Решение по делу № 2а-310/2020 от 22.06.2020

УИД32Я80016-01 -2020-000652-51

Строка 3.192 Дело №2а-310/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 августа 2020 года    г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Лахтикова А.А., при секретаре Яковенко О.А.,

с участием представителя административного истца МИ ФИС России №1 по Брянской области, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Зябко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к Ефименко А. В. о взыскании транспортного налога и пеней (неполную уплату) транспортного налога,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы (далее Межрайонная ИФНС) России №1 по Брянской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику Ефименко А. В., мотивируя свои требования тем, что на налоговом учете в МИ ФНС №1 по Брянской области состоит в качестве налогоплательщика Ефименко А. В., который признается плательщиком транспортного налога, в соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). В установленный законом срок Ефименко А. В. суммы налогов не уплатил и ему в соответствии со ст.69 НК РФ было выставлено требование об уплате налога и пеней: транспортный налог за 2014 г., 2016 г. по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 5613 рублей, пени за неуплату (неполную уплату) транспортного налога в размере 107,30 рублей. В срок, указанный в требованиях, недоимка по транспортному налогу и пени уплачены не были. Ссылаясь на положения и нормы ст.357, ст.363, ст.75, ст.48, ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), указывая, что срок для подачи административного искового заявления в суд истек, административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления для взыскания указанной задолженности и взыскать с Ефименко А. В. транспортный налог и пени за неуплату (неполную уплату) транспортного налога в сумме 5720,30 рублей.

Представитель административного истца Зябко Е.А. в судебном заседании поддержала в полном объеме, заявленные исковые требования и

ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. Просила взыскать с административного ответчика, имеющуюся задолженность и пени по транспортному налогу. При этом указала, что причиной пропуска срока на подачу искового заявления явилась большое количество должников и, соответственно, большая нагрузка на сотрудников налоговой инспекции для взыскания задолженности.

Административный ответчик Ефименко А. В. в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Ходатайств об отложении не заявлено. Сведений об уважительности неявки административного ответчика не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в порядке ст. 150 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен статьями 45 - 48 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признание физических лиц в соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступившие в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Уплата транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится согласно статье 6 Закона Брянской области от 09.11.2002 N 82-3 «О транспортном налоге», в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ признается календарный год.

Согласно п.З ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с п.З ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный, транспортный налоги, и налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу ст.72, 75 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Судом установлено, что административный ответчик Ефименко А. В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области ИНН:

Согласно сведениям из регистрирующего органа, представленным в МИ ФНС России № 1 по Брянской области, Ефименко А. В. на указанный период(2014 год, 2016 год) имел в собственности объекты налогообложения - транспортные средства.

Налоговым органом налогоплательщику Ефименко А. В. направлялось единое налоговое уведомление № 17366950 от 6.08.2017 г. об уплате транспортного налога.

В связи с неуплатой налога Ефименко А. В. было выставлено требование об уплате транспортного налога и пени: № 425 от 13.02.2018 г. на общую сумму 5613 рублей по сроку уплаты до 26.03.2018г.

Своевременное направление в адрес Ефименко А. В. вышеуказанного требования об уплате налога и пени, подтверждается почтовым реестром.

Как следует из пояснений административного истца административным ответчиком Ефименко А. В. сумма транспортного налога и пени в установленный в требовании срок в добровольном порядке на сумму 5613 рублей, уплачена не была.

В соответствии с п.З ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. В соответствии с п. 9, п. 10 ст. 46 НК РФ, указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.У казанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 ООО рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев (если сумма не превысила 3000 рублей) со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (трехлетнего срока), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев, со дня когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Согласно п.З ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из ст.ст.46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, предельный срок принудительного взыскания налога представляет собой совокупность сроков уплаты налога, на направление требования (3 месяца), на исполнение требования в добровольном порядке (10 дней), на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения (60 дней) и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (6 месяцев). При этом 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный п.З ст.48 указанного Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении заявленных требований к физическим лицам исчисляется с момента истечения 6-месячного срока, предусмотренного п.З ст. 46 данного Кодекса для бесспорного взыскания сумм.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует об ограничении срока, в

течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки, для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-0-0).

Из заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области и приложенных к нему материалов следует, что у Ефименко А.В. сумма задолженности превышает сумму в 3000 рублей. Сумма задолженности превысила 3000 рублей с момента истечения добровольного срока исполнения требований об уплате задолженности. № 425 от 13.02.2018 г., то есть с 26 марта 2018 года. Следовательно, шестимесячный срок для подачи в суд налоговым органом заявления о взыскании задолженности начал исчисляться с 26 марта 2018 года и истек 26 сентября 2018 года. Заявление о выдаче судебного приказа направлено налоговым органом 19мая 2020 года, со значительным пропуском срока для обращения. В Клинцовский районный суд налоговый орган обратился 10 июня 2020 года после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании определения мирового судьи судебного участка № 39 Клинцовского района Брянской области от 20 мая 2020г.

Таким образом, установлено, что с заявлением о взыскании с ответчика задолженности налоговый орган обратился в суд за пределами срока, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, установленного для реализации права на судебное взыскание недоимки по налогам, пеням и штрафам.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной

суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в Клинцовский районный суд с административным иском и при подаче иска в суд ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока, при этом в обоснование пропуска процессуального срока представитель истца пояснил, что причиной пропуска срока для подачи заявления в суд явилось большое количество документов, подлежащих направлению в суд для взыскания задолженностей, иных доводов и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением представлено не было.

Пропуск налоговой инспекцией шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, объективно имел место, и суд не усматривает оснований в данном случае для его восстановления.

Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с заявлением в суд. Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом, установленного п.2 ст.48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 8 ст. 219 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ввиду того, что налоговым органом утрачены правовые способы взыскания задолженности по налогам и пени, установленные по настоящему

делу судом обстоятельства, являются основанием для применения инспекцией положений подпункта 4 пункта 1 ст.59 НК РФ в части признания данной задолженности безнадежной к взысканию и списанию таковой.

В силу п.5 ст. 180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, учитывая, что административные исковые требования по настоящему административному делу заявлены с пропуском срока для подачи данного заявления, требования Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области о взыскании с Ефименко А. В. обязательных платежей и пени, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Брянской области к Ефименко А. В. о взыскании транспортного налога и пеней (неполную уплату) транспортного налога отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательном виде решение принято 07 августа 2020 года.

Председательствующий судья

2а-310/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области
Ответчики
Ефименко Андрей Владимирович
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Судья
Лахтиков Александр Александрович
Дело на сайте суда
klincovsky.brj.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация административного искового заявления
22.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
21.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее