Решение от 16.02.2024 по делу № 2-215/2024 (2-5049/2023;) от 13.10.2023

    УИД 55RS0007-01-2023-005531-11

    Дело № 2-215/2024 (2-5049/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2024 года                                                                                                 город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала,

    установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. В обоснование указано, что с 25.08.2020 арендует земельный участок. 07.09.2020 истцом было направлено уведомление о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке. 28.09.2020 истец заключила договор займа для планируемого строительства жилого дома. Для исполнения договора займа истцом были использованы средства материнского (семейного) капитала. В связи с изменением стоимости строительных материалов, работ и услуг, построить жилое помещение не удалось. В целях возобновления своего права истец обратилась к ответчику с заявлением о внесении нереализованных денежных средств материнского (семейного) капитала обратно, но ответчик указал, что механизм возврата материнского (семейного) капитала отсутствует и для разрешения данного вопроса необходимо обратиться за судебной защитой

На основании изложенного просит обязать ОСФР по Омской области восстановить право ФИО1 на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в сумме 466 617 руб., обязать ОСФР по Омской области зачислить средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет истца с учетом индексации.

В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимала, ее представитель по доверенности ФИО10 на удовлетворении исковых требований настаивал. Пояснил, что средства материнского капитала реализованы не были, так как изменилась стоимость строительных материалов, работ и услуг, и осуществить строительство дома не представилось возможным. Истец осуществила возврат средств, зачислив средства материнского (семейного) капитала на счет ОСФР по Омской области. Расходование средств капитала на иные цели (чем строительство дома, к которому истец не сможет приступить в силу отсутствия иных денежных средств) может привести к уголовному наказанию за нецелевое расходование средств. Таким образом, реализация мер социальной поддержки не достигла своей цели – жилищные условия несовершеннолетних не улучшились, что предоставляет право на возврат средств в ОСФР по Омской области.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва. Указала, что Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ не установлен механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки в случае добровольного возврата использованных средств материнского (семейного) капитала в федеральный бюджет. Возражала против индексации денежных средств, поскольку это приведет к необоснованному обогащению истца за период пользования истцом денежными средствами с 2020 г.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, заключение помощника прокурора ЦАО г. Омска Батищевой Е.Ю., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (запись акта об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ).

Ранее ФИО1 (до брака Васильева) состояла в зарегистрированном браке с ФИО7

Согласно сведений из филиала ППК «Роскадастр» и БУ «Омский центр КО и ТД» ФИО1 не является собственником недвижимого имущества.

Решением ГУ ПФР в Октябрьском АО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением второго ребенка истцу выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 453 026 руб. (серия МК-№ от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ ПФР в Октябрьском АО г. Омска с заявлением о направлении средств материнского (семейного) в размере 466 617 руб. на строительство жилого дома.

К заявлению приложила договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договор займа № С69 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома, расчёт начисления и возврата средств по договору займа № С69, выписку из ЕРГН.

Как следует из договора аренды земельного участка, заключенного между ФИО8 и ФИО1, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временно владение и пользование земельный участок площадью 1970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, а Арендатор обязуется принять земельный участок и своевременно вносить арендную плату.

Земельный участок предоставляется арендатору для индивидуального жилищного строительства. Размер арендной платы определен в размере 1500 руб. в месяц. Срок аренды – 49 лет.

В ЕГРПНИ зарегистрировано ограничение прав и обременений объекта недвижимости в пользу ФИО1: аренда, дата государственной регистрации 04.09.2020.

По условиям заключенного с КПК «Региональный центр финансовых инициатив» договора займа № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила денежные средства в сумме 466 617,90 руб. под 17% годовых, срок действия договора 180 календарных дней с момента предоставления суммы займа, с 28.09.20202 по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.3 договора займа заем предоставляется для целевого использования, а именно строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 1970 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.

Решением ГУ ПФР в Октябрьском АО г. Омска принято решение об удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 466 617 руб. перечислены в Кредитный потребительский кооператив «Региональный фонд финансовых инициатив» на погашение основного долга и процентов по договору займа № С69 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома.

Из пояснений истца следует, что в связи с ростом цена на строительные материалы, работ, услуг и отсутствием собственных средств, она не смогла осуществить строительство жилого дома и улучшить жилищные условия.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в размере 466 617 руб., поскольку средства она не смогла использовать на строительство дома.

Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области, нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки в случае распоряжения средствами материнского капитала в полном объеме, Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ не предусмотрены.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвратила денежные средства в размере 466 617 руб. на расчетный счет Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области согласно чеку-ордеру (операция 4992 от ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая заявленные требования о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки); материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона право на дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.

В силу ч.3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; 5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Из содержания Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что перечисленные выше меры государственной поддержки предоставляются один раз.

Согласно ч.7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Согласно правовой позиции, отраженной в п.9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившие сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Социального Фонда России, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.

Факт поступления от истца на лицевой счет ОСФР по Омской области суммы материнского (семейного) капитала в размере 466 617 руб. подтверждается материалами дела.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец не реализовала право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в сумме 466 617 руб., поскольку жилой дом на земельном участке 55:20:233002:6312 построен не был, по целевому назначению - для улучшения жилищных условий денежными средствами истец не распорядилась, денежные средства, выделенные истцу в качестве меры социальной поддержки, возвращены в бюджет ОСФР по Омской области.

Поскольку улучшения жилищных условий семьи ФИО1, в том числе, несовершеннолетних детей, в результате использования средств материнского (семейного) капитала не произошло, так как жилой дом не построен, цель направления средств материнского капитала, предусмотренная Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не достигнута, право несовершеннолетних детей на благоустроенное жилое помещение не обеспечено, в связи с чем суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Истец распорядилась средствами материнского (семейного) капитала, однако возвратив его пенсионному органу, право на него не утратила, поскольку по смыслу статей 3 и 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ 2О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» оснований полагать, что право истца при возврате материнского (семейного) капитала прекратилось по предусмотренным статьей 3 указанного Федерального закона, она не может его реализовать по предусмотренным частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона основаниям, не имеется. В указанной связи право истца на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала подлежит восстановлению.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

Поскольку право истца на дополнительные меры государственной поддержки подлежит восстановлению с момента его возникновения, суд возлагает на ОСФР по Омской области обязанность зачислить средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - ФИО1 с учетом индексации.

Доводы ответчика о том, что денежные средства находились в пользовании ФИО1, а не на ее лицевом счету, следовательно, индексации не подлежат, судом отклоняются. Поскольку само право на распоряжение средствами материнского капитала истцом не утрачено и подлежит восстановлению в судебном порядке, размер средств материнского капитала, которым истец имеет право воспользоваться, должен определяться на момент соответствующего распоряжения с учетом индексации. Отсутствие денежных средств на счете ОСФР по Омской области на момент индексации не может лишать Лаврентьеву М.И. права использования в полном объеме соответствующей меры государственной поддержки.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 466 617 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░1.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.02.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-215/2024 (2-5049/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаврентьева Мария Игоревна
Прокуратура ЦАО г. Омска.
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Омской области
Другие
Региональный центр финансовых инициатив
Бочанов Александр Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Величева Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Подготовка дела (собеседование)
29.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее