Решение по делу № 2а-354/2020 от 01.06.2020

Дело №2а-354/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года                               город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                            И.С. Леккеревой,

при секретаре:                                                А.Б. Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, на основании обращений граждан были обнаружены несанкционированные свалки мусора. Ссылаясь на нарушения норм Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», прокурор, уточнив требования, окончательно просил обязать администрацию Прионежского муниципального района РК ликвидировать несанкционированные свалку твердых коммунальных отходов: свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ на территории, расположенной со стороны юго-востока относительно земельных участков с кадастровыми номерами на расстоянии 70 метров на землях государственная собственность на которые не разграничена, и имеющую геодезические координаты Х ; свалку отработанных автомобильных шин на земельном участке с кадастровым номером , справа вдоль дороги при въезде в ..., имеющую геодезические координаты ; свалку коммунальных отходов на территории общего пользования, прилегающей к южной границе земельного участка с кадастровым номером , в районе ..., имеющую геодезические координаты

Прокурор Шумилова Н.В. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Прионежского муниципального района РК Волкова А.А., действующая по доверенности, иск не признала, заявила об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.

Иные лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, извещены о судебном заседании надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела приходит к следующим выводам.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статьям 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Пункт 1 ст.3.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз.4 и 8 ст.42 Земельного кодека РФ).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп.2 п.2 ст.13 Земельного кодека РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 названного закона).

Согласно п.7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Как следует из материалов дела, на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия были выявлены следующие несанкционированные свалки:

свалка твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ на территории, расположенной со стороны юго-востока относительно земельных участков с кадастровыми номерами ... на расстоянии 70 метров на землях государственная собственность на которые не разграничена, и имеющую геодезические координаты

свалка отработанных автомобильных шин на земельном участке с кадастровым номером , справа вдоль дороги при въезде в ... имеющую геодезические координаты

свалка коммунальных отходов на территории общего пользования, прилегающей к южной границе земельного участка с кадастровым номером , в районе ..., имеющую геодезические координаты

Наличие вышеуказанных несанкционированных свалок отходов подтверждается представленными в материалы дела справками Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 15.05.2020 (л.д.10-12) и от 08.07.2020 (л.д.61) по участию в проверке Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры по установлению фактов нарушения требований земельного законодательства РФ; справками Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры по результатам осмотра территорий от 07.05.2020 (л.д.15-22).

Наличие свалок представителем ответчика не оспаривается.

Как следует из имеющихся в материалах дела сведений Управления Росреестра по РК, вышеуказанные свалки расположены на находящихся в собственности Российской Федерации землях, государственная собственность на которые не разграничена, данные земельные участки за третьими лицами не закреплялись.

В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей лица, участвовавшие в обследовании несанкционированных свалок. Так, ведущий специалист отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО5 в судебном заседании 09.07.2020 пояснила, что отходы в местах несанкционированных свалок носят бытовой характер, собственника идентифицировать невозможно. Специалист Управления Росреестра по РК ФИО6, допрошенный в судебном заседании 21.08.2020, показал, что несанкционированные свалки расположены в пределах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ч.2 ст.15 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях. Положениями ч. 3 и ч. 4 ст.14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления на муниципальный район возложены обязанности по решению на территории входящих в его состав сельских поселений вопросов местного значения, предусмотренных для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений, в том числе вопросов, предусмотренных в п. 18 ч. 1 ст. 14 - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, и в п. 24 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с п.18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Как следует из вышеуказанных правовых норм, обязанность по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложена на районную администрацию и, поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Прионежского района Республики Карелия, при этом лицо, являющееся собственником отходов, не установлено, то ответственным за содержание территории, на которой размещены отходы, является администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.

Факты наличия несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, подтверждены доказательствами, собранными по делу, административным ответчиком не оспорены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация района, уклоняясь от решения вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу чего, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок: свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ на территории, расположенной со стороны юго-востока относительно земельных участков с кадастровыми номерами на расстоянии 70 метров на землях государственная собственность на которые не разграничена, и имеющей геодезические координаты ; свалки отработанных автомобильных шин на земельном участке с кадастровым номером , справа вдоль дороги при въезде в ... имеющую геодезические координаты свалки коммунальных отходов на территории общего пользования, прилегающей к южной границе земельного участка с кадастровым номером в районе ..., имеющей геодезические координаты

Руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района РК ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ на территории, расположенной со стороны юго-востока относительно земельных участков с кадастровыми номерами на расстоянии 70 метров на землях государственная собственность на которые не разграничена, и имеющую геодезические координаты

несанкционированную свалку отработанных автомобильных шин на земельном участке с кадастровым номером , справа вдоль дороги при въезде в ... имеющую геодезические координаты

несанкционированную свалку коммунальных отходов на территрии общего пользования, прилегающей к южной границе земельного участка с кадастровым номером , в районе ..., имеющую геодезические координаты

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                И.С.Леккерева

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2020 года.

2а-354/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
ООО "Автоспецтранс"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Леккерева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2020Передача материалов судье
08.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2020Предварительное судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее