Решение по делу № 8Г-13775/2021 [88-17014/2021] от 24.05.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-17014/2021

№ дела суда первой инстанции 2-3461/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 29 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Каминской Е.Е.,

судей Кудрявцевой Е.Н., Борс Х.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Таганрога о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации города Таганрога о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просила суд признать незаконным и отменить постановление администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; возложить на администрацию города Таганрога обязанность восстановить ее семью в составе из двух человек в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. об исключении ее семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Признаны незаконными действия Администрации г. Таганрога об исключении семьи в составе ФИО1 и несовершеннолетнего ФИО2 из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 гг.

На администрацию муниципального образования «Город Таганрог» возложена обязанность восстановить ФИО1 в составе семьи два человека (истица и несовершеннолетний сын ФИО2) в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация муниципального образования «Город Таганрог» обязана восстановить ФИО1 в составе семьи два человека (истица и несовершеннолетний сын ФИО2) в списках граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020 годы, по номеру в соответствии с продвижением очереди со дня снятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 февраля 2021 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение по делу отменить как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права, без учета имеющих значение для дела обстоятельств; оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидамусловиядля беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; обеспечивают контроль за использованием исохранностьюжилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитальногоремонтаобщего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищныйконтроль; размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена федеральная целевая программа Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу пункта 22 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются, помимо прочего является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24,25, 26).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2014 г. № 135 «О порядке реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обесценение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области», а также в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Таганроге» утверждена муниципальная программа города Таганрога «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Таганрога» постановлением Администрации города Таганрога от 13.11.2018 № 2146.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе "Жилище” на 2015-2020 годы», в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.8 Постановления Правительства Ростовской области от 27.02.2014 № 135 «О порядке реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области», изменения в сводный список участников вносится в случае исключения молодой семьи из числа участников мероприятия ведомственной целевой программы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации города Таганрога № 2466 от 4.07.2012 г. семья ФИО8 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно заявлению от 20.06.2012 г. В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья ФИО8 не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Семья ФИО8 в составе трех человек была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в составе трех человек (родители и несовершеннолетний ребенок).

30.03.2018 г. брак между ФИО1 и ФИО7 расторгнут.

16.07.2018 г. ФИО1 подано заявление об исключении из состава участников подпрограммы бывшего супруга. Постановлением администрации города Таганрога от 6.09.2018 г. №1699 внесено изменение в постановление администрации города Таганрога от 4.07.2012 г. №2466 ФИО7 исключен из состава молодой семьи.

Постановлением администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. семья ФИО8 исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные отношения, исходил из установленных по делу обстоятельств того, что в связи с достижением ФИО1 в 2019 году возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы, в том числе и состоять в списке претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» на 2015 -2020 годы.

При этом суд апелляционной инстанции учитывал, что то обстоятельство, что семья истца была включена в 2012 году в список «Обеспечение жильем молодых семей», не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения ФИО1 возраста 36 лет. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.

В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, апелляционной инстанцией по делу не допущено.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Е. Каминская

Судьи Е.Н. Кудрявцева

Х.З. Борс

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-17014/2021

№ дела суда первой инстанции 2-3461/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 29 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Каминской Е.Е.,

судей Кудрявцевой Е.Н., Борс Х.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Таганрога о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации города Таганрога о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просила суд признать незаконным и отменить постановление администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; возложить на администрацию города Таганрога обязанность восстановить ее семью в составе из двух человек в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. об исключении ее семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Признаны незаконными действия Администрации г. Таганрога об исключении семьи в составе ФИО1 и несовершеннолетнего ФИО2 из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 гг.

На администрацию муниципального образования «Город Таганрог» возложена обязанность восстановить ФИО1 в составе семьи два человека (истица и несовершеннолетний сын ФИО2) в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация муниципального образования «Город Таганрог» обязана восстановить ФИО1 в составе семьи два человека (истица и несовершеннолетний сын ФИО2) в списках граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020 годы, по номеру в соответствии с продвижением очереди со дня снятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 февраля 2021 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение по делу отменить как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права, без учета имеющих значение для дела обстоятельств; оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидамусловиядля беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; обеспечивают контроль за использованием исохранностьюжилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитальногоремонтаобщего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищныйконтроль; размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена федеральная целевая программа Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу пункта 22 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются, помимо прочего является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24,25, 26).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2014 г. № 135 «О порядке реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обесценение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области», а также в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Таганроге» утверждена муниципальная программа города Таганрога «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Таганрога» постановлением Администрации города Таганрога от 13.11.2018 № 2146.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе "Жилище” на 2015-2020 годы», в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.8 Постановления Правительства Ростовской области от 27.02.2014 № 135 «О порядке реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области», изменения в сводный список участников вносится в случае исключения молодой семьи из числа участников мероприятия ведомственной целевой программы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации города Таганрога № 2466 от 4.07.2012 г. семья ФИО8 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно заявлению от 20.06.2012 г. В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья ФИО8 не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Семья ФИО8 в составе трех человек была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в составе трех человек (родители и несовершеннолетний ребенок).

30.03.2018 г. брак между ФИО1 и ФИО7 расторгнут.

16.07.2018 г. ФИО1 подано заявление об исключении из состава участников подпрограммы бывшего супруга. Постановлением администрации города Таганрога от 6.09.2018 г. №1699 внесено изменение в постановление администрации города Таганрога от 4.07.2012 г. №2466 ФИО7 исключен из состава молодой семьи.

Постановлением администрации города Таганрога № 1651 от 16.09.2019 г. семья ФИО8 исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные отношения, исходил из установленных по делу обстоятельств того, что в связи с достижением ФИО1 в 2019 году возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы, в том числе и состоять в списке претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» на 2015 -2020 годы.

При этом суд апелляционной инстанции учитывал, что то обстоятельство, что семья истца была включена в 2012 году в список «Обеспечение жильем молодых семей», не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения ФИО1 возраста 36 лет. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.

В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, апелляционной инстанцией по делу не допущено.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Е. Каминская

Судьи Е.Н. Кудрявцева

Х.З. Борс

8Г-13775/2021 [88-17014/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Васильева Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация г. Таганрога
Другие
Васильев Александр Георгиевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Каминская Е. Е.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
29.07.2021Судебное заседание
29.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее