Дело № 2-18/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Щербаковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску истец к ответчик, ответчик2, Департаменту имущественных и земельных отношений города Севастополя об установлении границ земельного участка,
установил:
истец обратилась в суд с иском, в котором просит уточнить размер и установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с межевым планом.
Исковые требования обоснованы тем, что истец на основании Распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя № от 08.08.2000 года является собственником земельного участка площадью 300 кв.м. по адресу: Г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, на указанном земельном участке находится жилой дом, также принадлежащий истцу. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке. При получении распоряжения № от 08.08.2000 о передаче в частную собственность земельного участка гражданину, ранее предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством установлены не были. В административном порядке истец не смогла установить границы земельного участка и уточнить размер участка, в связи с чем вынуждена обратиться в суд за защитой нарушенного права. После проведения экспертизы истец уточнила исковые требования, просила установить размер и координаты земельного участка в соответствии с экспертным заключением.
В ходе рассмотрения дела судом, по ходатайству истца, произведена замена ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Севастополя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истца, ответчика истец - Шибкова М.М. в представленном суду заявлении поддержала исковые требования с учетом уточнения, указав, что истец пытается установить границы и уточнить размер своего участка, поскольку ранее техническая документация устанавливающая точный размер и границы участка истцом не изготавливалась и отсутствует, на спорном участке находится дом, который фактически расположен в границах земельного участка. В Севреестре отсутствуют сведения об испрашиваемом участке, то есть координаты участка отсутствуют. В досудебном порядке границы согласованы с собственником смежного участка по <адрес> и <адрес>, не согласована граница участка с землями города.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что какие-либо возражения против удовлетворения заявленных истцом требований не поступили. Информация о времени и месте рассмотрения дела, в том числе была размещена на официальном сайте Балаклавского районного суда г. Севастополя в сети Интернет.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем.
Судом установлено, что на основании распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя № от 08.08.2000, истец на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера. Поскольку границы переданного в собственность истцу земельного участка установлены не были, она, имея намерение в соответствии с действующим законодательством установить его границы, неоднократно обращалась в уполномоченный орган, однако в предоставлении государственной услуги ей было отказано.
Согласно материалам дела истец обратилась к кадастровому инженеру инженер, которым был подготовлен межевой план в отношении спорного земельного участка.
04.07.2019 истец подала заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с КН № в связи с изменением площади и (или) описания местоположения его границ.
Вместе с тем, осуществление государственного кадастрового учета 11.07.2019 было приостановлено ввиду того, что в составе межевого плана отсутствует документ, содержащий сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка на местности более пятнадцати лет, а так же отличия величины участка более чем на 10 процентов от площади.
12.10.2019 в связи с тем, что в течение трехмесячного срока не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
При этом одновременно с межевым планом истцом был представлен акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
Севреестром принято решение об отказе осуществления государственного кадастрового учёта по причине отсутствия документа, являющегося основанием для выполнения кадастровых работ, т.к. техническая документация не заверена соответствующим органом государственной власти. В частности указано, что в состав межевого плана необходимо включить документ, содержащий сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка.
Указывая, что у истца отсутствует возможность в административном порядке внести соответствующие изменения в ЕГРН, так как нет возможности заверить Техническую документацию соответствующим органом государственной власти, в связи с тем, что документ датируется 08.08.2000 годом, тогда как уполномоченный орган государственной власти Украины прекратил своё существование на территории Республики Крым и города Севастополя, истец обратилась в суд с данным исковым заявлением.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Под местоположением земельного участка понимаются координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Пунктом 10 статьи 22 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства, что предусмотрено пунктом 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства".
Согласно пункту 3 Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка, уточнение его размера, является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ЕГРН.
При этом установление судом границ и площади земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Для разрешения спора об установлении границ земельного участка необходимо наличие земельного участка, как объекта недвижимого имущества, а также наличие спора о границах земельного участка.
Таким образом, лицо, обратившееся с требованием об установлении границ земельного участка должно иметь охраняемый законом интерес, быть собственником данного участка или его законным владельцем.
Земельный участок, границы которого просит установить истец, находится в её собственности, следовательно, у истца имеется охраняемый законом интерес в установлении его границ.
Для установления местоположения земельного участка, соответствия его границ и местоположения правоустанавливающим документам, выявления факта пересечения границ земельного участка со смежными земельными участками, определением Балаклавского районного суда города Севастополя от 22.07.2020 назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО « Бюро строительных экспертиз «Позитив».
Согласно заключению судебной экспертизы, данные фактических измерений координат поворотных точек границ и данные о площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № определены по фактическому землепользованию по объектам искусственного происхождения (забору и объектам капитального строительства). Утвержденные землеустроительная документация и графический материал, позволяющие определить в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка при его образовании, отсутствуют.
Размер площади земельного участка № составляет 337 +/– 6 кв.м.
Площадь земельного участка увеличилась на 37 кв.м относительно сведений Единого государственного реестра недвижимости, что составляет 12% от площади, указанной в правоустанавливающих документах.
Фактическое местонахождение земельного участка с кадастровым номером № координаты, его площадь не соответствуют сведениям об этом же земельном участке, которые указаны в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
Геодезическая съемка земельного участка с кадастровым номером № проведена по фактическому расположению объектов искусственного происхождения – забору и объектам капитального строительства.
Границы земельного участка с кадастровым номером №, закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения (зданий и забора): от н1 до н2 и от н8 до н11 – земли общего пользования, находящиеся в государственной собственности, посредством которых обеспечивается доступ к исследуемому земельному участку; от н2 до н8 - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес>; от н11 до н1 - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В связи с отсутствием утвержденных компетентными учреждениями города Севастополя в сфере имущественных и земельных отношений в Украине до марта 2014 года землеустроительной документации, документов, содержащих графический материал, позволяющих определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № при его образовании, невозможно определить соответствие фактических существующих границ на местности сведениям правоустанавливающих документов.
Фактические существующие границы земельного участка с кадастровым номером № не пересекают юридические границы земельного участка с кадастровым номером №.
Юридические границы смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не определены в Едином государственном реестре недвижимости. Споры между собственниками по местоположению смежной границы земельных участков № и № отсутствуют.
Споры по местоположению общих смежных границ земельных участков между землепользователями участков, расположенных: <адрес>, <адрес> <адрес>, отсутствуют.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 – ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как установлено в экспертном заключении, спорный земельный участок является смежным с земельными участками с КН № и №
Согласно материалам дела, при подготовке межевого плана, границы спорного земельного участка были согласованы со смежным землепользователем, в частности с собственником участка с КН № и №
Уточняемая граница от н1-н2, н12-н16 земли неразграниченной государственной собственности, не предоставленными физическим и юридическим лицам согласований не требуется.
Учитывая, что при проведении судебной землеустроительной экспертизы уточнены фактические координаты и координаты поворотных точек границ и данных о площади земельного участка, а так же отсутствует межевание границ смежных участков суд полагает возможным установить границы земельного участка, согласно заключению экспертизы.
Таким образом, суд полагает, что удовлетворение требований истца об установлении границ земельного участка, согласно экспертному заключению, приведет к восстановлению нарушенного права истца.
Решение суда об установлении спорных границ земельного участка является основанием для внесения сведений о координатах характерных точек границ земельного участка истца, то есть данные требования фактически являются способом исполнения решения суда об установлении границ земельного участка.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования истец к ответчик, ответчик2, Департаменту имущественных и земельных отношений города Севастополя об установлении границ земельного участка удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка, площадью 337 кв.м., принадлежащего на праве собственности истец с кадастровым номером № расположенному по адресу: г. Севастополь, <адрес> следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ земельного участка 91:01:001002:742 |
Координаты (СК-63) |
|
Х (м) |
Y (м) |
|
н1 |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
координаты |
Решение суда об установлении границ земельного участка является основанием для внесения сведений о координатах характерных точек границ земельного участка в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 08 февраля 2021 года.