Решение по делу № 33-3169/2022 от 15.03.2022

Судья Синицын К.В. Дело № 33-3169 ()

25RS0-13

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.04.2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Н.

судей Коржевой М.В., Шульга С.В.

при секретаре Брыжеватой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, КГУП «Приморский водоканал» о возложении обязанности, по апелляционной жалобе КГУП «Приморский водоканал» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены в части. Возложена обязанность на КГУП «Приморский водоканал» в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение хозяйственно-бытовых стоков в районе многоквартирного жилого <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>. В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности – отказано.

Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя КГУП «Приморский Водоканал» – ФИО5, возражения прокурора ФИО6 и представителя администрации <адрес>ФИО7, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, просит в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать администрацию <адрес> организовать водоотведение поверхностного стока, а КГУП «Приморский водоканал» организовать водоотведение хозяйственно-бытовых стоков в районе жилого <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представитель третьего лица ООО УК «Развитие» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился КГУП «Приморский водоканал», подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, освободив КГУП «Приморский водоканал» от гражданско-правовой ответственности в полном объеме.

Представитель КГУП «Приморский Водоканал» – ФИО5 просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Указала на отсутствие вины КГУП «Приморский Водоканал», о чем имеются в материалах дела акты осмотра. Причиной подтопления является отсутствие ливневой канализации, обслуживание которой лежит на администрации <адрес>.

Прокурор ФИО6 с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель администрации <адрес>ФИО7 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указала, что причиной подтопления является неисправное техническое состояние бытового канализационного коллектора.

Представитель УК «Развитие» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК Ф считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения ФИО8 по организации водоотведения в районе <адрес> в <адрес>.

В ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> при участии специалистов администрации <адрес>, КГУП «Приморский водоканал», Государственной жилищной инспекции <адрес>, управляющей жилым домом организации- ООО УК «Развитие» установлено локальное разрушение асфальтобетонного покрытия, ямы и выбоины, проседание горловины канализационного колодца с торца жилого <адрес> в <адрес>. Комиссией установлено, что причиной подтопления придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> является ненадлежащая организация отвода поверхностных стоков по <адрес> в <адрес>, неисправность системы ливневой канализации в указанном микрорайоне. В связи с чем, потоки поверхностных вод с учетом рельефа, попадают в централизованную систему канализационно-бытовых отходов, что приводит к ее засорам и последующему розливу уже смешанных канализационных вод, и, как следствие, приводит к повреждению асфальтового покрытия дорожной инфраструктуры, в том числе подтоплению придомовой территории жилого <адрес> в <адрес>. В период 2019-2020гг. аварийная служба ПП «Горканализация» КГУП «Приморский водоканал», осуществляющая эксплуатацию городской системы хозяйственно-бытовой канализации, неоднократно организовывала выезды на устранение аварийных засоров в районе жилого <адрес> в <адрес> при этом, аварийных ситуаций непосредственно на сетях водоотведения хозяйственно-бытовых стоков указанного многоквартирного дома находящихся в зоне ответственности и эксплуатации ресурсоснабжающей организации, зафиксировано не было.

Кроме того, из акта обследования ООО УК «Развитие» придомовой территории МКД по ул. <адрес> в <адрес>, составленного по результатам осмотра проведенного 30 июня - ДД.ММ.ГГГГ следует, что ввиду переполнения поверхностными стоками, хозяйственно-бытовая канализация не справляется с поступающим объемом смешанных стоков в канализационный коллектор, ввиду чего происходит ее вытекание на придомовую территорию и далее, сопровождаемое неприятным запахом.

Также проверкой установлено, что жильцы многоквартирного <адрес> в <адрес> неоднократно обращались в администрацию <адрес>, так и в КГУП «Приморский водоканал» по вопросу организации надлежащего водоотведения, однако до настоящего времени меры, направленные на организацию водоотведения и восстановление асфальтового покрытия придомовой территории в районе многоквартирного <адрес> в <адрес>, ответчиками не приняты.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования прокурора к КГУП «Приморский водоканал», исходил из того, что КГУП «Приморский водоканал» не принимаются меры к организации качественного водоотведения хозяйственно-бытовых стоков в районе жилых домов расположенных по ул. <адрес>, чем причиняется имущественный ущерб не только придомовой территории жилого <адрес> в <адрес> ввиду ее подтопления, но и повреждение проезжей и пешей части дорожного полотна, создает реальную угрозу жизни и здоровью не только жителей указанного жилого дома, но и иного неопределенного круга лиц, пользующихся проездом и проходом по указанной территории города.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, считает его обоснованным в силу следующего.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» урегулированы отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ, к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Данные положения корреспондируют с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст.8 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеизложенного, обязанности, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления, возлагаются на предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых, входит предоставление потребителю таких услуг, а также на предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя, - для потребителей, проживающих в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обеспечение коммунальными услугами.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, КГУП «Приморский водоканал» осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа переданных ему на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, с момента передачи имущества, КГУП «Приморский водоканал» осуществляет текущее содержание, все виды ремонтов и эксплуатацию объектов и сооружений холодного водоснабжения.

Согласно п.11 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пунктам 2, 9, 23, 28 ст.2 Федерального закона № 416-ФЗ, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 3.1.7, ДД.ММ.ГГГГ СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (действовавшего в период рассмотрения спора) – водоотведение - прием, транспортирование и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу п. 3.5, 3.6 СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр, под поверхностными (дождевыми, ливневыми, талыми) сточными водами понимаются сточные воды, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега.

