№ 5-76/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2024 года г. Черногорск
Судья Черногорского городского суда Республики Хакасия Коноплёва Ю.Н., изучив в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении поступивший из ОМВД России по г. Черногорску протокол *** от 12 февраля 2024 об административном правонарушении в отношении Посвалюк С.С., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы,
УСТАНОВИЛ:
В Черногорский городской суд 21 марта 2024 года поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Посвалюк С.С.
Согласно протоколу об административном правонарушении *** от 12.02.2024, составленному старшим лейтенантом полиции Покулитым В.В., 29.01.2024 в 19 час. 08 мин. в рамках проведения проверки по заявлению *** от 29.01.2024 по факту затопления подъезда бездействием гражданки Посвалюк С.С., поступившему в ОВМД России по г. Черногорску в районе детской музыкальной школы была выявлена гражданка Посвалюк С.С., которая на неоднократные законные требования старшего лейтенанта полиции Покулитого В.В. отказывалась пройти в служебный автомобиль в соответствии с п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ для ее доставления и дачи показаний по поступившему заявлению в дежурную часть ОМВД России по г. Черногорску, пыталась уйти и провоцировала словесный конфликт, чем оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции и воспрепятствовала исполнению УУП Покулитым В.В. своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение приведенных требований законодательства и разъяснений в протоколе об административном правонарушении *** должностным лицом допущено исправление даты вынесения административного протокола, а именно: дата вынесения протокола 12.01.2024 исправлена на дату 12.02.2024.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о внесении данного исправления в присутствии Посвалюк С.С. либо об извещении ее о необходимости явки в подразделение ОМВД России по г.Черногорску для внесения изменений в указанный процессуальный документ.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом ОМВД России по г.Черногорску с соблюдением требований вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении *** от 12 февраля 2024 года составленном в отношении Посвалюк С.С., в графе «с протоколом ознакомлен», «объяснение физического лица», «время и место рассмотрения дела объявлены», «права и обязанности разъяснены», «копию протокола получил» отсутствуют подпись лица, привлекаемого к административной ответственности.
Каких-либо соответствующих записей о составлении протокола в отсутствие Посвалюк С.С. или об отказе Посвалюк С.С. от получения копии протокола, в протоколе не имеется.
Приложенный к протоколу отчет не содержит идентификационных данных, что не позволяет установить кому, кем и когда направлено почтовое отправление.
Указанные нарушения являются существенным препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении и могут повлечь ограничение гарантированных законом прав участков процесса.
Частью 1 ст. 20.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
В силу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является обязательным.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 27.1 КоАП РФ в целях обеспечении своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание что органом (должностным лицом) составившим настоящий протокол не обеспечена явка лица, привлекаемого к административной ответственности, допущенное в протоколе исправление, а также отсутствие в сведений о вручении либо направлении лицу, привлекаемому к административной ответственности копии протокола, нарушает право лица на защиту, противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Посвалюк С.С. невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.1-29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении *** от 12 февраля 2024 в отношении Посвалюк С.С., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы в ОМВД России по г.Черногорску.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Ю.Н. Коноплёва