Решение по делу № 12-198/2020 от 03.04.2020

дело № 67RS0003-01-2020-001713-77

производство № 12-198/2020

РЕШЕНИЕ

10 июля 2020 года г. Смоленск

Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Рожкова Наталья Витальевна (г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 46),

при ведении протокола рассмотрения дела об административном правонарушении помощником судьи Мещановой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коренева Владимира Евгеньевича на постановление № 11-Р/241 о назначении административного наказания начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску от 25 марта 2020 г., вынесенное в отношении Коренева Владимира Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением № 11-Р/241 о назначении административного наказания начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску от 25 марта 2020 г., Коренев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Коренев В.Е. в жалобе просит указанное постановление отменить, считает постановление незаконным, указал, что ООО «Спортлото» не обязано предоставлять в Росфинмониторинг какую-либо информацию по идентификации участников лотерей. Подключение к личному кабинету Росфинмониторинга было осуществлено по письму ИФНС по г. Смоленску от 30.05.2019 № 18-27/020713, являлось добровольным для обеспечения оплаты налогов гражданами, получившими крупный выигрыш и не влекло никаких юридических обязательств по соблюдению сроков предоставления информации.

Заявитель Коренев В.Е. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе поддержал, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ не признал, просил постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить, поскольку распространитель не идентифицирует лиц, получающих денежные выигрыши на сумму 15 000 руб. и более. Этим занимаются отдельные продавцы, состоящие с оператором лотерей в договорных отношениях и направляющие в адрес оператора сведения по идентификации лиц, получающих крупные выигрыши. Только после получения от оператора информации по идентификации осуществляется выплата крупных выигрышей на сумму 15 000 руб. и более.

Представитель ИФНС России по г. Смоленску Шамаев А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, пояснил, что распространитель также осуществляет проведение лотереи, только в части распространения билетов. Следовательно, распространитель подпадает под понятие оператора лотереи, следовательно обязан документально фиксировать и предоставлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения, указанные в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Аналогичные доводы указаны в возражениях на жалобу (л.д. 12-16).

Заслушав объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, из письма Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) от 31.01.2020 № 04-03-04/17777-дсп, следует, что имеются факты нарушений требований, установленных подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части несоблюдения сроков представления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Так, ООО «СПОРТЛОТО» представило следующие формализованные электронные сообщения в Росфинмониторинг с нарушением установленных сроков:

2019_6730046707_673001001_00000010 от 13.12.2019 (дата совершения операции 09.12.2019);

2019_6730046707_673001001_00000011 от 13.12.2019 (дата совершения операции 09.12.2019);

2019_6730046707_673001001_00000005 от 15.11.2019 (дата совершения операции 11.11.2019);

2019_6730046707_673001001_00000003 от 09.10.2019 (дата совершения операции 01.10.2019).

Государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Смоленску в отношении генерального директора ООО «СПОРТЛОТО» Коренева В.Е. составлен протокол № 11-Р/241 об административном правонарушении от 11 марта 2020 г. по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (л.д. 27-29), на основании которого начальником ИФНС России по г. Смоленску Кореневу В.Е. назначено административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) (ред. действовавшая до 12.03.2020) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Отношения в области организации и проведения лотерей регулируются Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях), в ст. 2 которого раскрыты понятия, используемые для целей данного закона.

Так, организация лотереи - это осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи (п. 7 ст. 2 Закона о лотереях).

Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрыша и участникам лотереи (п. 8 ст. 2 Закона о лотереях).

Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях).

Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п. 9 ст. 2 Закона о лотереях).

Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (п. 10 ст. 2 Закона о лотереях).Таким образом, распространитель также признается лицом, проводящим лотереи следовательно является лицом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

При этом п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ установлено, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.

Кроме того, 07.03.2018 был принят Федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях», которая дополнена частью 6.1 следующего содержания «заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.

Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, осуществляется оператором лотереи, распространителем в случае подтверждения участником лотереи достижения им возраста восемнадцати лет, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не проводится, а при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, идентификация участника лотереи проводится с применением любого способа упрощенной идентификации из предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи, или с использованием данных идентификации участника лотереи, предоставленных кредитной организацией, организацией федеральной почтовой связи, банковским платежным агентом, оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым поручено проведение идентификации на основании договора (в редакции до 12 марта 2020 г.).

Таким образом, в Законе «О лотереях» прямо закреплено, что при заключении договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, идентификация участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 115-ФЗ, проводится только при сумме расчета, составляющей 15 000 руб. и выше.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что операции с денежными средствами, за нарушение сроков предоставления сведений о которых должностное лицо привлечено к административной ответственности, превышали 15 000 руб.

На основании изложенного, в рассматриваемом событии и, соответственно, действиях Коренева В.Е., как генерального директора ООО «СПОРТЛОТО» не усматривается состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление № 11-Р/241 о назначении административного наказания начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску от 25 марта 2020 г., вынесенное в отношении Коренева Владимира Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу Коренева Владимира Евгеньевича удовлетворить.

постановление № 11-Р/241 о назначении административного наказания начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску от 25 марта 2020 г., вынесенное в отношении Коренева Владимира Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ отменить.

Производство по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья Н.В. Рожкова

12-198/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Коренев Владимир Евгеньевич
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Рожкова Наталья Витальевна
Статьи

15.27

Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
08.04.2020Материалы переданы в производство судье
09.04.2020Судебное заседание
16.07.2020Истребованы материалы
16.07.2020Поступили истребованные материалы
03.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее