Дело № 2-58/2020
УИД 32RS0011-01-2019-000471-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2020 года г. Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Молокоедовой С.С.,
с участием заявителя Игнатенкова С.А.,
представителя заявителя Стефуришина А.Н., действующего на основании нотариальной доверенности от 25.12.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Игнатенкова С.А. об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Игнатенков С.А. обратился в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения жилым домом и земельным участком, расположенных по адресу: <адрес>, как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Заявленные требования мотивирует тем, что согласно договору купли- продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, Игнатенков С.А. купил у ФИО домовладение, состоящее из жилого деревянного дома, сарая деревянного и бани деревянной, находящихся по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. была произведена перенумерация домов, по итогам которой номер жилого <адрес> был изменен на <адрес>
Указанным жилым домом и земельным участком он открыто, добросовестно и непрерывно пользуется с 1963 года, проживает в нем, оплачивает коммунальные платежи, производит ремонт. Просит суд установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения указанным недвижимым имуществом в течение срока приобретательной давности.
Заявитель Игнетенков С.А., его представитель Стефуришин А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, Вышковской поселковой администрации Злынковского района, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором указал, что Игнетенков С.А. длительный период проживает и пользуется жилым домом, надворными постройками и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, полагаясь при вынесении решения на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и вынесения решения на усмотрения суда, указав, что в едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации прав на жилой дом по адресу: <адрес> отсутствуют, сведения о регистрации прав на земельный участок по адресу: <адрес> - отсутствуют, он является государственной собственностью.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения заявителя и его представителя, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как следует из разъяснений, данных судам в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» требование о признании права собственности в силу приобретательной давности может быть удовлетворено при наличии следующих условий:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Таким образом, исходя из положений пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ и разъяснений названного Пленума, лицо, считающее себя собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих условий: фактическое владение недвижимым имуществом в течение 15 лет; владение имуществом как своим собственным, добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно договору купли- продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, Игнатенков С.А. купил за 20 рублей у ФИО домовладение, состоящее из жилого деревянного дома, сарая деревянного и бани деревянной, находящегося по адресу: <адрес> (л.д., 20,21).
Согласно справке Вышковской поселковой администрации, жилой дом указанный в договоре купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ расположенный по адресу: <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является одним и тем же объектом с адресом: <адрес> (л.д. 13).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, жилой дом с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, имеет площадь 51,4 кв.м., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Игнатенков С.А. зарегистрирован, постоянно проживает в указанном жилом доме (л.д. 10-12).
Указанным жилым домом заявитель открыто, добросовестно и непрерывно пользуется с 1963 года, несет бремя его содержания.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией паспорта заявителя с данными о регистрации по месту жительства, справкой Вышковской поселковой администрации, копией дела по техническому учету домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, свидетели ФИО1, ФИО2, каждый в отдельности, подтвердили факт непрерывного проживания Игнатенкова С.А. в указанном жилом доме с 1963 года по настоящее время как в своем собственным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Игнатенков С.А. более 50 лет осуществлял владение указанным жилым помещением, владел и пользовался им добросовестно, открыто и непрерывно, не скрывал факт владения имуществом от третьих лиц. В течение всего периода владения жилым домом никто не оспаривал его право владения и пользования этим недвижимым имуществом.
Данные обстоятельства подтверждаются как показаниями заявителя, его представителя, приведенными выше материалами дела, так и показаниями допрошенных свидетелей ФИО1, ФИО2, которые пояснили, что заявитель добросовестно, открыто, не скрывая ни от кого, непрерывно владел и пользовалась указанным жилым домом как своим собственным.
Таким образом, фактическое владение Игнатенкова С.А. добросовестно, открыто и непрерывно недвижимым имуществом - жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>, в течение более 15 лет как своим собственным, установлено в судебном заседании и никем не оспорено.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 Гражданского кодекса РФ распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, срок давностного владения имуществом для заявителя, с учетом разъяснений пункта 15 совместного постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года, подлежит исчислению с 1963 года и составил на момент обращения с иском в суд 56 полных лет.
В силу статьи 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что заявитель добросовестно, открыто и непрерывно владел жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, как своими собственными в течение срока приобретательной давности, следовательно, его требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Разрешая заявление в части установления факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности в отношении земельного участка, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, сведения о регистрации прав на земельный участок отсутствуют.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
В пункте 15 вышеуказанного Постановления Пленума указано, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
При наличии государственной собственности на землю невозможно владение земельным участком «как своим собственным», в связи с чем, пользование земельным участком нельзя признать добросовестным, в то время, как признак добросовестности является обязательным условием применения приобретательной давности.
Таким образом, согласно действующему законодательству переход права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки из государственной собственности в иную не предусмотрен.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что земельный участок передавался из государственной в иную собственность, также не передавался ни на каком либо праве заявителю, либо возможному предыдущему владельцу.
Наоборот, как следует из материалов дела по техническому учету домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, предметом договора купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Игнатенковым С.А. и ФИО, договора дарения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ФИО являлось лишь вышеуказанное домовладение.
Сам по себе факт длительного пользования земельным участком не может повлечь за собой применение приобретательной давности в целях приобретения права собственности на земельный участок.
Таким образом, заявленные требования в части установления факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Игнатенкова С.А. об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности, удовлетворить частично.
Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Игнатенковым С.А. недвижимым имуществом - жилым домом общей площадью 51,4 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме - 29 января 2020 года.
Судья Т.Е.Ермоленко