Решение по делу № 33-8141/2022 от 30.09.2022

Дербентский городской суд РД

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-40

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2022 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО4,

судей Алиевой Э.З. и Хавчаева Х.А.

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ гражданское дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО4, объяснения ответчика, просившего отказать в удовлетворении иска и прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Первый заместитель прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, в обосновании которого указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории городского округа «<адрес>» требований Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Объект гражданской обороны, расположенный по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Республики Дагестан либо администрации городского округа «<адрес>» не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал, т.е. является собственностью Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией ГО «<адрес>» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) <адрес> не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют. Таким образом, объект гражданской обороны на территории городского округа «<адрес>» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

<дата> судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории городского округа «<адрес>» требований Федерального закона от <дата> №28-ФЗ "О гражданской обороне". Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией городского округа «<адрес>» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) <адрес> не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». При этом имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от <дата> «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от <дата> , согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Приказом МЧС России от <дата> утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

На основании приложения к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> -I осуществляет Правительство Российской Федерации.

Из акта обследования объекта, расположенного по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), усматривается, что данное укрытие не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> 31309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.

То обстоятельство, что указанное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует предъявляемым к нему требованиям, по существу не оспаривается стороной ответчика.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым признать установленным, что объект гражданской обороны на территории городского округа «<адрес>» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Договоры о правах и обязанностях в отношении указанного имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении объектов не заключены, эксплуатирующие организации не определены.

В соответствии с пунктом 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <дата> (далее - Правила), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При эксплуатации должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней; герметизации и гидроизоляции всего сооружения.

Пунктом 3.2.6 Правил предусмотрено, что входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.

Из содержания пункта 4.2.5 Правил следует, что устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектной документацией, является грубым нарушением защитных свойств сооружений. При этом, согласно разделу 5.2 Правил (включающего, в том числе пункт 5.2.2) в защитных сооружения гражданской обороны предусмотрено проведение двух видов ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.7 Правил, помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

На основании пункта <дата>, <дата> Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

В соответствии с пунктами <дата>-<дата> Правил в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток. Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы. Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2-3 часа для откачки воды. Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты. Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

При этом, все указанные защитные сооружения гражданской обороны являются убежищами.

Пунктом 4.18 Свода правил 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77 предусмотрено, что убежища должны быть защищены от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышележащих этажах зданий и сооружений.

Вышеуказанные требования о защитных сооружениях, находящихся в федеральной собственности, не выполняются.

Для обеспечения соблюдения требований ФЗ №28-ФЗ «О гражданской обороне» и проведения инвентаризации объектов сооружений, находящихся на территории городского округа, в том числе для регистрации прав на объекты гражданской обороны прокуратура <адрес> обратилась в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.

Однако, до настоящего времени данный вопрос положительно не разрешен, указанный объект гражданской обороны в реестре федерального имущества не значится.

Кроме того, указанное защитное сооружение гражданской обороны в собственность Республики Дагестан или муниципальных образований также не передано.

В настоящее время указанные объекты статус защитных сооружений гражданской обороны не утратили, находятся в собственности Российской Федерации, с учета в качестве защитных сооружений не сняты.

Исходя из совокупности указанных обстоятельств, доводы ответчика о том, что полномочия по сохранению существующих объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к их использованию отнесены к исключительным полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях и не могут быть возложены на органы Росимущества, судебная коллегия считает необоснованными.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» убежища относятся к объектам гражданской обороны.

Защитные сооружения представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты.

В этой связи, защитные сооружения, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.

Согласно пункту <дата> Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Таким образом, отнесение защитных сооружений гражданской обороны к федеральной собственности, закреплено законом.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от <дата> «О Федеральном агентстве управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою дельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из изложенного следует, что ТУ Росимущества в Республики Дагестан осуществляет полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества.

Ненадлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, их неготовность к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, необеспечение безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, препятствует успешной реализации задач в области гражданской обороны и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Отсутствие у ответчика финансовой возможности не является основанием для несоблюдения требований Федерального закона от <дата> №28-ФЗ "О гражданской обороне".

Вместе с тем, оснований для применения в данном случае положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия не усмотрела, поскольку обстоятельств, предусмотренных указанной нормой процессуального закона и требующих установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено, судом не установлено, учитывая при этом, что решение суда в части, обязывающей зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, не могут быть совершены только ответчиком по настоящему делу.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия полагает, что исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> заявленных в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ч. 5 ст. 330, ст. ст. 196-198 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Дербентского городского суда РД от <дата> отменить.

Исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика, <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05).

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика, <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05)».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

Дербентский городской суд РД

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-40

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2022 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО4,

судей Алиевой Э.З. и Хавчаева Х.А.

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ гражданское дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО4, объяснения ответчика, просившего отказать в удовлетворении иска и прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Первый заместитель прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, в обосновании которого указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории городского округа «<адрес>» требований Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Объект гражданской обороны, расположенный по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Республики Дагестан либо администрации городского округа «<адрес>» не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал, т.е. является собственностью Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией ГО «<адрес>» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) <адрес> не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют. Таким образом, объект гражданской обороны на территории городского округа «<адрес>» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

<дата> судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории городского округа «<адрес>» требований Федерального закона от <дата> №28-ФЗ "О гражданской обороне". Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией городского округа «<адрес>» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05) <адрес> не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». При этом имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от <дата> «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от <дата> , согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Приказом МЧС России от <дата> утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

На основании приложения к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> -I осуществляет Правительство Российской Федерации.

Из акта обследования объекта, расположенного по адресу: <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05), усматривается, что данное укрытие не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от <дата> 31309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.

То обстоятельство, что указанное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует предъявляемым к нему требованиям, по существу не оспаривается стороной ответчика.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым признать установленным, что объект гражданской обороны на территории городского округа «<адрес>» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Договоры о правах и обязанностях в отношении указанного имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении объектов не заключены, эксплуатирующие организации не определены.

В соответствии с пунктом 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <дата> (далее - Правила), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При эксплуатации должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней; герметизации и гидроизоляции всего сооружения.

Пунктом 3.2.6 Правил предусмотрено, что входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.

Из содержания пункта 4.2.5 Правил следует, что устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектной документацией, является грубым нарушением защитных свойств сооружений. При этом, согласно разделу 5.2 Правил (включающего, в том числе пункт 5.2.2) в защитных сооружения гражданской обороны предусмотрено проведение двух видов ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.7 Правил, помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

На основании пункта <дата>, <дата> Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

В соответствии с пунктами <дата>-<дата> Правил в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток. Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы. Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2-3 часа для откачки воды. Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты. Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

При этом, все указанные защитные сооружения гражданской обороны являются убежищами.

Пунктом 4.18 Свода правил 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77 предусмотрено, что убежища должны быть защищены от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышележащих этажах зданий и сооружений.

Вышеуказанные требования о защитных сооружениях, находящихся в федеральной собственности, не выполняются.

Для обеспечения соблюдения требований ФЗ №28-ФЗ «О гражданской обороне» и проведения инвентаризации объектов сооружений, находящихся на территории городского округа, в том числе для регистрации прав на объекты гражданской обороны прокуратура <адрес> обратилась в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.

Однако, до настоящего времени данный вопрос положительно не разрешен, указанный объект гражданской обороны в реестре федерального имущества не значится.

Кроме того, указанное защитное сооружение гражданской обороны в собственность Республики Дагестан или муниципальных образований также не передано.

В настоящее время указанные объекты статус защитных сооружений гражданской обороны не утратили, находятся в собственности Российской Федерации, с учета в качестве защитных сооружений не сняты.

Исходя из совокупности указанных обстоятельств, доводы ответчика о том, что полномочия по сохранению существующих объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к их использованию отнесены к исключительным полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях и не могут быть возложены на органы Росимущества, судебная коллегия считает необоснованными.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» убежища относятся к объектам гражданской обороны.

Защитные сооружения представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты.

В этой связи, защитные сооружения, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.

Согласно пункту <дата> Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Таким образом, отнесение защитных сооружений гражданской обороны к федеральной собственности, закреплено законом.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от <дата> «О Федеральном агентстве управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою дельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из изложенного следует, что ТУ Росимущества в Республики Дагестан осуществляет полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества.

Ненадлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, их неготовность к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, необеспечение безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, препятствует успешной реализации задач в области гражданской обороны и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Отсутствие у ответчика финансовой возможности не является основанием для несоблюдения требований Федерального закона от <дата> №28-ФЗ "О гражданской обороне".

Вместе с тем, оснований для применения в данном случае положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия не усмотрела, поскольку обстоятельств, предусмотренных указанной нормой процессуального закона и требующих установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено, судом не установлено, учитывая при этом, что решение суда в части, обязывающей зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, не могут быть совершены только ответчиком по настоящему делу.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия полагает, что исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> заявленных в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ч. 5 ст. 330, ст. ст. 196-198 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Дербентского городского суда РД от <дата> отменить.

Исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика, <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05).

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика, <адрес> (инвентарный номер ЗС ГО-253-05)».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-8141/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора г.Дербент
Прокуратура РД
Ответчики
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Загиров Нариман Велибекович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.10.2022Передача дела судье
26.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
26.10.2022Судебное заседание
26.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее