РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хантаева П. А. к ПАО "Территориальная генерирующая компания №", ООО УК «Ангара» о признании начислений за подогрев воды для горячего водоснабжения незаконными, признании пунктов договора на отпуск и потребление коммунального ресурса незаконными, признании договора цессии неправомерным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать договор от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск и потребление коммунального ресурса в виде тепловой энергии на подогрев воды для нужд ГВС, заключенного между УО и ПАО «ТГК-14» неправомерным; признать счета-фактуры ПАО «ТГК-14» ( перечисление в договоре цессии от ДД.ММ.ГГГГ ), предъявленные к оплате ООО «Ангара» за подогрев воды для нужд ГВС неправомерными; признать договор цессии № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным; признать начисление, обозначенное как «цессия» в платежном документе ПАО «ТГК-14» неправомерным; обязать ПАО «ТГК-14» произвести расчет платы за услугу ГВС на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб.м. -0,05119 Гкал/куб.м. с использованием формулы 23 из приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и произвести соответствующие начисления в платежных документах в адрес собственников жилых помещений МКД № по <адрес>; платежные документы сопроводить разъяснительным письмом, в котором будет отраден порядок расчета платы, формулы и т.д.; обязать ПАО «ТГК-14» производить последующие расчеты платы за услугу ГВС на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб. м.; рассмотреть возможность наложения штрафа на ПАО «ТГК-14» в связи с умышленным и повторным нарушением действующего законодательства РФ; рассмотреть возможность списания 50% суммы перерасчета платы за ГВС в силу несвоевременного формирования платежных документов ПАО «ТГК-14» на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб. м. и применении беспроцентной рассрочки на оплату оставшейся суммы перерасчета на срок 24 месяца.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Ангара».
В ходе рассмотрения дела истец Хантаев П.А. уточнил исковые требования просил: признать пункты 2.1.5, 2.3.1, 3,4, 5, 6.4 ( а также другие пункты устанавливающие порядок определения объема коммунального ресурса, условий о цене договора, оплаты) договора № от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск и потребление коммунального ресурса в виде тепловой энергии на подогрев воды для нужд ГВС, заключенного между УО и ПАО ТГК14 неправомерным; признать счета-фактуры ПАО ТГК-14 ( перечисленные в договоре цессии от ДД.ММ.ГГГГ), предъявленные к оплате ООО «Ангара» за подгорев воды для нужд ГВС неправомерными; признать договор цессии № от ДД.ММ.ГГГГ г. неправомерным; признать начисление, обозначенное как «цессия» в платежном документе ПАО ТГК-14 неправомерным; обязать ПАО ТГК -14 произвести расчет платы за услугу ГВС на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб. м. -0,05119 Гкал/куб.м. с использованием формулы 23 приложения № к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и произвести соответствующие начисления в платежных документах в адрес собственника <адрес> МКД № по <адрес>, платежные документы сопроводить разъяснительным письмом, в котором будет отражен порядок расчета платы, формулы и т.д.; обязать ПАО ТГК-14 производить последующие расчеты платы за услугу ГВС в адрес собственника <адрес> МКД № по <адрес> на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб. м. воды.
В ходе рассмотрения истец отказался от исковых требований о наложении штрафа на ПАО «ТГК-14» в связи с умышленным и повторным нарушением действующего законодательства РФ; рассмотреть возможность списания 50% суммы перерасчета платы за ГВС в силу несвоевременного формирования платежных документов ПАО «ТГК-14» на основании принятого РСТ РБ количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб. м. и применении беспроцентной рассрочки на оплату оставшейся суммы перерасчета на срок 24 месяца. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании истец Хантаев П.А. исковые требования с учетом их уточнений поддержал. Дал пояснения так, как они указаны в иске.
Представитель ответчика ПАО «ТГК-14» Бодрянова В.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку право оспаривать договор цессии у истца не имеется, поскольку ранее к старому кредитору ООО «Ангара» требования такие предъявлены не были. Договор, заключенный между ПАО «ТГК-14» и ООО «Ангара» на отпуск и потребление тепловой энергии оснований оспаривать не имеется, поскольку договор заключен в соответствии с нормами действующего законодательства, отвечает всем необходимым требованиям. Более того, требовать признания незаконности отдельных пунктов договоров также не имеется оснований. Обязанность предоставить коммунальные услуги в МКД закреплена за управляющей организацией. Однако протоколом общего собрания собственников закреплено внесение плату непосредственно в ресурсоснабжающие организации. В МКД установлен общедомовой прибор учета, который учитывает фактическое количество тепловой энергии, потребленный на подогрев холодной воды. Следовательно расчет произведен верно, счет выставлен за потребление тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период тариф на подогрев холодной воды утвержден не был, в связи с чем, применялся единый тариф на тепловую энергию. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Ангара» Тищенко Е.А., директор ООО «Ангара» Головчан В.А. не возражали против удовлетворения требований, поскольку потребление горячего водоснабжения осуществляется по системе закрытого водоразбора, в связи с чем жителям указанного дома необходимо вносить плату за подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения. Произведены доначисления на услуги отопления всем потребителя многоквартирного дома согласно которым весь объем поступившей тепловой энергии на отопление и подогрев холодной воды был распределен на услуги отопления. Считают такие действия ПАО «Тгк-14», а также действия по корректировке на услуги за отопление за ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Считают необходимым производить расчет за данную услугу по подогреву холодной воды исходя из формулы № с применением тарифа - 0,05119 Гкал/куб.м
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Республиканской службы по тарифам РБ Ильина Т.Т. суду пояснила, что за период с ДД.ММ.ГГГГ утвержденного тарифа на подогрев холодной воды не имелось. Данный тариф был утвержден лишь в ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ по протоколам заседания коллегий, при рассмотрении вопроса об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ОАО «ТГК-14» на ДД.ММ.ГГГГ принято решение об установлении количества тепловой энергии необходимой для подогрева 1 кубического метра воды в размере 0,5119 Гкал/куб.м. При этом в состав комиссии входил представитель ПАО «Тгк-14».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
В судебном заседании установлено, что истец Хантаев П.А. является собственником жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ангара» и собственниками жилого дома по <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников многоквартирного дома по <адрес> принято решение открыть лицевые счета жильцам в ресурсоснабжающих организациях, оплачивать жильцами за потребленные коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжащие организации.
Как следует из представленных истцом извещений об оплате, за период с ДД.ММ.ГГГГ. истцу начислено к оплате <данные изъяты> руб. исходя из потребленного объема тепловой энергии и разных тарифов.
Установлено, что между ПАО «ТГК-14» и ООО «Ангара» заключен договор № на отпуск и потребление коммунального ресурса в виде тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Договор действует с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «ТГК-14» и ООО «Ангара» заключен договор цессии (уступки права требования) долга в размере <данные изъяты>. за подогрев воды для горячего водоснабжения жилых помещений <адрес> по <адрес>.
При рассмотрении заявленных требований установлено, что расчет за подогрев холодной воды ресурсоснабжающей организацией производился исходя из тарифа, установленного для тепловой энергии в виде отопления.
В силу абзаца 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 42 данных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам - исходя из показаний приборов учета горячей воды и количества тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из п. 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ. Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду. Ответчиком расчет платы за коммунальную услугу ГВС произведен по формуле 23 приложения № к Правилам №.
Поскольку в спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС на территории <адрес> не был установлен, ответчик применял показатель (0,05119 Гкал), используемый при утверждении тарифов на ГВС в открытых и закрытых системах ГВС, то есть показатель, не предусмотренный формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
Указанный показатель, как норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, не утверждался.
При этом ПАО «ТГК-14» произвело расчет оплаты за подогрев холодной воды путем не соответствующим порядку, предусмотренному вышеуказанными Правилами, обосновывая тем, что у ресурсоснабжающей организации имеются теплопотери, более того тариф на подогрев холодной воды не утвержден.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что расчет оплаты за подогрев воды, произведенный ответчиком ПАО «ТГК-14», не соответствуют требованиям закона, нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, требования об обязании ответчика произвести перерасчет начисленной платы коммунальной услуги за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с формулой № приложения № к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом отсутствие в оспариваемый период установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения не может служить основанием для произвольного определения размера оплаты за предоставляемую услугу потребителю.
Поскольку в период ДД.ММ.ГГГГ год тариф не был установлен, однако было принято решение Коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия с участием представителя ОАО «ТГК-14» на заседании коллегии по вопросу установления тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей на ДД.ММ.ГГГГ о количестве тепловой энергии необходимой для подогрева воды в размере 0,5119Гкал /куб.м.
Следовательно, в отсутствии утвержденного тарифа, для расчета с потребителями тепловой энергии необходимо применять установленное количество в размере 0,5119Гкал /куб.м.
В этой связи требования истца Хантаева П.А. о признании начислений оплаты за подогрев воды для нужд горячего водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ. неправомерными заявлены обоснованно и как следствие, имеются основания для понуждения ПАО «ТГК-14» произвести истцу перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ. оплаты за подогрев воды для нужд горячего водоснабжения в соответствии с формулой № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011г.
Разрешая требования истца о признании пунктов договора № от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск и потребление коммунального ресурса, заключенного между ООО «Ангара» и ПАО «ТГК-14» неправомерными, суд не находит оснований для удовлетворения требования в указанной части, так как указанный договор соответствует нормам, предусмотренным нормами действующего законодательства, договор является публичным, и в силу ст. 455 ГК РФ заключение публичного договора является обязательным для ресурсоснабжающих организаций.
Несогласие истца с порядком расчета за оказанную услуг по подогреву горячей воды, а также отсутствие тарифа на указную услугу, не может служить основанием для признания пунктов договора, заключенного между ПАО «ТГК-14» и ООО «Ангара» незаконными.
Требования истца о признании счетов – фактур неправомерными не подлежат удовлетворению, поскольку законом не предусмотрен такой способ защиты права, как признание счетов – фактур, предъявленных к оплате неправомерными. Более того, поскольку суд пришел к выводу о том, что расчет оплаты на подогрев холодной воды неверен, выставленные к оплате счета также не законны и не являются основанием для внесения платы в указанном в них размере.
Требования о признании договора цессии № № от ДД.ММ.ГГГГ. неправомерными также не подлежат удовлетворению, поскольку заявляя указанные требования, доводы истца сводятся к несогласию с порядок расчета, установленного условиями договор № от ДД.ММ.ГГГГ. на отпуск и потребление коммунального ресурса, заключенного между ООО «Ангара» и ПАО «ТГК-14», и поскольку указанный договор незаконным признан быть не может не имеется оснований для удовлетворения требований о признании договора цессии незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хантаева П. А. к ПАО "Территориальная генерирующая компания №", ООО УК «Ангара» о признании начислений за подогрев воды для горячего водоснабжения незаконными, признании пунктов договора на отпуск и потребление коммунального ресурса незаконными, признании договора цессии неправомерным удовлетворить частично.
Признать начисление оплаты за подогрев воды для нужд горячего водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ неправомерным.
Обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ. оплату за подогрев воды для нужд горячего водоснабжения в соответствии с формулой № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011г.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в месячный срок со дня составления принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: М.М. Цыренова
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №