Решение по делу № 12-4/2022 (12-38/2021;) от 08.11.2021

УИД: 25RS0019-01-2021-000571-35

№ 12-4/2022

РЕШЕНИЕ

с. Новопокровка                                                                           ДД.ММ.ГГГГ года

    Судья Красноармейского районного суда Приморского края Садовая С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя АО «Артель старателей «Приисковая» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО. по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

    Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – акционерное общество «Артель старателей «Приисковая» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

С постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО, не согласился представитель АО «Артель старателей «Приисковая» указав, что в действиях общества отсутствует объективная и субъективна сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ. В техническом проекте, согласованном с Управлением по недропользованию по Приморскому краю, указано, что за 1 год до рекультивации будет разрабатываться проект рекультивации. Поскольку рекультивация предусмотрена указанным проектом в 2022 году, соответственно, проект рекультивации будет разрабатываться в 2021 году, по состоянию на 2020 год АО «Артель старателей «Приисковая» не обязано иметь проект рекультивации. Административным органом не представлено доказательств совершения АО «Артель старателей «Приисковая» соответствующих противоправных действий. Оценка указанному Техническому проекту и Дополнениям к техническому проекту (в том числе, относительно календарного графика выполнения работ и осуществления рекультивации) при вынесении оспариваемого постановления о назначении административного наказания не дана. Просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В дополнении к жалобе указано, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом проанализирован лишь протокол заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ -стп. Оценка Техническому проекту и Дополнению к техническому проекту (в том числе, относительно календарного графика выполнения работ и осуществления рекультивации) при вынесении оспариваемого постановления о назначении административного наказания не дана. Следовательно, основания для отмены постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и направления дела на новое рассмотрение в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора не устранены, соответствующие указания суда не выполнены. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель АО «Артель старателей «Приисковая» Кольев А.Н., на доводах жалобы настоял. Просил об отмене постановления и прекращения производства по делу.

В судебное заседание представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о причинах неявки суд не известил, возражений относительно доводов жалобы не представил, суд считает его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав заявителя, проверив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ - задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ - по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.1 ст.8.7 КоАП РФ - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Пунктом 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, Правил проведения рекультивации и консервации земель).

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий (п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель).

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 Правил, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации" рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с пунктом 10 Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Согласно пункту 26 Правил к рекультивации земель необходимо приступить в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Пунктом 28 Правил установлено, что срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации - Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; -сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; - своевременно производить платежи за землю; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; - не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; - не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; - выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -КНД в отношении АО «АС «Приисковая» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что при осмотре лицензионного участка на россыпи руч. Изюбринный (отработана в период 2003-2010 г.г.), Веселый и верхнего течения <адрес> (отработаны в 2011-2017 г.г.) расположены некультивированные выработки и горнотехнические сооружения (вскрышные породы, размещенные в отвалы, галечный и эфельный отвалы («хвосты промывки»), участки не культивированы.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Артель старателей «Приисковая» признано виновным по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. Основанием принятого решения указано, что в административном деле отсутствует Технический проект на разработку остаточных запасов, акт на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Артель старателей «Приисковая» признано виновным по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Согласно ст. 23.3 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием недрами, а также «правилами» разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Протоколом заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ -стп, согласована проектная документация «Дополнение к техническому проекту на разработку остаточных запасов россыпного месторождения золота <адрес> в Красноармейском муниципальном районе в 2018-2022 гг» на проектный срок окончания отработки россыпей до 31.12.2022г.

Дополнение к техническому проекту на разработку остаточных запасов россыпного месторождения золота <адрес> в Красноармейском муниципальном районе в 2018-2022 гг.» является корректировкой «Технического проекта на разработку остаточных запасов россыпного месторождения золота <адрес> в <адрес> в 2015-2018г» и выполнена в связи с изменением балансовых запасов, производственной программы и продлением срока отработки россыпных месторождений золота.

Как следует из акта проверки россыпь руч. Веселый: участок отработан, не рекультивирован, на участке размещены отвалы, хвостохранилище, имеется отстойник-осветлитель, не используемый в работе. Россыпь Изюбриный: участок отработан, не рекультивирован. На участке размещены отвалы и хвостохранилища, которые частично покрыты лесной растительностью.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не дана оценка Техническому проекту и Дополнениям к техническому проекту (в том числе, относительно календарного графика выполнения работ и осуществления рекультивации). Так согласно протоколу -стп от ДД.ММ.ГГГГ рекультивация нарушенных земель установлена в 2022 году, что также подтверждается дополнениями к Техническому проекту.

Должностным лицом не установлено всех обстоятельств дела в том числе, что разработка данных россыпей производится и в настоящее время.

Предписания обществу для устранения нарушений не выносилось.

Таким образом, корректировка Технического проекта предусматривает только внесение изменений в календарный график добыточных работ и увеличение объемов вкрышных и горно-капитальных работ. (п. 2.2.Проекта). Последовательность отработки россыпей установлена данным проектом, в том числе в 2022 году предусмотрена рекультивация нарушенных земель, ликвидация участка.

Таким образом, проверив и оценив обстоятельства дела, доводы жалобы судья приходит к выводу о незаконности постановления административного органа.

В соответствии с ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Таким образом, прихожу к выводу об отмене постановления ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Артель старателей «Приисковая» по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях общества состава правонарушения.

Жалобу Акционерного общества «Артель старателей «Приисковая» удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

             Судья:                                                         С.А. Садовая

12-4/2022 (12-38/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
Акционерное общество "Артель старателей "Приисковая"
Другие
Калугина Татьяна Анатольевна
Суд
Красноармейский районный суд Приморского края
Судья
Садовая С.А.
Статьи

8.7

Дело на странице суда
krasnoarmeysky.prm.sudrf.ru
08.11.2021Материалы переданы в производство судье
09.11.2021Истребованы материалы
03.12.2021Поступили истребованные материалы
22.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее