Решение по делу № 2-2/96/2019 ~ М-2/86/2019 от 21.06.2019

Дело № 2-2/96/2019

43RS0025-02-2019-000111-80                  

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нолинск Кировской области                 11 сентября 2019 года                     

Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Василькова Д.С.,

при секретаре Шибановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г.Нолинска» к Симонову Н.Е. , Симоновой А.М. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска» обратилось в суд с иском к Симонову Н.Е. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию в размере <данные изъяты> руб., обосновывая исковые требования тем, что ответчик, проживающий в жилом помещении по адресу: <адрес>, в нарушение действующего законодательства имеет задолженность по оплате за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Поскольку до настоящего времени оплата не произведена, просит взыскать с ответчика указанную задолженность, и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В соответствии с определениями Нолинского районного суда Кировской области к участию в деле в качестве соответчика привлечена второй собственник жилого помещения в спорный период – Симонова А.М. , в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Жилкоммунсервис», ОАО «Коммунэнерго», администрация Нолинского района Кировской области.

В судебное заседание представитель истца не явился, представитель по доверенности Горман М.В. в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представила суду заявление об уменьшении исковых требований, просит взыскать с ответчиков задолженность за тепловую энергию за содержание мест общего пользования в многоквартирном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. 47 коп. и государственную пошлину, вернуть излишне уплаченную госпошлину.

Ответчики Симонов Н.Е. и Симонова А.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в заявлении Симонова А.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

При участии в предыдущих судебных заседаниях ответчики не согласились с обязанностью оплаты тепловой энергии в части содержания мест общего пользования, пояснив, что батареи в местах общего пользования отсутствуют. Вместе с тем, ответчики не отрицали, что в спорный период не все квартиры их многоквартирного дома были отключены от центрального отопления, т.е. тепловая энергия в многоквартирный дом поступала.

Представитель ответчиков Симонов Е.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. При участии ранее в судебном заседании, возражая относительно заявленных исковых требований, указал, что размер оплаты за места общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ считает неподлежащим взысканию, так как формула расчета размера оплаты за места общего пользования утверждена только ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц - ОАО «Коммунэнерго», ООО «Жилкоммунсервис, администрации Нолинского района Кировской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В отзыве администрация Нолинского района Кировской области указывает на несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на законность проведенного переустройства системы отопления ответчиков.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения о предоставлении коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенные правовые нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьями 9 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, злоупотребление правом в любой форме не допускается.

Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.

Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно п.2 ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за отопление (теплоснабжение).

Частью 1 ст.155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Из материалов дела следует, что в спорный период Симонову Н.Е. , Симоновой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года на праве общей совместной собственности принадлежало и принадлежит в настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.30).

Жилой дом, в котором расположено указанное жилое помещение, является многоквартирным, находится в управлении ООО «Жилкоммунсервис», подключен к системе центрального отопления, подача тепловой энергии осуществляется ОАО «Коммунэнерго» (л.д.13), общедомовым прибором учета тепловой энергии оборудован с января 2017 года, что подтверждается уточненным справочным расчетом.

В соответствии с распоряжением главы администрации Нолинского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между ООО «Жилкоммунсервис» и ООО «ЦРП г. Нолинска», ООО «ЦРП г.Нолинска» осуществляет расчет платежей за теплоснабжение, производит выставление и доставку счетов-квитанций на оплату теплоснабжения, ведет претензионную и исковую работу по взысканию задолженности с населения за теплоснабжение (л.д.10,11).

В соответствии со статьей 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании ч.1 ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу части 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку система централизованного отопления дома исходя из вышеуказанных норм закона относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

В этой связи действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложен ряд полномочий по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, включая установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также закрепляющие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Нормы статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие механизм изменения и расторжения договора энергоснабжения, не могут применяться в отрыве от приведенных выше правовых норм.

Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1 ст. 28 ЖК РФ).

Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Решением администрации Нолинского района от ДД.ММ.ГГГГ Симоновой А.М. разрешено переустройство центрального отопления на автономное в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д.37).

Актом приемочной комиссии администрации Нолинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается завершение переустройства данного жилого помещения до спорного периода, а именно ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.32).

Таким образом, суд считает, что установленный законодательством порядок переустройства внутриквартирной системы отопления жилого помещения на момент его проведения ответчиками соблюден.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.19.2018 № 46-П абзац второй пункта 40 Правил № 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правительством Российской Федерации 28.12.2018 г. принято постановление № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», согласно которому с 01.01.2019 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения № 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64).

Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).

Ссылаясь на отсутствие в местах общего пользования (подъездах) отопительных приборов (радиаторов), ответчики не считают себя потребителями коммунальной услуги, не признают обязанность по внесению платы за обогрев мест общего пользования, кроме того, не согласны с расчетом задолженности.

Данные доводы судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 15 пункта 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что между управляющей компанией ООО «Жилкоммунсервис» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Коммунэнерго» заключен договор на подачу тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ , по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать потребителю через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии, а потребитель - своевременно оплачивать принятую энергию, с указанием объектов и объема поставляемого ресурса.

Ответчики в спорный период являлись собственниками квартиры <адрес> указанного многоквартирного дома, отапливаемого от котельной ОАО «Коммунэнерго» через присоединенную сеть, следовательно, являлись потребителем коммунальной услуги в спорный период в части отопления мест общего пользования. Демонтаж, изоляция, отсоединение радиаторов в местах общего пользования не свидетельствуют о том, что в многоквартирный дом не подавалась тепловая энергия. Напротив, судом с достоверностью установлено, что в спорный период рабочего проекта на демонтаж радиаторов в местах общего пользования не было, а в многоквартирный жилой дом подавалась тепловая энергия (данное обстоятельство не оспаривалось и ответчиками), поскольку не все собственники квартир (на спорный период) согласились перейти на индивидуальное отопление.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда № 46-П, учитывая реальную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Истцом представлен справочный расчет платы за оказанную услугу по теплоснабжению на общедомовые нужды, согласно которому плата ответчиков за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии за места общего пользования в многоквартирном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> коп.

Расчет платы за коммунальную услугу произведен исходя из объема тепловой энергии, приходящейся на места общего пользования по формулам в соответствии с пунктами 2(3), 3 Приложения №2 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708), где Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю.

В частности, формула пункта 3(1) приложения № 2 Правил содержит две составляющие, впоследствии умножаемые на тариф, а именно объем тепловой энергии, приходящийся на помещение в многоквартирном доме, а также объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирной доме, поскольку расчет платы за коммунальную услугу по отоплению не может осуществляться только исходя из показаний индивидуальных приборов учета без учета объема потребленной всем многоквартирным домом тепловой энергии. При этом исходя из формулы тепловая энергия, потребленная в местах общего пользования распределяется пропорционально площади помещений в многоквартирных домах.

Правительство Российской Федерации осуществило дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета. Оно не противоречит принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Расчет размера платы за коммунальную услугу соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 46-П, обеспечивает баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланс прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, позволяет определить размер платы за услугу в части её потребления на общедомовые нужды.

Представленный расчет проверен судом, признан соответствующим нормам жилищного законодательства, является подробным и обоснованным, стороной ответчиков с приведением каких-либо достоверных и убедительных доказательств не оспорен, поэтому принимается судом за основу при определении суммы задолженности за коммунальную услугу по отоплению в части её потребления на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы представителя ответчиков Симонова Е.Н. о том, что размер платы за места общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит взысканию, так как формула расчета размера оплаты за места общего пользования утверждена только ДД.ММ.ГГГГ, основан на неверном толковании действующего законодательства по следующим основаниям. Осуществленное Правительством РФ в соответствии с правовой позицией Конктитуционного Суда РФ в Постановлении №46-П правовое регулирование в рассматриваемой сфере теплоснабжения, предусматривающее дифференцированный порядок определения размера платы - за потребление тепловой энергии на общедомовые нужды и для личного потребления (отопления жилого помещения), направлено исключительно на защиту интересов граждан и улучшает их положение, т.к. ранее до внесения соответствующих изменений в случае перехода отдельных собственников на индивидуальное отопление, в случае поступления тепловой энергии по централизованным сетям в многоквартирный дом (при условии неотключения дома от централизованной сети теплоснабжения) плата за коммунальную услугу начислялась в полном объеме.

Срок исковой давности по делу суд считает непропущенным по следующим основаниям.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Как следует из положений части 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Определением мирового судьи судебного участка №28 Нолинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Симонова Н.Е. задолженности по оплате за тепловую энергию. (л.д.15).

Таким образом, срок исковой давности при обращении истца за судебной защитой к мировому судье не пропущен, поскольку обязанность по внесению платежа за январь 2016 года должна была быть исполнена до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехлетний срок исковой давности по данному платежу истекал ДД.ММ.ГГГГ, но к моменту его истечения истец уже обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. По этим же основаниям, истец своевременно обратился с требованиями к мировому судье по последующим периодам платежей за коммунальную услугу.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 ГК РФ), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 ГПК РФ и часть 1 статьи 49 АПК РФ).

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимися в абз. 2 п. 18 Постановления Пленума от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.

Таким образом, учитывая, что срок исковой давности был прерван ввиду обращения истца за судебной защитой к мировому судье и после отмены судебного приказа данный срок удлинился (увеличился) до шести месяцев, а исковое заявление подано в районный суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа, суд считает срок исковой давности не пропущенным, и, соответственно не подлежащим применению.

При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку жилое помещение находится в общей совместной собственности ответчиков задолженность по оплате тепловой энергии на содержание мест общего пользования подлежит взысканию в солидарном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. в минимальном размере <данные изъяты>.

Согласно п.10 ст.333.20 Налогового кодекса РФ при уменьшении исковых требований излишне уплаченная госпошлина в сумме 1690 руб. 00 коп. подлежит возвращению истцу в порядке ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями <адрес>» с учетом уточнения удовлетворить.

Взыскать солидарно с Симонова Н.Е. , Симоновой А.М. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г.Нолинска» задолженность по оплате за тепловую энергию в сумме <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, всего в размере <данные изъяты>.

Вернуть ООО «Центр расчетов с потребителями г.Нолинска» излишне уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.

    Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нолинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2019 года.

Председательствующий                 Д.С.Васильков

2-2/96/2019 ~ М-2/86/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Центр расчетов с потребителями города Нолинска"
Ответчики
Симонов Николай Евгеньевич
Симонова Анна Михайловна
Другие
Администрация Нолинского муниципального района
ООО "Жилкоммунсервис"
ОАО "Коммунэнерго"
Суд
Нолинский районный суд
Судья
Васильков Д.С.
21.06.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2019[И] Передача материалов судье
21.06.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2019[И] Судебное заседание
11.09.2019[И] Судебное заседание
13.09.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2019[И] Дело оформлено
15.10.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее