ДЕЛО № 2-1926/2022
УИД 92RS0004-01-2022-001802-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2022 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 1 сентября 2022 года.
Полный текст решения составлен 7 сентября 2022 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1926/2022 по иску Департамента городского хозяйства города Севастополя к Рамалданову Ш.Р. о взыскании затрат на демонтаж незаконно размещенного объекта некапитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился в суд с иском к Рамалданову Ш.Р., в котором просил взыскать с ответчика затраты бюджета города Севастополя, связанных с расходами по демонтажу незаконно размещенного объекта некапитального строительства в размере 64 773, 61 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства города Севастополя организованы мероприятия по демонтажу (перемещению) самовольно (незаконного) размешенного объекта – бетонное наборное ограждение с калиткой навесами, ограждениями из металлического профилированного листа, расположенного на земельном участке с кадастровым №, в районе земельного участка с кадастровым №, по адресу: <адрес>. Работы по демонтажу выполнены ГБУ «Парки и скверы», учредителем которого является истец. О произведенном демонтаже специалистом Департамента городского хозяйства города Севастополя был составлен акт о перемещении (демонтаже) № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно калькуляций расчета себестоимости демонтажа некапитального объекта, расположенного по адресу <адрес>, акту о перемещении (демонтаже) № от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ «Парки и скверы» затратило на демонтаж бюджетных средств в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Департаментом направлена претензия с предложением в течение <данные изъяты> дней возместить затраты бюджета на демонтаж некапитальных конструкций, однако, до настоящего времени затраты бюджета ответчиком не возмещены, возражений на претензию не представлены, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Представитель истца Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Ответчик Рамалданов Ш.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее направленном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, дело рассмотреть в его отсутствие.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусматривает защиту гражданских прав, в том числе, путем возмещения вреда.
На основании статьи 15 ГК РФ к убыткам относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возмещения убытков, по общему правилу, необходимы следующие условия: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействие); наличие у субъектов гражданского оборота убытков; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков.
Применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ) (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства города Севастополя организованы мероприятия по демонтажу (перемещению) самовольно (незаконного) размешенного объекта – бетонное наборное ограждение с калиткой навесами, ограждениями из металлического профилированного листа, расположенного на земельном участке с кадастровым №, в районе земельного участка с кадастровым №, по адресу: <адрес>. Работы по демонтажу выполнены ГБУ «Парки и скверы». О произведенном демонтаже специалистом Департамента городского хозяйства города Севастополя был составлен акт о перемещении (демонтаже) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Демонтаж произведен на основании решения Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее - Комиссия). По результатам рассмотрения Комиссией материалов принято решение (пункт № протокола № от ДД.ММ.ГГГГ) освободить земли, находящиеся в государственной собственности города Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, путём перемещения (демонтажа) незаконно размещенных некапитальных объектов.
Протокол заседания Комиссии передан сотрудникам Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя для организации дальнейшего исполнения.
На основании принятого Комиссией решения, непосредственно на объекте, подлежащем демонтажу, и на официальной странице сайта Правительства Севастополя в телекоммуникационной сети Интернет, размещено требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, которым правообладателю объекта надлежало произвести демонтаж (переместить) объект некапитального строительства в течение <данные изъяты> рабочих дней.
Однако, в установленный срок ответчиком демонтаж или перемещение объекта некапитального строительства произведен не был. После чего, демонтаж объекта произведен за счет средств бюджета города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента поступило заявление Рамалданова Ш.Р., в котором он сообщил, что демонтированные объекты, расположенные в районе участка № на <данные изъяты>, принадлежат ему и возведены за его счет.
Согласно калькуляций расчета себестоимости демонтажа некапитального объекта, расположенного по адресу <адрес>, по акту о перемещении (демонтаже) № от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ «Парки и скверы» затратило на демонтаж бюджетных средств в сумме 64 773 рубля 61 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Департаментом направлена претензия с предложением в течение <данные изъяты> дней возместить затраты бюджета на демонтаж некапитальных конструкций, вместе с тем, до настоящего времени затраты бюджета ответчиком не возмещены, возражения на претензию не представлены.
Порядок и условия принятия решения по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участков на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц (далее - земли города Севастополя), земельных участков, находящихся в муниципальной собственности от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, установлены Порядком взаимодействия органов исполнительной власти при организации работы по освобождению территории города Севастополя от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, демонтаже и (или) перемещении таких объектов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 9 октября 2014 года № 385 (далее - Порядок № 385). Согласно пункту 4 указанного Постановления финансирование расходов на снос незаконных (самовольных) построек и освобождение самовольно занятых земельных участков, проведение судебных строительно-технических экспертиз и технических заключений о состоянии несущих конструкций и инженерных систем объектов, обладающих признаками незаконных (самовольных) построек и самовольно возведенных некапитальных строений, а также расходов на проведение инвентаризации объектов с изготовлением поэтажного плана, экспликации и кадастрового паспорта, разработку проектной документации для сноса самовольных построек осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя.
В соответствии с частью 3 пункта 1.2. Порядка № 385 мероприятия по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства (в том числе нестационарных торговых объектов), осуществляют исполнительные органы государственной власти города Севастополя, а также органы местного самоуправления города Севастополя, наделенные такими полномочиями в установленном порядке (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка № 385 в случае невыполнения правообладателем требования о демонтаже или перемещении по истечении десяти рабочих дней после вручения правообладателю вышеуказанного требования (размещения требования согласно пункту 3.4 настоящего Порядка) Уполномоченный орган обеспечивает демонтаж и (или) перемещение самовольной постройки на специально организованную для хранения площадку. О демонтаже или перемещении самовольной постройки составляется соответствующий акт.
Порядок расходования средств бюджета города Севастополя на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов наружной рекламы и информации, информационных конструкций и возмещения затрат бюджета города Севастополя на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению, хранению незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов наружной рекламы и информации, информационных конструкций собственниками (владельцами) утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 25 февраля 2016 года № 104-ПП (далее - Порядок № 104).
Согласно пункту 3 Порядка № 104 Главным распорядителем бюджетных средств бюджета города Севастополя и заказчиком работ, услуг по расходам на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов наружной рекламы и информации, информационных конструкций является Управление контроля городского хозяйства города Севастополя.
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка № 104 демонтаж, перемещение, хранение и утилизация незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, производятся подрядными организациями. По факту выполненных работ подрядные организации предоставляют в Управление контроля городского хозяйства города Севастополя документы, подтверждающие объем и стоимость выполненных работ.
В случае принятия Управлением контроля городского хозяйства города Севастополя решения о возврате предмета хранения собственнику (владельцу) направляется уведомление с требованием возмещения затрат бюджета города Севастополя, связанных с расходами по демонтажу, перемещению, хранению объекта, с указанием суммы и реквизитов для возврата в месячный срок средств в бюджет города Севастополя, (пункт 4.12. Порядка № 104).
В соответствии с пунктом 4.15. Порядка № 104 в случае неисполнения собственником (владельцем) демонтированных незаконных объектов в месячный срок обязанности по возмещению расходов бюджета города Севастополя Управление контроля городского хозяйства города Севастополя предъявляет к нему соответствующие требования о возмещении затрат бюджета города Севастополя в судебном порядке.
Указом Губернатора города Севастополя от 6 сентября 2016 года № 63-УГ «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указа Губернатора города Севастополя от 11 апреля 2016 года № 25-УГ» Управление контроля городского хозяйства упразднено, функции и полномочия переданы Департаменту городского хозяйства города Севастополя.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 16 сентября 2016 года № 875-ПП (далее - Положение о Департаменте), Департамент осуществляет проведение в установленном порядке мероприятий по выявлению, демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участках на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, (пункт 9.10.44. Положения о Департаменте).
В соответствии с пунктом 9.10.1. Положения о Департаменте, Департамент городского хозяйства города Севастополя осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Севастополя.
В данном случае, затраты бюджета города Севастополя ответчиком не возмещены.
Размер расходов местного бюджета, понесенных на демонтаж, подтверждается представленной истцом калькуляцией. Доводы ответчика, что расчеты составлены произвольно, представленную истцом калькуляцию не опровергают.
Доводы ответчика о необоснованности исковых требований в связи с наличием вступившего в законную силу решения Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и требование Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта некапитального строительства по адресу: <адрес>, кадастровый № были признаны незаконными, подлежат отклонению судом, поскольку предписание № от ДД.ММ.ГГГГ равно как и требование о демонтаже от ДД.ММ.ГГГГ не обладают признаками решения государственного органа, сами по себе не порождают прав и обязанностей истца, они вынесены на основании коллегиального решения Комиссии по вопросам освобождения земель, их отмена не повлекла каких-либо последствий, в частности в виде отмены решения коллегиального органа.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий к выполнению обязанности по демонтажу, ответчик не представил. Ответчик не был лишен возможности в установленный срок собственными силами или силами третьих лиц самостоятельно осуществить демонтаж. Доказательств обратного суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о доказанности истцом факта причинения ему ущерба бездействием ответчика, наличия причинно-следственной связи между бездействием ответчика и возникшими у истца убытками, а также размера убытков в размере 64 773,61 рублей, составляющий стоимость работ по демонтажу незаконно размещенного объекта некапитального строительства принадлежащего ответчику.
Таким образом, суд считает требования истца о взыскании с ответчика 64 773,61 рублей убытков, понесенных в связи с демонтажем незаконно размещенного объекта некапитального строительства, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом размера удовлетворенных судом исковых требований с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 2143,19 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента городского хозяйства города Севастополя удовлетворить.
Взыскать с Рамалданова Ш.Р. в пользу Департамента городского хозяйства города Севастополя расходы по демонтажу незаконно размещенного объекта некапитального строительства в размере 64 773 рубля 61 копейка.
Взыскать с Рамалданова Ш.Р. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 143 рубля 19 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан