ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-9093/2021 (2-828/2021) председательствующий в 1 инстанции – Сангаджи-Горяев Д.Б.
УИД 91RS0006-01-2021-001481-30 судья-докладчик – Кирюхина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 октября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,
судей: Романовой Л.В.,
Беляевской О.Я.,
при секретаре Мусийчук В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Василинич Елены Сергеевны к Администрации Красногвардейского района Республики Крым, третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жильё,
по апелляционной жалобе Администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2021 года прокурор Красногвардейского района Республики Крым в интересах Василинич Елены Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Республики Крым, в котором просит обязать ответчика предоставить Василинич Е.С. благоустроенное жилье по истечению 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что в прокуратуру обратилась Василинич Е.С., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении её права на получение жилья.
В ходе проверки обращения установлены нарушения со стороны администрации: Василинич Е.С., включённая в соответствующий список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до настоящего времени вопреки требованиям закона жильём не обеспечена.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 июня 2021 года исковые требования удовлетворены. Администрация Красногвардейского района Республики Крым обязана предоставить Василинич Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения по истечению 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным решением, Администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Судом, по мнению апеллянта, не учтено, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. При этом выделяемых Администрации субвенций недостаточно для приобретения всем лицам данной категории жилых помещений, ввиду чего предоставить жилое помещение Василинич Е.С. не представляется возможным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Красногвардейского района Республики Крым просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.
Извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ ответчик, третье лицо в суд апелляционной инстанции не явились, ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Василинич Е.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, включена в соответствующий список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако в нарушение её жилищных прав и законных интересов не обеспечена жилым помещением. Нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя она не является.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, однако считает необходимым изменить решение суда в части, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Василинич Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельском о рождении № №. Решением исполнительного комитета Зерновского сельского совета Красногвардейского района от 27 июля 2006 года опекуном Василинич Е.С. назначена ФИО7, так как мать ребенка находилась в розыске, запись об отце была произведена по заявлению матери. Решением суда в 2008 году мать Василинич Е.С. – ФИО8 признана безвестно отсутствующей. Согласно свидетельству о смерти ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Красногвардейской районной государственной администрации от 28 декабря 2009 года Василинич Е.С. присвоен статус ребенка-сироты. Решением исполнительного комитета Зерновского сельского совета Красногвардейского района от 29 августа 2008 года Василинич Е.С. гарантировано предоставление жилья на территории Зерновского сельского совета. Решением от 30 мая 2008 года ответственным за сохранность жилья Василинич Е.С. назначена её опекун – ФИО7
В настоящее время Василинич Е.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, правообладателем объектов недвижимого имущества не является, равно как и нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 апреля 2021 года.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, однако не выполнило их в отношении Василинич Е.С. – её право на получение жилья не реализовано, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Ст.109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (абз. 1 п. 1 ст. 8) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что орган местного самоуправления выполняет полномочия в пределах выделенных финансовых средств, ввиду чего предоставить жильё Василинич Е.С. не представляется возможным.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании закона. Право Василинич Е.С. на исполнение ответчиком в разумный срок возложенной на него обязанности не может быть поставлено в зависимость от особенностей того или иного вида финансирования и реализации соответствующих мероприятий.
Законодатель наделяет именно органы местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно предоставляя механизмы реализации таких полномочий, определяя порядок и условия их финансирования. При этом отсутствие финансирования, достаточного для реализации полномочий в данной сфере в полном объёме, не освобождает органы местного самоуправления муниципальных образований от установленных законом обязанностей. Равно как и наличие такого финансирования не создаёт соответствующую обязанность для органов местного самоуправления.
В Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом законодатель не ставит во взаимосвязь обязанность уполномоченных органов по обеспечению таких гарантий с порядком и условиями их финансирования.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» общий объем субвенций на осуществление полномочий по предоставлению жилых помещений определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Указанные субвенции распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
То есть, законодательно взаимосвязь установлена между количеством лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение, и размером субвенций, выделяемых на данные цели муниципальному образованию.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрация наделена необходимым объемом ресурсов для исполнения обязанности, возложенной на неё решением суда, в разумный срок.
Удовлетворяя исковые требований в полном объёме, суд первой инстанции обязал Администрацию Красногвардейского района предоставить Василинич Е.С. благоустроенное жилье по истечению 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что противоречит нормам закона.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о незаконности решения суда в данной части, однако в интересах законности судебная коллегия проверяет решение суда первой инстанции в полном объёме в целях защиты прав, свобод и законных интересов Василинич Е.С., обеспечения её права на жилище.
Вывод суда первой инстанции о предоставлении ответчику срока для исполнения решения суда противоречит нормам закона, регулирующим порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения.
Положения вышеперечисленных нормативно-правовых актов не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, а также на очередность, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, установление срока исполнения обязанности, возложенной на ответчика решением суда, противоречит нормам материального права и нарушает право Василинич Е.С. на обеспечение жильём.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, ввиду чего решение суда подлежит изменения не в основной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 июня 2021 года изменить, исключив из абзаца второго резолютивной части решения слова: «по истечению 12 (двенадцати) месяцев после вступления в законную силу решения суда».
В остальной части решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 июня 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий судья М.А. Кирюхина
Судьи Л.В. Романова
О.Я. Беляевская