Решение по делу № 33-1485/2024 от 20.03.2024

Судья Курчак А.Н. № 33-1485-2024УИД 29RS0021-01-2023-002353-76Мотивированное апелляционноеопределение изготовлено18 апреля 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          г. Мурманск 17 апреля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего судей Киселевой Е.А.Свиридовой Ж.А.
Лучника А.В.
при секретаре Грошенко Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело           №2-53/2024 по иску Максименко А.Г. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, отмене решения уполномоченного органа о снятии с учета и восстановлении в списках нуждающихся в жилом помещении,

по апелляционной жалобе Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 января 2024 г. с учетом дополнительного решения от 7 февраля 2024 г.,

Заслушав доклад судьи Свиридовой Ж.А., выслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя истца Максименко А.Г. – Паркина А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Максименко А.Г. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» (далее – филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс») о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, отмене решения уполномоченного органа о снятии с учета и восстановлении в списках нуждающихся в жилом помещении.

В обосновании заявленных требований указал, что приказом командующего Северным флотом № 156 от 21 сентября 2019 г. досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В период прохождения военной службы в 2001 году обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи из четырех человек, расположенным по адресу: ....

Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, г. Гаджиево) № 4-7/53 от 2 июня 2017 г. истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы с 1 ноября 2016 г., форма обеспечения - жилищная субсидия. Согласно приказу командующего Северным флотом               № 156 истец был уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, форма обеспечения - жилищная субсидия по месту прохождения военной службы.

За период с 1 ноября 2016 г. Максименко А.Г. неоднократно (30 декабря 2016 г., 19 августа 2020 г., 28 августа 2020 г., 25 января 2022 г.) предоставлял сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, а также направлял письменные пояснения (26 апреля 2022 г, 30 мая 2022 г.) о регистрации по месту жительства за период прохождения военной службы.

Решение № 4-7/53 от 2 июня 2017 г. о постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях принято с учетом сведений о том, что истец в период с 17 июня 1995 г. по 15 мая 2009 г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: .... Кроме того, в учетном деле истца имеются сведения о том, что указанное жилое помещение было предоставлено его матери Максименко Т. Н., как вдове умершего военнослужащего, уволенного в запас на состав семьи 2 человека, в том числе Максименко А.Г.

На основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 12 марта 1997 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Мурманска и Максименко А.Г., жилое помещение, расположенное по адресу: ..., перешло в собственность истца.

В 2009 году Максименко А.Г. распорядился данным жилым помещением по своему усмотрению по договору дарения от 16 апреля 2009 г. в пользу третьего лица.

7 ноября 2023 г. года при посещении территориального отделения в городе Гаджиево истцу выдано решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал «Северный») № ТОЗ9/3-7/43 от 17 октября 2023 г. о снятии Максименко А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Причиной снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужили действия, связанные с приватизацией жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 56,1 кв.м. от 12 марта 1997 г. и передачей указанного жилого помещения в собственность третьему лицу на основании договора дарения от 16 апреля 2009 г.

В обоснование принятого решения начальник филиала «Северный» сослался на нормы статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 6 сентября 1998 г., статьи 53, статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации *

С решением начальника филиала «Северный» * от 17 октября 2023 г. истец не согласен, поскольку информация, послужившая основанием снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях находится в его учетном деле с 1 ноября 2016 г.

Решение № 4-7/53 от 2 июня 2017 г. о признании Максименко А.Г. нуждающимся в жилых помещениях принималось с учетом информации о приватизации жилого помещения по адресу: ..., в 1997 году и передаче его в собственность третьему лицу на основании договора дарения от 16 апреля 2009 г.

Считает, что ответчик при принятии решения от 17 октября 2023 г. не учел, что к моменту принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (с датой постановки на учет 1 ноября 2016 г.) 5-тилетний срок, определенный положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента совершения истцом сделки по отчуждению жилого помещения, истек (как на дату постановки на учет, так и на дату принятия оспариваемого решения), жилых помещений в собственности истца и члена его семьи (супруги) не имелось.

Истец проживает в настоящее время семьей в служебной квартире, которая подлежит освобождению и сдаче установленным порядком.

Кроме того, квартира по адресу ..., предоставлена матери истца в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и, с учетом внесенных в 2019 году изменений в названный закон (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15), при оценке жилищных прав Максименко А.Г. учету не подлежит.

Ссылаясь на статьи 2, 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. № 1016-0, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», статей 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, просил признать за истцом право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета (с формой обеспечения - жилищная субсидия) в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», составом семьи 2 человека; отменить решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал «Северный») № ТОЗ 9/3-7/43 от 17 октября                     2023 г. о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; восстановить Максименко А.Г. в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с формой обеспечения - жилищная субсидия, составом семьи 2 человека, с даты постановки на учет 1 ноября 2016 г.; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Судом постановлено решение, с учетом дополнительного решения, которым исковые требования удовлетворены: за Максименко А.Г. признано право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета (с формой обеспечения - жилищная субсидия) в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», составом семьи из 2 человек; решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал «Северный») № ТОЗ 9/3-7/43 от 17 октября            2023 г. о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях отменено, Максименко А.Г. восстановлена в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия, составом семьи два человека, с даты постановки на учет 1 ноября 2016 г.

Также с филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ в пользу Максименко А.Г. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГАУ «Росжилкомплекс» Ковалец Е.А., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что юридическим значимым обстоятельством в рассматриваемом деле и в вопросе жилищного обеспечения военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г. является получение жилого помещения от государства, возможность или невозможность сдачи такого полученного от государства жилья, факт распоряжения полученным ранее от государства жильем.

Приводит довод о том, что при оценке обстоятельств не подлежат отождествлению права на вселение в жилое помещение по адресу:                               ... на основании ордера и права совершеннолетнего гражданина-военнослужащего, выразившего согласие на участие в приватизации и по своему усмотрению распорядившегося принадлежащим ему правом.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что пп. «д» п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 г. распространяются исключительно на жилые помещения, полученные по линии военного ведомства.

Обращает внимание, что юридически значимым обстоятельством является согласие Максименко А.Г. на участие в приватизации в единоличную собственность, согласно которому выражая волеизъявление на участие в приватизации в виде согласия приобрел право собственности на соответствующее государственное имущество, а затем распорядившись им Максименко А.Г. осуществил в соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащие ему жилищные права как самостоятельный субъект жилищных правоотношений.

Указывает на правомерность снятия с регистрационного учета Максименко А.Г. ввиду нарушения пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Максименко А.Г. - Паркин А.Н. считает решение суда законным и не подлежащим отмене или изменению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Максименко А.Г., представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс», представитель третьего лица филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс», третье лицо Максименко Н.М., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обозрев материалы учетного дела №4-7/53, материалы личного дела военнослужащего Максименко А.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.               № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г.                           N 1016-0, положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя в порядке развития конституционных требований части 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривают гарантии в жилищной сфере для военнослужащего и членов его семьи, которые проживают непосредственно с ним. Подобное правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защиты совместно проживающих военнослужащих и членов их семей, то есть на повышение уровня социальной защиты, определенной категории граждан.

Статьей 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.

Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512, действующим на момент постановки истца на учет, были утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащие в заявлении по форме согласно приложению, указывают место прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)).

В соответствии с пунктом 2 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства применяется учетная норма площади жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

На основании пункта 9 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.

Как указано в пункте 6 данных Правил военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 11 указанных правил было установлено, что военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г.             № 512.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 утверждены Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил, военнослужащие в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

Согласно пункту 5 Правил, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по избранному месту жительства.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган (учреждение) заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

В силу пункта 10 Правил, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом (учреждением) не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган (учреждение) заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные с обменом жилыми помещениями; с отчуждением жилых помещений или их частей.

В соответствии с пунктом 15 Правил, военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: а) до предоставления им жилых помещений; б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета; в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы; г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Максименко А.Г. приказом командующего Северным флотом № 156 от 21 сентября 2019 г. досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Выслуга лет на момент увольнения составила 30 лет 6 месяцев.

В период с 18 сентября 1991 г. по 4 августа 1993 г. Максименко А.Г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., совместно с матерью Максименко Т.Н. и отцом Максименко Г.Д. (умер _ _ ).

С 4 августа 1993 г. по 29 марта 1995 г. истец был зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении по адресу: ..., на основании служебного ордера № 911 от 25 декабря 1992 г. Указанная квартира была предоставлена Максименко А.Г. и членам его семьи супруге Максименко Н.М. и сыну Максименко А.А.

Также в период прохождения военной службы на основании служебного ордера от 23 июля 2001 г. № 319 Максименко А.Г. был обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи из четырех человек (жена Максименко Н.М., сыновья Максименко Алексей и Максименко А.), расположенным по адресу: .... Предыдущее служебное жилое помещение установленным порядком сдано.

В период с 17 июня 1995 г. по 15 мая 2009 г. Максименко А.Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ....

Указанная квартира предоставлена матери Максименко А.Г. - Максименко Т.Н., как вдове умершего военнослужащего, состоящей на учете по улучшению жилищных условий в администрации по Ленинскому району г. Мурманска. Квартира предоставлена на состав семьи из двух человек: Максименко Т.Н. и ее сын - истец Максименко А.Г.

На основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 12 марта 1997 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Мурманска и Максименко А.Г., квартира по адресу: ..., перешла в собственность истца. Мать истца Максименко Т.Н. от участия в приватизации жилого помещения отказалась.

16 апреля 2009 г. Максименко А.Г. распорядился данным жилым помещением по своему усмотрению по договору дарения от 16 апреля 2009 г. в пользу третьего лица.

Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, г. Гаджиево) № 4-7/53 от 2 июня 2017 г. истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы с 1 ноября 2016 г. совместно с проживающей с ним супругой – Максименко Н.М., форма обеспечения - жилищная субсидия.

Согласно приказ командующего Северным флотом № 156 он был уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, форма обеспечения - жилищная субсидия по месту прохождения военной службы.

При постановке на учет, а также в период с 1 ноября 2016 г.а Максименко А.Г. неоднократно (30 декабря 2016 г., 19 августа 2020 г., 28 августа 2020 г., 25 января 2022 г.) предоставлял сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, а также направлял письменные пояснения (26 апреля 2022 г, 30 мая 2022 г.) о регистрации по месту жительства за период прохождения военной службы, в том числе сведения о ранее приватизированном жилом помещении.

Решение № 4-7/53 от 2 июня 2017 года о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях принято с учетом сведений о том, что истец в период с 17 июня 1995 г. по 15 мая 2009 г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ....

Вместе с тем, 17 октября 2023 г. начальником филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал «Северный») принято решение № ТОЗ 9/3-7/43 о снятии Максименко А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужили действия, связанные с приватизацией жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 56,1 кв.м. от _ _ , которое впоследствии было отчуждено им по договору дарения от 16 апреля 2009 г. третьему лицу.

Разрешая возникший спор, оценив представленные в материала дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав законодательство, подлежащее применению к спорному правоотношению с учетом актов его толкования, изучив материалы личных и учетных дел Максименко А.Г., суд первой инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что передача жилого помещения, полученного матерью истца Максименко Т.Н. в 1995 году, безвозмездно в собственность в 1997 году и его отчуждения в 2009 году, т.е. за 7 лет до подачи заявления о постановке на учет не являлось законным основанием для снятия Максименко А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также вынесения решения начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации * от _ _

При этом суд первой инстанции, проанализировав пункты 15 и 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768, пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия Максименко А.Г. с учета поскольку военнослужащий Максименко А.Г. в период прохождения военной службы не реализовывал свое право на жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», самостоятельно жилым помещением за счет военного ведомства ранее не обеспечивался, а квартира, приватизированная им в 1997 году предоставлялась его матери Максименко Т.Н., нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Принимая решения суд учитывал, что в собственности истца и членов его семьи отсутствуют какие-либо жилые помещения, жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, ни истец, ни члены ее семьи не занимают, взяли на себя письменное обязательство освободить служебное жилое помещение по адресу: ..., и сдать его установленном законом порядке, а жилое помещение в г. Мурманске выбыло из владения Максименко А.Г. более пяти лет назад до даты постановки на учет.

    Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

    Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для восстановления Максименко А.Г. на учете нуждающихся, судебной коллегией отклоняются.

    Как следует из материалов дела, поводом для снятия Максименко А.Г. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, явилось единственное основание, приведенное в решении * от 17 октября 2023 г. связанное с приватизацией жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 56,1 кв.м. от _ _ , которое впоследствии было отчуждено им по договору дарения от 16 апреля 2009 г. третьему лицу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 определения от 13 января 2022 г. № З-О, положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пунктов 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в порядке исключения из общего правила об однократности предоставления дополнительных жилищных гарантий - устанавливают, что военнослужащие могут претендовать на обеспечение жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», даже если ранее они уже были обеспечены в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до их поступления на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы. При признании таких военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений во всяком случае должны подлежать учету положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий и учете при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Кроме того, из правовой позиции, изложенной в кассационном определении судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 26 апреля 2023 г. № 222-КАД23-5-К10 следует, что согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержание названной нормы закона в её истолковании Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 13 января 2022 г. N З-О указывает на то, что предоставление гарантий в жилищной сфере на специальных условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, ранее обеспеченным соответствующими гарантиями в качестве членов семьи других военнослужащих или иных граждан, обусловлено тем, что право членов семьи военнослужащих на жилище является производным от права на жилище, принадлежащего самому военнослужащему, а, значит, они не могут быть отнесены к самостоятельным субъектам жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

Проверяя указанный довод, суд исследовал представленные в дело доказательства и установил, что распоряжение предоставленным ему Максименко А.Г. по договору приватизации жилым помещением, не свидетельствует об утрате истца и членов его семьи права на улучшение жилищных условий, поскольку в силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следствие, получение ими жилого помещения не может, независимо от фонда, из которого оно предоставлялось его основному получателю (нанимателю), отождествляться с реализацией жилищных прав на специальных условиях, предусмотренных непосредственно в отношении военнослужащих.

В силу части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Из содержания статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьи 10 Гражданского    кодекса    Российской    Федерации согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19.04.2007 N 258-0-0, от 25.11.2010 N 1543-0-0, от 29.05.2012 N 924-0, от 18.10.2012 N 1842-0, от 24.12.2012 N 2363-0, от 24.12.2013 N 1975-0).

Из установленных в ходе рассмотрения указанного дела обстоятельств и вышеуказанных нормативно-правовых актов следовало, что на момент предоставления матери истца жилого помещения по договору социального найма по адресу: ..., у Максименко А.Г., как у военнослужащего, еще не возникло право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации ввиду недостаточности календарных лет соответствующей выслуги (менее 10 лет).

    Давая оценку приводимым ответчиком и повторяемым в апелляционной жалобе доводам о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что подпункт «д» пункт 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 г. распространяются исключительно на жилые помещения, полученные по линии военного ведомства, судебная коллегия считает их несостоятельными.

    В соответствии с подпунктом «д» пункт 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

    По смыслу указанных норм Федерального закона, военнослужащий имеет право быть обеспеченным в связи с прохождением военной службы при наличии совокупности следующих условий: стажа военной службы, а также с соблюдением принципа однократного жилищного обеспечения в связи со статусом военнослужащего. При этом право на однократное предоставление жилья (жилищной субсидии) связывается законом с получением жилого помещения военнослужащим от имени государства в лице Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом (принятым и действующим на территории Российской Федерации) порядке, регулирующем предоставление жилья военнослужащим, и за счет соответствующих выделяемых на это средств либо жилищного фонда Министерства.

    Судом первой инстанции правильно отмечено, что Максименко А.Г. таким жилым помещением обеспечен не был.

    Объективных данных, подтверждающих отношение квартиры, расположенной по адресу: ..., к материальным средствам (имуществу) Министерства обороны Российской Федерации, а также предоставление ее истцу от имени Министерства обороны Российской Федерации, не имеется.

    Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не опровергают правильности выводов суда.

    Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    В целом доводы апелляционной жалобы представителя федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» в лице филиала «Северный» Министерства обороны Российской Федерации Ковалец Е.А. не содержат обстоятельств, не исследованных судом и влекущих отмену судебного постановления, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

    В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

    Сама по себе иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование закона, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

    С учетом изложенного судебная коллегия считает, что доводы жалобы в целом на правильность выводов суда не влияют и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

    Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

    Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.

    При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

    На основании изложенного и, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 327.1, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 января 2024 г. с учетом дополнительного решения от 7 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1485/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Максименко Андрей Геннадьевич
Ответчики
Филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ
ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС"
Другие
Максименко Наталья Михайловна
Филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" территориальный отдел "Гаджиевский"
Паркин Александр Николаевич
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Свиридова Жанна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
20.03.2024Передача дела судье
17.04.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Передано в экспедицию
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее