Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 9 августа 2018 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Устиновой Е.В.,
при секретаре Махлаевой В.С.,
с участием представителя истца Сафроновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что на юго-западной окраине кладбища с. Дарковичи Брянского района в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 32:02:0080403:18 в водоохранной зоне ручья Дарковка на площади более 1500 кв.м размещены отходы потребления в виде полиэтиленовой тары (ФККО 43411004515), тары стеклянной незагрязненной (ФККО 45110200205), отходов продукции из целлофана (ФККО 43419901205), отходов от уборки кладбищ (ФККО 73120003725) и прочие отходы I-V классов опасности, что не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения оказывают негативное воздействие на почву, в том числе в виде загрязнения земельных участков, могут повлечь возникновение пожаров на территории населенного пункта, истец с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать Новодарковичскую сельскую администрацию принять меры по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на юго-западной окраине кладбища с. Дарковичи Брянского района в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 32:02:0080403:18 (категория земель: земли поселений, земли населенных пунктов под размещение кладбищ) в водоохранной зоне ручья Дарковка на площади более 1500 кв.м.
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Сафронова М.А. поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ заявляли. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 167 ГПК Р Р¤ СЃСѓРґ считает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Пунктом 1 ст. 22 названного закона предписано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно п.п. 3.1 и 3.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР5 августа 1988 года № 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что на юго-западной окраине кладбища с. Дарковичи Новодарковичского сельского поселения Брянского района в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 32:02:0080403:18 (вид разрешенного использования - размещение кладбищ) в водоохранной зоне ручья Дарковка на площади более 1500 кв.м размещены твердые коммунальные отходы.
Указанные нарушения зафиксированы в фототаблицах и акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 23 апреля 2018 года, составленном при участии специалиста Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области.
Выявленные нарушения противоречат ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 3.1 и 3.2 СанПиН 42-128-4690-88, нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного анализа положений СЃС‚.СЃС‚. 14, 15 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» участие РІ организации деятельности РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ (РІ том числе раздельному СЃР±РѕСЂСѓ), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов РЅРµ относится Рє вопросам местного значения сельского поселения. Р’ то Р¶Рµ время положения С‡. 3 СЃС‚. 14 данного Федерального закона допускают закрепление Р·Р° сельскими поселениями СЂСЏРґР° РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, предусмотренных С‡. 1 СЃС‚. 14 настоящего Федерального закона, РІ случае указания РѕР± этом РІ законе субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В статье 1 Закона Брянской области от 5 декабря 2014 года № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст. 14 названного закона, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Заявленные прокурором требования подтверждаются представленными стороной истца доказательствами, оцененными судом в совокупности с другими материалами дела. Ответчиком допустимых доказательств, опровергающих доводы иска, суду не представлено.
Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд находит исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Брянского природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Брянской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области Рѕ понуждении Рє совершению действий удовлетворить.
Обязать Новодарковичскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области принять меры по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на юго-западной окраине кладбища с. Дарковичи Брянского района Брянской области в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 32:02:0080403:18 в водоохранной зоне ручья Дарковка на площади более 1500 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Устинова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2018 года