего страхового стажа работу в таможенных органах и период учебы, тем самым лишив права на получение повышенного районного коэффициента; также, по мнению истца, при назначении пенсии неправильно произведена оценка прав застрахованного лица и не применены сведения о заработке за любые 60 месяцев подряд до < Дата >, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера, с учетом указанного в данных справках районного коэффициента – 2,0.
С учетом уточнения заявленных требований истец просит суд считать специальный стаж Гончарова С.М. – 10 лет 06 мес. 2 дня с применением районного коэффициента – 2,0; обязать ответчика сделать расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране с указанием общего трудового стажа на < Дата > – 28 лет 5 мес. 00 дней, включая учебу в < адрес >; обязать ответчика сделать расчет стажевого коэффициента, исходя из общего трудового стажа 28 лет 5 мес. 00 дней; обязать ответчика сделать расчет стажевого коэффициента до < Дата >; обязать ответчика сделать расчет по валоризации до < Дата >; обязать ответчика назначить выплату пенсии с < Дата > вместо < Дата >.
В судебном заседании истец Гончаров С.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель истца адвокат Бураков В.К. поддержал заявленные уточненные исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить.
Представители ответчика ОСФР по Калининградской области Тарасевич О.Д. и Карпова М.И. просили отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражения.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности и в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
Судом установлено, что Гончарову С.М. с < Дата > назначена страховая пенсия по старости без фиксированной выплаты в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1).
Размер пенсии с < Дата > составил 3743 руб., с < Дата > с учетом перерасчетов и индексаций составляет 7510 руб. 49 коп.
По мнению пенсионного органа, продолжительность страхового стажа Гончарова С.М. составила 19 лет 02 мес. 11 дней, специальный стаж за работу в РКС – 10 лет 06 мес. 02 дня, величина ИПК – 50,403. Страховой стаж с учетом применения Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П составил - 24 года 5 мес. 15 дней.
Истец не согласен подсчетом размера его страхового стажа, поскольку на дату назначения пенсии стаж, по мнению истца, составлял 28 лет 05 мес., включая периоды работы, службы в армии, учебы, военной службы, получения пособия по безработице, службы в государственном таможенном комитете (согласно расчету представленному истцом).
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на который ссылается истец, содержалась норма, согласно которой исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Установлено и подтверждено справкой от < Дата >, выданной Северо-Западным таможенным управлением (л.д. 93-94), Гончаров С.М. является получателем пенсии за выслугу лет с < Дата > в соответствии с законом № 4468-1 по линии Таможенных органов Российской Федерации.
При определении размера пенсии по линии Таможенных органов учтены следующие периоды службы, работы и иной деятельности:
- с < Дата > по < Дата >;
- с < Дата > по < Дата >;
- с < Дата > по < Дата >.
Период учебы, заявленный истцом в иске с < Дата > по < Дата > учтен в стаж при определении пенсии за выслугу лет по линии таможенных органов, в связи с чем, у суда не имеется оснований для включения данного периода в страховой стаж.
Требования истца о включении в общий страховой стаж периодов службы в таможенных органах с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, также не подлежат удовлетворению, поскольку данные периоды включены в стаж при определении пенсии за выслугу лет по линии таможенных органов.
Двойной учет периодов работы и иной деятельности уже включенных в расчет выслуги лет по линии таможенных органов, действующим законодательством не предусмотрен.
Что касается требований истца о необходимости применения районного коэффициента при подсчете специального стажа Гончарова С.М. – 10 лет 06 мес. 2 дня суд приходит к следующему.
Размер страховой пенсии по старости определяется на основании статьи 15 Закона № 400-ФЗ по формулам с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды, имевшие место до < Дата > и с < Дата >. ИПК за периоды, имевшие место до < Дата > определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на < Дата > по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За период до < Дата > производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется из расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Для его определения вычисляется расчетный размер трудовой пенсии по различным вариантам, которые предусмотрены статьей 30 Закона № 173-ФЗ по пунктам 3,4.
Расчетный размер пенсии истца определен по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ исходя из общего трудового стажа в календарном исчислении на < Дата > – 14 лет 9 мес. 12 дней, отношения среднемесячного заработка за период работы с < Дата > по < Дата > к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период 2,684.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 данного закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9.
Повышенное отношение среднемесячных заработков, предусмотренное пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, применяется для лиц независимо от места жительства, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, в случае если они по состоянию на < Дата > проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Судом установлено, что истец Гончаров С.М. с < Дата > зарегистрирован по адресу: г. Калининград, < адрес >, следовательно, на < Дата > в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях не проживал.
Специальный стаж Гончарова С.М. в районах Крайнего Севера в календарном исчислении составил – 10 лет 6 мес. 2 дня, страховой стаж с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П – 24 года 5 месяцев 15 дней.
Ссылка истца на то, что он имеет право на определение расчетного размера пенсии с повышенным отношением среднемесячных заработков с коэффициентом 2,0 не основана на нормах действующего законодательства, поскольку не соблюдены основные условия: наличие стажа работы в районах Крайнего Севера – 15 лет, страхового стажа – 25 лет, либо проживания на территории районов Крайнего Севера по состоянию на < Дата >.
Ссылка истца на то, что по состоянию на < Дата > он имел право на получение досрочной пенсии и обращался в пенсионный орган за ее назначением, также не основана на нормах действующего законодательства и не подтверждается материалами дела.
Так, право на досрочную трудовую пенсию по старости в 2011 году предоставлялось мужчинам в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имели страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначалась с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Закона № 173-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Истец ссылаясь на указанную норму, просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии с < Дата >.
Рассматривая данное требование истца, суд учитывает, что по состоянию на 2011 год (согласно представленным истцом данных о стаже на < Дата >) страховой стаж составил 18 лет 10 мес. 29 дней, специальный стаж 9 лет 11 мес. 10 дней.
Таким образом, применяя данные нормы, истец имел право на снижение возраста на 3 года 4 мес., в 56 лет 8 мес. имел право обратиться с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной пенсии. Однако для возникновения права на досрочную пенсию необходимо было соблюдение следующих условий: возраст, наличие специального стажа – 7,6, наличие страхового стажа 25 лет. У истца отсутствовал страховой стаж и даже при наличии официального заявления о назначении пенсии, оснований для ее назначения на 2011 год у истца не имелось.
Что касается требований истца об обязании ответчика сделать расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране с указанием общего трудового стажа на < Дата > – 28 лет 5 мес. 00 дней, включая учебу в ИПТЦ МВД СССР, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии рассчитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период.
Гончаров С.М. представил в пенсионный орган справки о заработной плате за 1978-1984 годы и за 1988-1992 годы, из которых, по сведениям пенсионного органа, был выбран наиболее выгодный вариант отношения среднемесячных заработков. Учтены периоды работы подряд с < Дата > по < Дата >.
Представленный пенсионным органом расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица судом проверен, сомнений не вызывает.
В связи с чем, нет оснований для удовлетворения заявленных требований истца об обязании ответчика сделать расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране с указанием общего трудового стажа на < Дата > – 28 лет 5 мес. 00 дней, включая учебу в ИПТЦ МВД СССР.
Что касается требований истца об обязании ответчика сделать расчет стажевого коэффициента исходя из общего трудового стажа 28 лет 5 мес. и до < Дата >, суд приходит следующему.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 172-ФЗ стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющего общего трудового стажа.
Общий трудовой стаж в календарном исчислении составил на < Дата > – 14 лет 9 мес. 12 дней, в который включены пенсионным органом следующие периоды: с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – получение пособия; с < Дата > по < Дата > – получение пособия.
Стажевый коэффициент при неполном стаже определяется путем деления имеющегося стажа на требуемый для мужчин стаж.
14 лет 9 мес. 12 дней (177,4 месяцев) : 25 лет (300 месяцев) = 0,59133333 (стажевый коэффициент).
С учетом всех установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для расчета стажевого коэффициента исходя из общего трудового стажа 28 лет 5 мес.
Что касается требований истца об обязании ответчика сделать расчет по валоризации до < Дата >, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал застрахованного лица подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала. Если у пенсионера, кроме того, есть стаж работы в советский период до 1991 года, дополнительно за каждый год добавляется по 1 %. Причем величина процентного добавления ничем не ограничена. Общий трудовой стаж до 1991 года составляет 12 лет 2 мес. 11 дней ( 10 %+12%=22 %), в который включены пенсионным органом следующие периоды: с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа; с < Дата > по < Дата > – работа.
При таких обстоятельствах дела, суд полагает, что расчет, произведенный пенсионным органом верный и соответствует действующему законодательству.
При установленных по делу обстоятельствах, что истец получает пенсию по линии таможенных органов, страховую пенсию истец вправе получать без фиксированной выплаты и с учетом только того стажа, который не учтен в стаж по выслуге лет в таможенных органах, для применения повышенного отношения среднемесячных заработков у истца не имеется 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, с учетом доводов, приведенных выше, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гончарова С.М. к ОСФР по Калининградской области об обязании произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья И.Л. Ивонинская
Мотивированное решение суда изготовлено 15.08.2023 г.