№
№
РЕШЕНИЕ
17 февраля 2022 года <адрес>
Шекснинский районный суд <адрес> в составе: федерального судьи ФИО4, с участием представителей ООО «Шексна-Водоканал» ФИО2 и ФИО3, действующих на основании доверенности, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № общество с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что 1) в период с января 2020 по октябрь 2021, в январе-марте 2021 года производственный контроль качества воды в ручье Каргач в месте сброса сточных вод не проводился, 2) осуществлялся сброс сточных вод в ручей Каргач в отсутствии нормативов допустимых сбросов, декларации о воздействии на окружающую среду и плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства, чем были нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № 74-ФЗ. Пунктов 9.2.2 и 9.2.3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля (утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), статей 22, 23.1 и 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ. Постановлением обществу с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей. Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой, в которой просило заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. Свои требования обосновало тем, что производственный контроль качества воды в водном объекте ручей Каргач осуществляется в соответствии с действующим с законодательством. Его проведение в январе-марте и в мае-июне 2021 года было невозможно в связи с промерзанием и пересыханием ручья. Это подтверждается справками начальника ХБЛ и начальника цеха КОС предприятия, а также информацией филиала ФГБУ Северного УГМС «Вологодский ЦГМС». Форма предоставления графиков поэтапного снижения сбросов Приказом Минприроды не предусмотрена. Поэтому он оформлен в виде таблицы с указанием показателей снижения сбросов загрязняющих веществ и сроков их реализации. В соответствии с толкованием понятия графика, графиком проведения работ является план работ, мероприятий с указанием этапов с временными интервалами. Проект нормативов допустимых сбросов разработан в 2017 году и утвержден Приказом Двинско-Печерского БВУ № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Проект выполнен в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № и содержит всю необходимую информацию. В соответствии с ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил инвентаризации сброса загрязняющих веществ в окружающую среду» инвентаризация проводится организацией, осуществляющей водоотведение, эксплуатирующей ЦС водоотведения. Данных об отнесении ОС ручья Каргач к ЦС водоотведения сельского поселения Сиземское не имеется. В связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения Шекснинскому муниципальному району полномочия по утверждению и актуализации схемы водоснабжения и водоотведения находятся в его ведении. Денежные средства на актуализацию схемы администрация района планирует выделить в 2022 году. После актуализации схемы и ее утверждения будут проведены работы по инвентаризации сбросов загрязняющих веществ.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональной программы <адрес> по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2024 годы» планировалось проведение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в селе Чаромское Шекснинского муниципального района в августе-декабре 2021 года, однако работы по указанному объекту не проведены в связи с не выделением финансирования, что явилось одной из причин невыполнения требований действующего законодательства для отвода сточных вод.
Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды при вынесении постановления не были учтены смягчающие обстоятельства: принятие всех необходимых мер по соблюдению законодательства об охране окружающей среды; отсутствие причинения существенного вреда окружающей среде; нарушение сроков выполнения региональной программы по реконструкции очистных сооружений канализации села Чаромское со стороны органов исполнительной власти.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» требования, изложенные в жалобе, поддержали, просили их удовлетворить.
Суд, выслушав представителей общества с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал», изучив материалы дела, полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с обжалуемым постановлением обществу с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» вменялось в вину: 1) не проведение в период с января 2020 по октябрь 2021, в январе-марте 2021 года производственного контроля качества воды в ручье Каргач в месте сброса сточных вод; 2) осуществление сброса сточных вод в ручей Каргач в отсутствие нормативов допустимых сбросов, декларации о воздействии на окружающую среду и плана мероприятий по охране окружающей среды, разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия, перечисленные в обжалуемом постановлении, возможно, образуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.13 или 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако санкции этих статей предусматривают более строгое административное наказание. В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судья имеет право переквалифицировать действия лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью либо часть статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В данном случае такое право у суда отсутствует. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шексна-Водоканал» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его получения.
Судья ФИО4