Дело № 12-118/2021
УИД 29RS0001-01-2021-001735-16
РЕШЕНИЕ
г. Вельск 20 декабря 2021 года
Судья Вельского районного суда Архангельской области Сидорак Н.В., рассмотрев жалобу Тикуша А. П. на постановление заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. от 21 октября 2021 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. от 21 октября 2021 года № механик общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер») Тикуш А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Тикуш А.П. просит учесть характер совершенного им административного правонарушения, принять во внимание его личность, учесть в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признание вины, финансовое состояние, наличие детей и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем назначить наказание в виде предупреждения. Одновременно заявитель просит изменить оспариваемое постановление в части размера штрафа, снизив его размер до 1000 рублей.
Тикуш А.П., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Согласно представленному заместителем руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротовым А.С. отзыву на момент рассмотрения дела Тикуш А.П. не заявлял о трудном финансовом положении. В протоколе об административном правонарушении от 27 августа 2021 года, составленном УУП ОМВД России по Вельскому району Кудриным А.С. в отношении Тикуша А.П., в графе «размер дохода» указана сумма в размере 70000 рублей. Сведения о том, что Тикуш А.П. признает свою вину, в материалах административного дела отсутствуют. Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в минимальном размере. Считает, что все доказательства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются допустимыми и не противоречат действующему законодательству. Жалобу Тикуша А.П. просил оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица не подлежащим отмене в связи со следующим.
На основании части 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 31 Правил установлено, что складирование заготовительной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 30 метров;
- 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесах насаждения на сухих почвах – 2 такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по сообщению ведущего специалиста филиала «РДО № 17 (Устьянско-Вельский)» Красильникова С.А. выявлено, что на 96-97 км. автодороги «Коноша-Вельск» в Вельском районе Архангельской области осуществляется складирование древесины при заготовке леса с нарушением правил пожарной безопасности (складирование заготовленной древесины осуществляется вплотную к кромке леса). Заготовку древесины на данном участке осуществляет ООО «ЛК Лидер».
В ходе проведения проверки подтвердилось, что 17 августа 2021 года Тикуш А.П., являясь должностным лицом ООО «ЛК Лидер», организовал и допустил хранение заготовительной древесины на 96-97 км. автодороги «Коноша-Вельск» в районе МО «Пежемское» Вельского района Архангельской области Вельского сельского участкового лесничества, на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса, тем самым нарушил п. 31 Правил.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 09 августа 2021 года № 26 лесные насаждения, расположенные на землях, наводящихся в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации, переданы в собственность покупателю ООО «Лидер» для заготовки древесины в соответствии с частями 2-4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Покупатель взял на себя обязанность принять лесные насаждения и внести за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора. Местоположение лесных насаждений – Архангельская область, муниципальное образование «Вельский муниципальный район», Вельское лесничество, Вельское сельское участковое лесничество, участок СПК к-з «Пежемский», квартал 8, выдел 15, делянка 10.
Сроки и условия вывоза древесины установлены договором купли-продажи. Вывозка древесины должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 415-ФЗ.
Согласно трудовому договору и приказу ООО «Лидер» от 15 июля 2019 года № Тикуш А.П. принят на работу в общество механиком лесозаготовительной техники.
Из объяснений Тикуш А.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно договору купли-продажи лесных насаждений № производилась вырубка деревьев, а именно заготовка на 96-97 км. автодороги <адрес>. Заготовленную древесину складировали в делянки согласно технологической карте лесосечных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Автомашины КАМАЗ вывозили заготовленную древесину вблизи автодороги Коноша-Вельск. Древесина временно находилась вдоль дороги, пока автомашина «Скания» загружала данную древесину. Нахождение древесины вдоль дороги было кратковременным.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Представитель ООО «Лидер» Тикуш М.Е. в письменных объяснениях от 23 августа 2021 года пояснила, что 09 августа 2021 года между ООО «Лидер» и территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области управления лесничествами был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №. В последующем ООО «Лидер» была подготовлена технологическая карта лесосечных работ от 09 июня 2021 года и утверждена генеральным директором ООО «ЛК Лидер» Никифоровым А.Г. Технологическая карта была передана мастеру лесозаготовительного участка Тикуш А.П., который контролирует работу лесозаготовительного комплекса ООО «Лидер». Одной из причин складирования древесины вдоль дороги «Коноша-Вельск» МО «Пежемское» является невозможность вывозки древесины напрямую из лесозаготовительного участка. Складирование древесины вдоль дороги было кратковременным, древесина вывозилась сразу, тем самым не могла создавать угрозу пожара.
Обстоятельства, установленные в ходе проверки, послужили основанием для привлечения механика лесозаготовительной техники ООО «Лидер» Тикуша А.П. к административной ответственности по части 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, протоколом об административном правонарушении, рапортом начальника ОГИБДД ОМВД России по Вельскому району Онучина А.Ю. от 17 августа 2021 года, фотоматериалами, копией договора купли-продажи лесных насаждений № от 09 августа 2021 года, письменными объяснениями Красильникова С.А., Тикуш М.Е., Тикуш А.П., другими доказательствами, которые оценены должностным лицом с учетом всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, Тикуш А.П. не оспаривает.
Исходя из собранных доказательств и установленных по делу обстоятельств, обоснованность привлечения Тикуша А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом не учтен характер совершенного Тикушем А.П. административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих обстоятельств – признания вины, финансовое положение, наличие детей и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, не могут быть приняты во внимание.
Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность по делу в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ должностным лицом не установлено.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом наличие детей, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, за совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В представленных материалах отсутствуют сведения о признании Тикушем А.П. своей вины, в письменных объяснениях он не отрицал факт складирования древесины на 96-97 км. автодороги «Коноша-Вельск» на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса, ссылался на кратковременный характер складирования. В протоколе об административном правонарушении Тикуш А.П. указал, что в данном месте автодороги осуществляется только перегрузка древесины.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа было учтено имущественное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Так, из протокола об административном правонарушении следует, что размер дохода Тикуша А.П. составляет 70000 рублей, с указанным протоколом Тикуш А.П. ознакомлен, подписал его, несогласия с размером указанного дохода не выразил.
Административное наказание назначено Тикушу А.П. в пределах, установленных санкцией части 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и является минимальным.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ для данной категории дел.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае правонарушение выражается в нарушении требований пожарной безопасности на лесном участке, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, угрозу причинения вреда окружающей природной среде и животному миру в случае возникновения пожара, способствуя распространению огня.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами должностного лица административного органа не свидетельствует о том, что им были допущены существенные нарушения настоящего Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу акта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. от 21 октября 2021 года № оставить без изменения, жалобу Тикуша А. П. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Сидорак