дело № 2-2984/2019
03RS0004-01-2019-002947-40
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 октября 2019 года г. Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего – судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания – Бабаевой Рќ.Р.,
с участием по системе видеоконференцсвязь истца Хафизова В.Х.,
помощника прокурора Ленинского района г.Уфы Мосякиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хафизова В. Х. к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Хафизов Р’.РҐ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Министерству финансов Р Р¤ РІ лице Управления Федерального казначейства РїРѕ Республике Башкортостан, Министерству финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ возмещении морального вреда. РР· содержания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ был задержан правоохранительными органами Рі.Уфы, Рё ему предъявлено обвинение РїРѕ СЃС‚.77 РЈРљ РФСРФ (бандитизм) следователем РїРѕ РѕСЃРѕР±Рѕ важным делам следственного отдела прокуратуры Рі.Уфы Аграровой Р•.Рђ. ДД.РњРњ.ГГГГ судебная коллегия РїРѕ уголовным делам Верховного РЎСѓРґР° Р Р‘, РІ резолютивной части обвинительного РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° оправдала РїРѕ СЃС‚.77 РЈРљ РФСРФ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что незаконно подвергнут уголовному преследованию, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ возместить компенсацию морального вреда РІ СЃСѓРјРјРµ 2 600 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена прокуратура РБ.
Определением Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.
Определение от ДД.ММ.ГГГГ исключены из числа соответчиков Следственный отдел прокуратуры г.Уфы.
В судебном заседании Хафизов В.Х. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить требования.
Помощник прокурора Ленинского района г.Уфы Мосякина Я.Г. полагала исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
От представителя ответчика Минфин России поступило возражение на исковое заявление, в котором указывают, что уголовное дело в отношении истца было возбуждено ввиду обнаружения признаков преступления. Все процессуальные действия в отношении истца были совершены в рамках УПК РФ, т.е. на момент привлечения его к уголовной ответственности были правомерны. Просят отказать в удовлетворении иска.
Представитель Министерства Финансов РФ, УФК по РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласно материалам дела.
Выслушав истца, помощника прокурора, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45; ст. 46).
В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе, причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. «а» п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В соответствии с п. п. 34, 35, 55 ст. 5 УПК РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с данным Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием; уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение морального вреда, связанного с уголовным преследованием, в соответствии с ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации имеют:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1, 4-6 ч.1 ст. 27 УПК РФ;
4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры..
В соответствии с ч. 1 ст. 134 УПК РФ право на реабилитацию признается за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, судом в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем - в постановлении.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания данных статей право РЅР° компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает РїСЂРё наличии реабилитирующих оснований.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам и принадлежат человеку от рождения.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
Как разъяснено в п. п. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», исходя из положений Конституции Российской Федерации о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и п. 4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 133 УПК РФ, по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по указанным основаниям по части предъявленного ему самостоятельного обвинения (например, при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, при обвинении в убийстве и краже). К лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со ст. 105 УК РФ на ч. 4 ст. 111 УК РФ), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.
Если указанным лицам при этом причинен вред, вопросы, связанные с его возмещением, в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 133 УПК РФ (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного с ч. 1 ст. 111 УК РФ на ст. 115 УК РФ, по которой данная мера пресечения применяться не могла), разрешаются в порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ.
Рљ участию РІ делах РїРѕ требованиям реабилитированных Рѕ возмещении имущественного вреда РІ качестве ответчика РѕС‚ имени казны Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации привлекается Министерство финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рнтересы Министерства финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ судах представляют РїРѕ доверенности (СЃ правом передоверия) управления Федерального казначейства РїРѕ субъектам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Как следует РёР· материалов дела, РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј судебной коллегии РїРѕ уголовным делам Верховного РЎСѓРґР° Р Р‘ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вступившим РІ законную силу ДД.РњРњ.ГГГГ, Хафизов Р’.РҐ. признан виновным РІ совершении преступлений, предусмотренных СЃС‚. 103, С‡. 2 СЃС‚. 144, С‡. 2 СЃС‚. 218 С‡.3 СЃС‚. 206, С‡. 1 15-188, Рї. «б», «в», «г» С‡. 2 СЃС‚. 146, Рї. «б», Рї. «и» 15-102, Рї.Рї. «а», «е», «г», «и» СЃС‚. 102, СЃС‚. 40 РЈРљ РСФСР, СЃ назначением наказания Рє исключительной мере наказания - смертная казнь. Ртим Р¶Рµ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Хафизов Р’.РҐ. оправдан РїРѕ СЃС‚. 113, С‡. 2 СЃС‚. 126, С‡. 2 СЃС‚. 206, С‡. 3 СЃС‚. 144, С‡. 3 СЃС‚.146, 77 РЈРљ РСФСР.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" разъяснено, что иски о компенсации морального вреда в денежном выражении в соответствии со статьей 136 УПК РФ предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
С требованием о возмещении вреда на основании ч. 1 ст. 1070 ГК РФ имеет право обратиться в суд реабилитированный.
Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 133 УПК РФ, по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по указанным основаниям по части предъявленного ему самостоятельного обвинения.
Таким образом, установление самого факта незаконного уголовного преследования и применения в отношении истца меры пресечения, является основанием для возмещения лицу морального вреда, в отношении которого такая мера была применена, что является очевидным и доказывания не требует.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Учитывая изложенное, суд считает, что при обстоятельствах, установленных приговором Советского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, истец необоснованно привлекался к уголовной ответственности по ч. 1 ст.115 УК РФ, по которой он оправдан, следовательно, он имеет право на денежную компенсацию морального вреда в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1070 ГК РФ, так как он незаконно подвергнут уголовному преследованию.
Оценив все обстоятельства дела и представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
Таким образом, в результате незаконно уголовного преследования истцу причинен моральный вред.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из обстоятельств незаконного уголовного преследования в отношении истца, учитывает обстоятельства уголовного преследования – осужден к исключительной мере наказания, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, связанных с его индивидуальными особенностями, и с учетом разумности и справедливости суд принимает решение о взыскании компенсации морального вреда в размере 29 000 (двадцать девять тысяч рублей) руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Хафизова Р’. РҐ. Рє Управлению Федерального казначейства РїРѕ Республике Башкортостан, Министерству финансов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хафизова В. Х. компенсацию морального вреда в результате незаконного уголовного преследования в размере 29 000 (двадцать девять тысяч рублей) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан суд через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф.Фахрутдинова