Полураздельная система канализации - система коммунальной канализации, при которой устраиваются две самостоятельные уличные сети трубопроводов: одна для отведения городских сточных вод, другая - для отведения дождевого, талого и поливо-моечного стока.

Исходя из требований вышеуказанного законодательства, понятие надлежащего технического содержания объекта инженерной инфраструктуры - системы водоотведения в границах муниципального образования, включает в себя следующее.

Так, приказом Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «МДК 3-02.2001» утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее - ПТЭ), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам.

Неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов.

Согласно п.1.9.1. ПТЭ, система планово-предупредительного ремонта (ППР) эксплуатируемых сооружений и оборудования включает в себя организационно-технические мероприятия по надзору и уходу за сооружениями и всем видам ремонта, осуществляемые периодически по заранее составленному плану в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, разработанного Госстроем России и НИИ КВОВ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

Указанное Положение определяет порядок планирования, организации и финансирования планово-предупредительных ремонтов (ППР) на коммунальных водопроводно-канализационных предприятиях (организациях) (в дальнейшем - организаций) и обязательно для применения указанными организациями.

Положением регламентированы требования по проведению ППР применительно к специальным технологическим инженерным устройствам организаций - трубопроводам, сооружениям и оборудованию.

Согласно пунктов 4.5. и 4.6. Положения, отбор объектов для капитального и текущего ремонтов производится главным инженером организации на основе дефектных ведомостей, составленных в результате осмотров в натуре, записей в журнале дежурств, рапортов о дефектах, а также заключений специальных комиссий, результатов обследований наладочных организаций и проектов модернизации и технического перевооружения. Составляются годовые графики и планы, содержащие сведения, необходимые для определения сроков и видов ремонтов.

Таким образом, неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом уполномоченной на содержание инженерных объектов, в том числе систем водоотведения, призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей.

Более того, муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -МПА, принятым Думой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, утверждены «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа».

Пунктом 11.2.2. Правил благоустройства установлено, что уборка и очистка кюветов, труб, дренажных сооружений, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод с улиц и дорог, очистка коллекторов дождевой (ливневой) канализации и дождеприемных колодцев производятся организациями, осуществляющими их эксплуатацию. Профилактическое обследование коллекторов дождевой (ливневой) канализации и их очистка производятся организацией, у которой эти сооружения находятся во владении, а в случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения, в том числе канализационных сетей - организацией, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ, не реже двух раз в год.

Пунктом 11.2.3 Правил благоустройства определено, что содержание в исправном состоянии смотровых колодцев инженерных сетей, расположенных на проезжей части улиц и тротуарах, площадях, скверах, осмотр инженерных сетей на предмет технического состояния смотровых колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, асфальтобетонного покрытия на перекрытии колодцев производится организацией, эксплуатирующей данные коммуникации, а в случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, - организацией, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ.

Кроме того, как усматривается из материалов дела определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена строительно-техническая экспертизы.

Согласно выводам заключения эксперта ООО ПДЦ «Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ, причиной подтопления придомовой территории жилого дома (земельный участок с кадастровым номером ) является уменьшение пропускной способности трубы коллектора бытовой канализации в виду увеличения среднесуточных расходов сточных вод. На момент проведения строительно-технической экспертизы коллектор находится в недопустимом техническом состоянии. Коллектор работает с превышением максимально допустимых нормативных значений наполнения, запас пропускной способности при резком увеличении объема сточных вод отсутствует. Пропускная способность трубы коллектора бытовой канализации, проходящей через придомовую территорию жилого дома не соответствует техническим регламентам СП, СНиП, ГОСТ и СанПин. Техническая возможность для транспортировки бытовых канализационных вод в объемах с учетом увеличения обслуживаемого жилого массива и погодных условий отсутствует. Для исключения случаев подтопления придомовой территории жилого дома (земельный участок с кадастровым номером необходимо провести реконструкцию общесплавного городского коллектора путем увеличения пропускного диаметра. Реконструкцию сети городского коллектора необходимо проводить на основании предварительно разработанного проекта в соответствии с действующими требованиями СП 32.13330.2018 [11] и СП 42.13330.2016 [15]. Увеличение диаметра коллектора до нормативного исключит возможность аварийного попадания стоков на поверхность (в частности придомовую территорию) в часы пиковых нагрузок на сеть и загрязнения территорий города.

Таким образом, поскольку организация качественного водоотведения хозяйственно-бытовых стоков возложена на КГУП «Приморский водоканал», а также принимая во внимание выводы эксперта о реконструкции системы водоотведения, которая также лежит на КГУП «Приморский водоканал», суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности к КГУП «Приморский водоканал» организовать водоотведение хозяйственно-бытовых стоков в районе многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.

С учетом установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований к администрации <адрес>, поскольку вины либо бездействия администрации <адрес> в подтоплении придомовой территории по адресу: <адрес> – не установлено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика КГУП «Приморский водоканал» организации водоотведения хозяйственно-бытовых стоков в районе МКД <адрес>. <адрес>, ввиду недоказанности его вины и отсутствия причинно-следственной связи, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами, на КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность осуществлять текущее содержание, все виды ремонтов и эксплуатацию объектов и сооружений холодного водоснабжения, а причиной подтопления явилось непринятие достаточных мер к организации качественного водоотведения хозяйственно-бытовых стоков в указанном районе.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУП «Приморский водоканал» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3169/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прок.г.Влад.
Ответчики
Адм.г.Влад.(2-325)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Шульга Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
15.03.2022Передача дела судье
26.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2022Передано в экспедицию
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее