Адм. дело № 2а-866/2020
Уникальный идентификатор дела 04RS0010-01-2020-001271-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Муравьевой О.В.,
при участии помощника судьи Дугаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балакиной Валентины Иннокентьевны к МКУ «Иволгинское районное управление образования» о признании незаконным действий, обязании предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Балакина В.И., обращаясь в суд, просит признать незаконным действие Районного управления образования МО «Иволгинский район» Республики Бурятия, выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО1; обязании предоставить ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении, расположенном в с. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в 2018г. дочь Балакиной В.И. ФИО1 поставлена на очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени ребенок место в детском саду не получил. Не предоставление ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении нарушает ее право на образование, закрепленное в Конституции РФ. Полагает, что органом местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду.
Административный истец Балакина В.И., ее представитель по ордеру Бельков М.В. в суде административное исковое заявление поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в нем. Просили требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика МКУ «Иволгинское районное управление образования» Дылыкова Т.Д., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление не признала, поддержав доводы своего отзыва. Суду пояснила, что меры к обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях принимаются, ведется строительство новых детских садов. Довод истца о недостаточных мерах по обеспечению местом в ДОУ ребенка считает не обоснованным. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.ст. 7, 43 Конституции РФ, установлено право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Положением ст. 5 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств; гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как следует из материалов дела, дочь административного истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ проживающая по адресу: <адрес> 28.05.2018г. поставлена в очередь для получения места в МБДОУ «Рябинка», позиция в очереди 103, МБДОУ «Журавленок», позиция в очереди 26. До настоящего времени место в указанном дошкольном учреждении не предоставлено.
Довод административного искового заявления, административного истца о том, что органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду, суд находит убедительным и заслуживающим внимания, поскольку на протяжении длительного времени дочь административного истца не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении.
Заявление представителя административного ответчика о том, администрацией МО «Иволгинский район» совместно с МКУ «Иволгинское РУО» и органами государственной власти Республика Бурятия предпринимаются меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием и снижению очередности в ДОУ, суд принимает во внимание, но при этом, учитывая вышеизложенное, полагает, что предпринятые меры являются не достаточными.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
В связи с этим, у МКУ «Иволгинское районное управление образования» имеется обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе, принять меры для решения вопроса об его устройстве в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Со стороны административного ответчика действий для решения вопроса об устройстве ФИО1 в другое (не из числа указанных заявителем при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение не предпинималось.
Обсудив доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у Балакиной В.И. имелись все основания для получения места для ее ребенка в детском саду, а именно: достижение ребенком необходимого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение вуполномоченный орган. Возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, административному истцу, как того требует законодательство об образовании, не предлагалось. Таким образом, суд усматривает в действиях административного ответчика существенное нарушение права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Не предоставление места для ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком своих полномочий, возложенных на него законом, о нарушении конституционного права ребенка на дошкольное образование. При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. Суд считает необходимым обязать административного ответчика МКУ «Иволгинское районное управление образования» обеспечить местом несовершеннолетнюю ФИО1 в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности относительно места жительства ребенка.
Пунктом 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено положение о том, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Указанная норма предполагает обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня и обязаны в силу требований Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» получить общее образование, в том числе дошкольное.
Требования территориальной доступности образовательных учреждений обусловлены интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Балакиной Валентины Иннокентьевны удовлетворить.
Признать незаконным действие МКУ «Иволгинское районное управление образования», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать МКУ «Иволгинское районное управление образования» обеспечить местом несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Хаптахаева Л.А.