УИД 22RS0045-01-2024-000211-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Смоленское 01 июля 2024 года
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Седойкиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Кривобоковой Т.С.
с участием прокурора Смоленского района Алтайского края Абашева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах Рыль Е.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Прокурор Смоленского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском в интересах Рыль Е.С., просил признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по необеспечению несовершеннолетнего Рыль Е.С. техническими средствами реабилитации; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить Рыль Е.С. технические средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации: опору для сидения для детей инвалидов, 1шт. рост 132, вес. 25 кг, ширина сиденья - 34 см, глубина сиденья 34 см, высота подножки 34 см, высота сиденья - 39 см, высота подлокотников - 11 см.; опору для стояния детей инвалидов (положение наклона: вперед и назад - комбинированный; приспособления опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники абдуктор и/или разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подноджки, ремень для груди, ремень для таза, столик): 1 шт. рост 132, вес.25 кг; кресло-коляску с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней с аккумуляторной батареей, (ширина сиденья 34 см, глубина сиденья 34 см, высота подлокотника 11 см, высота подножки 34 см, виды спинок с регулируемым углом наклона, виды сидений с регулируемым углом наклона, подножки, регулирующаяся по высоте; приспособления: подголовник, боковые опоры для головы и тела, поясничный валик валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень): 1 шт рост 132, вес 25); тутор на коленный сустав 2 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (ширина сиденья 34, глубина сиденья 34 см, высота сиденья 39 см) -1 шт, рост 132, вес 25; корсет с полужесткой фиксацией 1шт.; взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю в пользу Рыль Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей; решение суда в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований прокурор Смоленского района Алтайского края ссылался на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Рыль Ф.Н. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. Установлено, что на основании справки МСЭ-2018 № Рыль Е.С. является ребенком инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка инвалида № Рыль Е.С. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: опора для сидения для детей инвалидов, опора для стояния детей инвалидов, кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней с аккумуляторной батареей, тутор на коленный сустав 2 шт., кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП. Указанными техническими средствами реабилитации заявитель не обеспечен.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключённого с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней. Из приведённых норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключённых с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путём почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю не предприняты все необходимые меры для своевременного обеспечения инвалида Рыль Е.С. техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и жизненно необходимыми, что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд и не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе. Бездействие должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы инвалида Рыль Е.С.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими свои прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социально обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких- либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Факт нравственных страданий Рыль Е.С. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причинённым физическим дискомфортом. Законный представитель несовершеннолетнего Рыль Е.С. - Рыль Ф.Н. оценивает размер компенсации морального вреда, причинённого Рыль Е.С. в 10000 руб.
Учитывая, что несовершеннолетний Рыль Е.С. имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации и в ходе проверки выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер для его реализации со стороны уполномоченных на это должностных лиц, прокурором принято решение обратиться с исковым заявлением в суд в его интересах и интересах его законного представителя.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено КГБУЗ «Смоленская ЦРБ».
Определением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю».
В судебном заседании прокурор Смоленского района Абашев С.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объёме, в обоснование ссылалась на доводы указанные в иске. Дополнительно суду пояснил, что в судебном заседании установлено, что длительное время материальный истец не обеспечен средствами реабилитации. При постановке на учет закупаемые средства реабилитации, как указано ответчиком, выдавались лицам, ранее постановленным на учет. Однако ответчиком не представлены сведения, о том что препятствовало закупке данных средств реабилитации в большем количестве, в целью обеспечения законных интересов инвалида. В том числе имеются факты несвоевременного размещения заявок на закупку средств реабилитации, в том числе заявка на приобретение кресло-коляски, была размещена только в январе месяцев. Более того, когда контракты заключаются на приобретение средств реабилитации, ответчиком не принимается мер к понуждению исполнения контрактов, как это было со средством реабилитации - кресло-стул, а наоборот в одностороннем порядке контракт расторгается. В результате материальный истец лишен возможности получить необходимое ему средство реабилитации длительное время. С учетом того, что материальному истцу не выданы: опора для сидения, опоры для стояния, кресло-стул, кресло-коляска считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Так же обращает внимание суда, что законный представитель Рыль Ф.Н. проживает с ребенком инвалидом одна, лишена возможности трудоустроиться, в связи, с чем лишена возможности приобрести средства реабилитации со счет собственных средств.
Истец Рыль Е.С. и его законный представитель Рыль Ф.Н. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в телефонограмме Рыль Ф.Н. просит о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В предыдущем судебном заседании законный представитель Рыль Ф.Н. суду показала, что заболевание у ребёнка прогрессирующее, с каждым днём состояние ухудшается. Упор для стояния весомо бы улучшил хотя бы качество жизни ребёнка. Самостоятельно приобрести средства реабилитации у неё возможности не имеется. Ребёнка воспитывает одна. Семейный доход составляет около 40000 руб., состоит из её пособия по уходу за ребёнком, пенсии самого сына и пособия, которое она получает до достижения ребенком 18 лет. Ребенок получает препараты для сердца, витамины, ещё у него белковая диета, которая поддерживает мышечные ткани. Продукты должны содержать высокое содержание белков. Приобрести средства реабилитации за собственные средства возможности не имеется, так как они дорогие. Например: упор для стояния на сайте стоит от 120000 руб. На территории Смоленского района средства реабилитации не продаются, даже в <адрес> их не возможно приобрести. По направлению получили тутор на голеностопный сустав, сертификат на ортопедическую обувь и ортопедические брюки. Больше ничего не получали. Кроме того звонили с Антея, но они ничего не предложили, кроме опоры, которое им не подходит по техническим описаниям программы реабилитации. Сертификатом обувь на летний период они воспользовались. Когда им предложили сертификат, зимнюю обувь она уже приобрела за свой счёт. Сейчас они израсходовали сертификат только на летний вариант. Сертификат имеет срок до ноября 2024 года, сейчас нет смысла покупать зимнюю обувь, поэтому она хочет её купить позже. Ортопедические брюки они ещё не приобретали, ждут сезона, так как брюки утеплённые. Сертификат у них есть. Направление на кресло-стул она нашла на госуслугах. Она написала им, они был предложен кресло- стул, который не подходит по параметрам. Также общались по поводу кресла-коляски, ей пояснили, что они не могут найти такое маленькое кресло, нет денег в фонде, чтоб приобрести. Стул им предлагают не детский, стул для взрослого человека. Как они утверждают, у него минимальная ширина сиденья 38 см., в программе же прописана ширина стула 36 см. То, что было предложено им - это стул для взрослого человека. У неё ребёнок ростом 135 см., то есть этот стул невозможно использовать при таком росте. Стул, который подходит по всем описаниям она нашла на сайте СВР Алтайского края, там он стоит 67000 руб., именно тот, который подходит им по описаниям. Им предоставили тутор на локтевой сустав, но по описаниям ортопеда у них ещё идет фиксация кисти и большого пальца, что в заявление не было внесено. Она звонила в МСЭ и ей пояснили, что ортопед должен был написать конкретно тутор для кисти, поскольку конкретно этого не было указано, то им написали аппарат, который приобрели за свой счёт. На голеностопный сустав ей пришло направление, уже созванивались с клиникой, но ребёнок болел, поедут в ближайшее время делать замеры. По опоре для сиденья с ними никто не связывался. Опора для стояния не подходит им ни по параметрам, ни по описанию. У них указано комбинированная опора, модель с дополнительной функцией. То, что привезли, совсем не подошло. В акте она указала, что не подходит по диагнозу, так как не знала, как правильно нужно это оформить. Заявку она подала снова в апреле месяце. По креслу-коляске ей позвонили в конце марта, примерно тогда же когда и по опоре, сказали, что будут искать, но пока результатов нет. Поддерживает требование и о компенсации морального вреда. Сумма в 10000 руб. соответствует сумме потраченной ей на приобретение средств реабилитации. Им было предложение на замену получения изделия на электронные сертификаты на приобретение средств ТСР, но к сожалению электронный сертификат слишком мал и им не подходит. На него не приобрести то изделие, которое необходимо. Им нужны поддержки всего тела, так как ребёнок практически не может сидеть в связи с прогрессированием заболевания. Ну и всё дело в цене. Опора на сайте СВР, которую они им прислали, стоит около 50000 руб., а размер сертификата на туже самую опору до 30000 руб. Вертикальная опора, которая им нужна, на сайте от 120000 руб., всё зависит от комплектации и регулировок. Коляска без сертификата стоит 280000 руб., минимальная цена коляски 350000 руб.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. До судебного заседания поступил письменный отзыв согласно которого, считает требования неподлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, не просили об отложении разбирательства по делу.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона-одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (ч.1 ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ч. 14 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утверждён Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключённым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключённого с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утверждённом Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.
В судебном заседании установлено, что истец Рыль Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, группа инвалидности - категория «ребёнок-инвалид», инвалидность установлена ему до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида № Рыль Е.С. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: опора для сидения для детей инвалидов, 1шт. рост 132, вес. 25 кг, ширина сиденья - 34 см, глубина сиденья 34 см, высота подножки 34 см, высота сиденья - 39 см, высота подлокотников - 11 см.; опора для стояния для детей инвалидов (положение наклона: вперед и назад - комбинированный; приспособления опоры: регулировка угла наклона, подголовник, держатель спинки, подлокотники абдуктор и/или разделитель для ног, боковые упоры для груди, упоры для коленей, упор для таза, подноджки, ремень для груди, ремень для таза, столик): 1 шт. рост 132, вес.25 кг; поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) 4 шт поручни круглого сечения не менее 30 мм; длина поручней 30/40/60/70/80/100 см; кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней с аккумуляторной батареей, (ширина сиденья 34 см, глубина сиденья 34 см, высота подлокотника 11 см, высота подножки 34 см, виды спинок с регулируемым углом наклона, виды сидений с регулируемым углом наклона, подножки, регулирующаяся по высоте; приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень): 1 шт рост 132, вес 25; корсет полужесткой фиксации 1 шт., рост 132, вес 25 кг; тутор на локтевой сустав 2 шт., объём бедер 68 см; тутор на голеностопный сустав 2 шт. объём бёдер 68 см; тутор на коленный сустав 2 шт., объём бёдер 68 см.; ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара) 1 пара вид обуви ботинки, функциональное назначение - при эквинусной деформации стоп; ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара) 1 пара вид обуви ботинки, функциональное назначение - при эквинусной деформации стоп; ортопедические брюки 1 шт., рост 132, вес 25, объём бёдер 68 см, размер 38, детский, мужской, 2011 года рождения, возможность индивидуального изготовления - да; кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (ширина сиденья 34, глубина сиденья 34 см, высота сиденья 39 см) 1 шт, рост 132, вес 25.
Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыль Ф.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему Рыль Е.С. технических средств реабилитации (далее - ТСР): опоры для сидения для детей-инвалидов, опоры для стояния для детей-инвалидов, кресло-стула с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных), кресло-коляски с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней; корсета полужесткой фиксации; тутора на локтевой сустав, тутора на голеностопный сустав, тутора на коленный сустав, ортопедической обучи сложной на утепленной подкладке (пара); ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (пара); ортопедических брюк.
ДД.ММ.ГГГГ Рыль Е.С. поставлен на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чём заявителю выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю с момента постановки Рыль Е.С. на учет проделана следующая работа.
На момент подачи заявления выдать Рылю Е.С. направление на получение кресло - стула по заключенным государственным контрактам с ООО «Антея» № от ДД.ММ.ГГГГ, с АО «Алтаймедтехника» № от ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
В целях обеспечения инвалидов кресло - стульями Отделением Фонда в ЕИС размещен запрос ценовой информации № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании поступивших ценовых предложений произведено обоснование НМЦК и размещено извещение о проведении аукциона на поставку кресло - стульев № от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам аукциона заключен государственный контракт с АО «Алтаймедтехника» № от ДД.ММ.ГГГГ. Выдать Рылю Е.С. направление на получение кресло - стула по данному контракту не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
В дальнейшем, Отделением Фонда в ЕИС размещены запросы цен на поставку кресло - стульев № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Предложений от потенциальных поставщиков не поступило.
ДД.ММ.ГГГГ ЕИС размещен запрос цен на поставку кресло - стульев №. На основании поступивших ценовых предложений произведено обоснование НМЦК и размещено извещение о проведении аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого заключен государственный контракт с ООО «Антея» № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного контракта Рылю Е.С. выдано направление на получение кресло - стула № от ДД.ММ.ГГГГ.
По заключенному Отделением государственному контракту на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами с ООО «Алорто» № от ДД.ММ.ГГГГ выдать Рылю Е.С. направление на получение тутора на коленный сустав не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
Отделением Фонда в ЕИС размещены запросы ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Предложений от потенциальных исполнителей не поступило. ДД.ММ.ГГГГ в ЕИС размещен запрос цен на поставку туторов №. На основании поступивших ценовых предложений произведено обоснование НМЦК и размещено извещение о проведении аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого заключен государственный контракт с ООО «Алорто» № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного контракта Рылю Е.С. выдано направление на получение туторов № от ДД.ММ.ГГГГ.
По заключенным государственным контрактам на поставку опор для сиденияс ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс - гарант» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ выдать Рылю Е.С. направление на получение опоры не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
В дальнейшем, Отделением Фонда в ЕИС размещены запросы ценовой информации на поставку опор для сидения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Предложений от потенциальных поставщиков не поступило.
в ЕИС размещен запрос ценовой информации №. На основании поступивших ценовых предложений произведено обоснование НМЦК и размещено извещение о проведении аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ. Подана одна заявка. В настоящее время проводится процедура заключения государственного контракта с ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс - гарант». В рамках данного контракта Рылю Е.С. будет выдано направление на получение опоры для сидения.
В рамках заключенного государственного контракта с ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс - гарант» № от ДД.ММ.ГГГГ Рылю Е.С. выдано направление на получение опоры для стояния № от ДД.ММ.ГГГГ. В последствии направление аннулировано по причине отказа заявителя от изделия. Заявитель снят с учета по обеспечению опорой для стояния. ДД.ММ.ГГГГ в Отделение от Рыля Е.С. поступило заявление на обеспечение опорой для стояния.
Выдать Рылю Е.С. направление на получение опоры для стояния по заключенному государственному контракту с ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс - гарант» № от ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
В ЕИС размещены запросы ценовой информации № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Предложений от потенциальных поставщиков не поступило.
В целях обеспечения Рыля Е.С. кресло - коляской Отделением в ЕИС размещены запросы ценовой информации на поставку кресло - коляски № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Предложений от потенциальных поставщиков не поступило.
На момент подачи заявления выдать Рылю Е.С. направление на получение корсета по заключенному государственному контракту с ООО «Елестра» № от ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным в связи с распределением изделий среди граждан, обратившихся ранее.
В дальнейшем, Отделением заключен государственный контракт с ООО «Елестра» № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого Рылю Е.С. выдано направление на получение корсета № от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным «Отчета о расходах территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются предоставляемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубные протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий» количество изделий выданных и необходимых к выдаче получателям в натуральной форме на ДД.ММ.ГГГГ: опора для сидения: выдано 60 штук, необходимо к выдаче-119 штук; корсет полужесткой фиксации: выдано 62 штуки, необходимо к выдаче-812;, -тутор на коленный сустав: выдано-311 штук, необходимо к выдаче-702 штуки; кресло-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП: не выдавались, необходимо к выдаче -46 штук. В рамках заключенных государственных контрактов Рыль Е.С. выданы направления на обеспечение кресло-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП, опорой для сидения, туторами на коленный сустав и корсетом (в связи с тем, что не обратились за изготовлением корсета, направление ДД.ММ.ГГГГ выдано повторно). Рыль Е.С. обеспечен туторами на коленный сустав (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на кресло-стул с санитарным оснащением расторгнут в одностороннем порядке. Планируется заключения государственного контракта со вторым участником закупки. При заключении государственного контракта Рыль Е.С. будет выдано направление.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов закон относит устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в пункте 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» и «д» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счёт средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу абзаца 1 пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил (абзац четвёртый пункта 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абзац 6 пункта 5 Правил).
В пунктах 18 и 19 Федерального перечня реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347р, предусмотрены технические средства реабилитации в виде телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонных устройств с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26.07.2023 № бОЗн «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минтруда России от 26.07.2023 № бОЗн, вступившего в силу 16.10.2023.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Действующее правовое регулирование не предусматривает обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине, в такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (с 01.01.2023 Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н (действовавшим на дату постановки материального истца на учет по обеспечению техническим средством реабилитации - 08.11.2023), приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н (действующим с 16.10.2023).
При разрешении спора, суд руководствуется положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего приходит к выводу, что в случае необеспечения Рыль Е.С. по каким-либо причинам техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, право Рыль Е.С. на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Минтруда России от 26.07.2023 г. № 603н.
Данная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2016 № 51-КГ16-9.
В письменном отзыве ОСФР по Алтайскому краю приводило доводы о том, что обеспечение граждан, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляется в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Выводы прокурора Смоленского района о том, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации не может быть поставлено в зависимость от проведения закупок для обеспечения государственных нужд и не является основанием для непредоставления инвалидам средств реабилитации основаны на неправильном применении законодательства, регулирующего механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Согласно пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключённых с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осуждённых к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Минтруда России от 14.12.2021 № 887н утверждены Правила предоставления в 2022 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3 Правил распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов», за исключением определения размера предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субвенции на административные расходы и расходов на оплату труда работников субъекта Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия, оплата труда которых рассчитывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», предусмотренных пунктом 6 методики.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании сведений, представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по форме и в порядке, предусмотренным приложениями № 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2021 № 301 н «Об утверждении формы сведений для определения размера субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, порядка представления этих сведений, формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, а также порядка представления этого отчёта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.05.2021, регистрационный №63532), в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утверждённых постановлением (далее - сведения).
Подготовка сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности в конкретном виде технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункт 4 Правил).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Подпунктом «а» пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца 2 пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
После обращения Рыль Ф.Н. с заявлением об обеспечении средствами реабилитации ответчиком проводились все необходимые мероприятия, направленные на обеспечение инвалида Рыль Е.С. техническими средствами реабилитации предусмотренными его программой реабилитации и абилитации.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными по запросу суда документами.
Таким образом, в действиях ответчика не усматривается бездействия Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю по необеспечению Рыль Е.С. техническими средствами реабилитации, а также в части возложения на ответчика обязанности предоставить Рыль Е.С. технические средства реабилитации.
Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю в течение всего периода времени с даты обращения Рыль Ф.Н., в интересах Рыль Е.С., с заявлением о предоставлении государственной услуги до даты выдачи ему направлений предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия и меры для обеспечения ее техническими средствами реабилитации.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда суд находит заслуживающими внимания, поскольку отсутствует бездействие ответчика и вина ответчика в необеспечении истца техническими средствами реабилитации. В связи с чем у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика морального вреда в пользу истца.
Поскольку оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконными бездействий, обязании предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда не имеется, требование об обращении решения суда к немедленному исполнению так же не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах Рыль Е.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 05.07.2024
Судья А.В. Седойкина