68RS0002-01-2021-001793-31 Дело № 2-1300/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг. Тамбов 12 июля 2021 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
судьи Макаровой Е.В.,
при секретаре Косовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Бартеневой Ю.Г. к Жилищному комитету администрации города Тамбова об обязании восстановить на учете,
У С Т А Н О В И Л :
Бартенева Ю.Г. обратилась в суд с иском к Жилищному комитету администрации города Тамбова об обязании восстановить на учете, указав, что Постановлением администрации г. Тамбова от 23.12.2014 №11276 ее семья была признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с постановлением администрации г. Тамбова от 22.06.2015 №4794 ее семья признана участницей подпрограммы «Молодежи-доступное жилье» на 2014-2020 годы с 15.06.2015 г..
До 22.12.2008 г. она имела в собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***. (9,36 кв.м.). Имеет в собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***. (14 кв.м.).
Брак с бывшим супругом Букреевым В.П. расторгнут 20.06.2017.
18.09.2020 г. она заключила брак с Бартеневым Е.В. и 16.11.2020г. у них родилась дочь - Бартенева М.Е.
Её супруг Бартенев Е.В. имел в собственности квартиру площадью 28,8 кв.м., расположенную по адресу: ***, Сельское поселение Комсомольский сельсовет, д. Крутые Выселки, мкр. Слобода, *** Ж, ***.
Данное жилое помещение Бартеневым Е.В. было приобретено в соответствии с договором от 12.12.2018г. «О предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности управлением сельского хозяйства Тамбовской области». Жилое помещение Бартеневым Е.В. продано 17.09.2020г., то есть до заключения брака.
Постановлением администрации г. Тамбова от 04.05.2021 №2083 ей отказано в изменении состава семьи с двух человек на четыре человека и семья была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении применительно к мероприятию по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Основанием для снятия семьи с очереди явился тот факт, что супруг Бартенев Е.В. в установленном порядке получил от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения.
С данным отказом она не согласна, поскольку брак порождает правовые последствия с момента его заключения. Бартенев Е.В. реализовал свое право на получение жилой площади до вступления в брак. Бартенев Е.В. на учете, как нуждающийся в жилом помещении не состоял, на очереди стояла её семья в составе из двух человек. Изменений в жилищных условиях семьи после вступления в брак с Бартеневым Е.В., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», не произошло. Ответчик не принял во внимание тот факт, что она с несовершеннолетними детьми бюджетных средств на улучшение жилищных условий не получала. Тот факт, что данное право было реализовано супругом до вступления в брак нарушает права её несовершеннолетних детей на благоприятные условия для жизни.
Уточняя исковые требования, просила суд обязать ответчика восстановить семью в составе 3-х человек - она Бартенева Ю.Г., ***. рождения, сын – Букреев Е.В., *** года рождения, и дочь - Бартенева М.Е., *** года рождения, в качестве нуждающейся в жилом помещении применительно к мероприятию по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
В судебное заседание истец Бартенева Ю.Г. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие,
Представитель истца Худяков С.Г. в суде уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, пояснив, что интересы несовершеннолетних детей не были учтены при вынесении спорного постановления администрации г.Тамбова, так как семья не реализовывала свое право ранее. Оно было реализовано лишь супругом Бартеневой до вступления в брак. Средства выделялись ему на приобретение жилого помещения в сельской местности, как молодому специалисту. В целом семья свои жилищные условия не улучшила. Ранее стояла на учёте семья из трех человек: истец, бывший супруг и ребенок. В 2017 году брак был расторгнут и бывший супруг из очереди исключен, поэтому истец до последнего момента стояла в очереди в составе семьи из двух человек - она и ее сын. В ноябре 2020 г., когда родилась дочь, истец хотела встать в очередь в составе семьи из четырех человек. Дочь на учете не стояла, поскольку истец хотела поставить семью в составе из четырех человек. Истец не знала, что супруг уже реализовал свое право на получение жилого помещения и у него была квартира.
Представитель ответчика жилищного комитета администрации г. Тамбова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст.233 ГПК РФ, учитывая согласие представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Судом установлено, что Постановлением администрации г. Тамбова от 23.12.2014 №11276 признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы Букреева (Бартенева) Ю.Г. с составом семьи муж -Букреев В.П., сын – Букреев Е.В. признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учётной нормы.
В соответствии с постановлением администрации г. Тамбова от 22.06.2015 №4794 ее семья признана участницей подпрограммы «Молодежи-доступное жилье» на 2014-2020 годы с 15.06.2015 г.
20.06.2017г. истец расторгла брак с супругом Букреевым В.П.
Постановлением администрации г.Тамбова №7323 от 28.11.2017г. изменен состав молодой семьи истца с трех человек на два- она и сын Букреев Е.В., исключив из состава семьи бывшего мужа Букреева В.П.
18.09.2020 г. истец заключила брак с Бартеневым Е.В.
16.11.2020г. в браке родилась дочь - Бартенева М.Е.
Постановлением администрации г. Тамбова от 04.05.2021 № 2083 истцу отказано в изменении состава семьи с двух человек на четыре человека – она, муж Бартенев Е.В., сын Букреев Е.В., дочь Бартенева М.Е.
Из указанного постановления следует, что истец Бартенева Ю.Г. имеет на праве собственности 1/3 долю жилого помещения (14 кв.м.) общей площади 42 кв.м. по адресу: ***.
В соответствии с договором от 12.12.2018г. «О предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности управлением сельского хозяйства Тамбовской области предоставлена социальная выплата Бартеневу Е.В.
В соответствии с договором участия в долевом строительстве от 25.12.2018г., разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24.07.2019г., передаточным актом от 29.07.2019г. Бартенев Е.В. с использованием социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности приобрел жилое помещение общей площадью 28,8 кв.м., расположенное по адресу: ***, ***, ***.
Согласно договору купли-продажи от 11.09.2020г. Бартенев Е.В. продал данное жилое помещение за *** руб.
Согласно п.9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только одинраз. Участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.
В соответствии с п.п.г п.22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Таким образом, вышеуказанными Правилами установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется независимо от формы содействия за счет средств федерального бюджета только один раз.
Согласно сообщению Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 09.07.2021г. №01-28/1675, Бартенев Е.В. является участником мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации Тамбовской облает от 21.11.2012 № 1443 (с изменениями).
В соответствии с выданным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 20.12.2018 №166/18, Бартеневу Е.В.(состав семьи: заявитель - Бартенев Е.В.) перечислены средства социальной выплаты на общую сумму 543 388 (пятьсот сорок три тысячи триста восемьдесят восемь) рублей 30 копеек, из них 494 483 (четыреста девяносто четыре тысячи четыреста восемьдесят три) рубля 35 копеек -средства федерального бюджета, 48 904 (сорок восемь тысяч девятьсот четыре) рубля 95 копеек - средства бюджета области на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Тамбовском районе Тамбовской области.
Таким образом, членом семьи истца Бартеневой Ю.Г. – супругом Бартеневым Е.В. ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий.
В связи с изложенным, муниципальным органом обоснованно отказано истцу в изменении состава семьи с двух человек на четыре человека – она, муж Бартенев Е.В., сын Букреев Е.В., дочь Бартенева М.Е.
Постановлением администрации г.Тамбова от 07.06.2021г. № 2571 семья Букреевой (Бартеневой) Ю.Г. с составом семьи она и сын Букреев Е.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Основание для снятия – подпункт б пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации мероприятия по обеспечению молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
б)молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом7 настоящих Правил.
В соответствии с п.7 в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1марта 2005г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Также на момент признания данной семьи нуждающейся в жилом помещении не истек пятилетний срок со дня совершения указанных в ст.53 Жилищного кодекса РФ намеренных действий – отчуждения супругом истца квартиры.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенных категорий государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, как принятие их на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, согласуется с конституционным принципом равенства прав граждан и, как зависящее от ряда социально-экономических факторов, включая имеющиеся у государства финансовые возможности, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения от 23 октября 2014года N2488-О, от 24 марта 2015года N692-О, от 29 сентября 2015года N2142-О, от 23 ноября 2017года N2637-О и др.).
. Учитывая, что Постановлением администрации г. Тамбова от 04.05.2021 №2083 истцу отказано в изменении состава семьи с двух человек на четыре человека – она, муж Бартенев Е.В., сын Букреев Е.В., дочь Бартенева М.Е., а член семьи истца - супруг Бартенев Е.В. ранее реализовал свое право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, семья истца обоснованно не признана нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая совокупность приведенных норм, молодая семья, член которой ранее получал государственную поддержку в улучшении жилищных условий в другом составе (на него одного), не может быть признана участником мероприятия по основаниям п.п. г п.22 Правил.
Указанное также следует из письма Минстроя России от 12.03.2021 №9459-СБ/05 (л.д.54).
Рассматривая уточненные требования истца об обязании ответчика восстановить семью в составе 3-х человек – истец и двое её детей, исключая супруга Бартенева Е.В., суд считает их необоснованными, некорректно сформулированными.
Так,согласно стать 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 СК РФ).
Предъявляя к ответчику требования в уточненном варианте, сведений о том, что Батенев Е.В. перестал быть супругом и членом семьи истца не представлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 233-235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░.░., 04.09.1992░. ░░░░░░░░, ░░░ – ░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ - ░░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.06.2021░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░