Дело № 12-45/2024
РЕШЕНИЕ
(по делу об административном правонарушении)
04 октября 2024 года с. Ботлих.
Ботлихских районный суд РД в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 в лице представителя ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 111 Ботлихского района РД от 13.08.2024 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 111 Ботлихского района РД от 13.08.2024 года, ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортным средством на срок 1 год и 6 месяцев.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 подал через своего представителя ФИО2 жалобу, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 111 Ботлихского района РД от 13.08.2024 года, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал на то, что 20 сентября 2023 г. примерно в 03 час 05 мин. он находился в <адрес>, где его незаконно остановили сотрудники ДПС. Затем, определив у него признаки алкогольного опьянения, приступили к составлению административного материала. Сотрудники ДПС предложили ему пройти освидетельствование, не разъяснив при этом оснований и порядка совершения данной процедуры, от данной процедуры он не отказывался, последствий отказа от данной процедуры ему не разъяснили также. Не было разъяснено в каком медицинском учреждении будет проведено освидетельствование.
Он был не согласен с требованиями сотрудников ДПС. Так же он неоднократно указывал на незаконность их требований в отношении него по причине того, что признаков алкогольного опьянения у него не было. Сотрудники ДПС его возражения к сведению не приняли, и оформили административный материал по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. О видеосъемке административной процедуры он не был предупрежден, что является нарушением его прав и законных интересов.
Считает, что в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ судьей не учтена и не дана должная оценка обстоятельствам, зафиксированным на видеозаписи (я не отказывался от медицинского освидетельствование).
В протоколе имеются описки, с которыми его сотрудники ДПС не ознакомили, что является нарушением его прав и основанием для возврата материла, судом данное обстоятельство оставлено без внимания, в связи с чем не разрешен вопрос о допустимости доказательств - процессуальных документов (протоколов) составленных с нарушением требований КоАП РФ (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Лицо в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Полк ДПС ГИБДД МВД по РД своего представителя в судебное заседание не направили, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. ст. 25.1, ст.30.6 КоАП РФ, суд определил рассмотреть
дело при имеющейся явке.
При рассмотрении дела по жалобе об оспаривании постановления суд не связан доводами, содержащимися в жалобе, проверяет дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы и проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, основанием привлечения ФИО1 мировым судьей к административной ответственности на основании указанной выше нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении вывод о том, что 20.09.2023 г. 03 час. 07 мин., в <адрес> управлял транспортным средством автомашиной марки «БМВ 520D», государственный регистрационный знак № С 677 ТК 05 РУС, не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состоянии опьянения, в нарушении п. 2.3.2 ПДД РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.
С выводом мирового судьи согласится нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в протокол об административном правонарушении от 20.09.2023г. серии <адрес> должностным лицом внесены исправления в части «место, время совершения и событие административного правонарушения», вменяемого правонарушения, т.е. исправлено адрес совершения административного правонарушения и событие административного правонарушения.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.26 КоАП РФ мировой судья сослался на представленные в материалах дела доказательства, в частности протокол об административном правонарушении, признав его допустимым по делу доказательством, а совокупность представленных доказательств – достаточной для установления факта совершения ФИО1 указанного административного правонарушения.
С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при внесении в протокол об административном правонарушении изменений должностным лицом административного органа требования КоАП РФ соблюдены не были, а именно лицо, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 не извещался о дате внесения в вышеуказанный установленный судом период должностным лицом административного органа исправлений в вышеназванный протокол об административном правонарушении.
Как уже было указано выше, в протокол об административном правонарушении должностным лицом административного органа были внесены вышеуказанные изменения. При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный документ только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Такого извещения материалы дела не содержат и последнее суду при рассмотрении настоящей жалобы административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, в вышеуказанный период у должностного лица административного органа отсутствовали данные об извещении ФИО1 о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении, что исключало совершение им данного процессуального действия в отсутствие ФИО1
Внеся в отсутствие надлежаще извещенного ФИО1 изменения в протокол об административном правонарушении, должностное лицо лишило ФИО1 предоставленных ему законом гарантий защиты своих прав.
Также копия протокола об административном правонарушении с внесенными в него изменениями ФИО1 не направлялась, поскольку доказательств обратного материалы дела не содержат и суду они не представлены.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении от 20.09.2023 года подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению мировому судье, вынесшему постановление, на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении мировому судье необходимо учесть изложенное, проверить и оценить доводы ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 111 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 13.08.2024 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.12.26 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 111 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.