№2а-45/2020
УИД 24RS0005-01-2020-000021-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. с. Новобирилюссы Красноярского края
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Ашлаповой Е.А.,
с участием:
представителя административного истца ПАО «Красноярскэнергосбыт» - Немерова Н.М., представителя административных ответчиков Прокуратуры Красноярского края, Прокурора Бирилюсского района Красноярского края - помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Стефаненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Красноярскэнергосбыт» к Прокуратуре Красноярского края, Прокурору Бирилюсского района Красноярского края о признании недействительным представления прокурора, возложении обязанностей устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокурору Бирилюсского района Красноярского края, в котором просило признать недействительным представление прокурора Бирилюсского района Красноярского края №7-01-2019/29 от 15 января 2020 г. об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики, и о возложении на прокурора Бирилюсского района Красноярского края обязанностей устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокурорской проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики на территории Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, а именно, что с начала 2019 г. допущены перерывы в электроснабжении в период с 31 марта 2019 г. по 1 декабря 2019 г., т.е. 26 отключений общей продолжительностью 360 часов 44 минуты. По окончании проверки в адрес административного истца вынесено представление прокурора о недопустимости нарушения законодательства в сфере электроэнергетики на территории указанного района, в котором прокурор потребовал от административного истца рассмотреть представление по существу с участием представителя прокуратуры Бирилюсского района, принять меры к устранению допущенных нарушений, их причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения действующего законодательства, о результатах сообщить прокурору в письменной форме. Истец полагает, что обжалуемое представление нарушает его права, поскольку в его действиях отсутствует нарушения требований законодательства в сфере электроэнергетике, так как требования об исполнении обязательств надежного и качественного обеспечения потребителей электрической энергии законом возложены на сетевую организацию, т.е. ОАО «МРСК-Сибири» - «Красноярскэнерго», с которым у истца, как гарантирующего поставщика 29 декабря 2012 г. заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Ссылаясь на п. 8.2 Договора, а также п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442), п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ, п. 15 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. №861, указывает, что из анализа указанных норм закона следует, что гарантирующий поставщик в рамках договора энергоснабжения несет ответственность за не исполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе и за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, вместе с тем в п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442) указано, что за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация. Обращает внимание, что населенные пункты Проточенского сельсовета являются потребителями третьей категории, что подразумевает электроснабжение потребителей от одного источника питания ЛЭП 10 кВ фидер 65-3, являющийся объектом электросетевого хозяйства, принадлежащим ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго». В наличии у сетевой организации имеются мобильные источники питания электрической энергии, используемые для резервирования электроснабжения потребителей в случаях отсутствия электрической энергии в результате технологических отключений, либо ненормативных перерывов для производства ремонтных работ на обслуживаемом электрооборудовании, однако из-за отсутствия постоянного автомобильного сообщения до населенных пунктов указанного сельсовета, использование данных мобильных источников в период с марта по декабрь не представляется возможным.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Красноярскэнергосбыт» - Немеров К.М., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, полагал, что обжалуемое представление внесено прокурором не тому лицу, а именно, оно должно быть было вынесено в отношении сетевой организации ОАО «МРСК-Сибири», так как именно сетевая организация обеспечивает поставку электрической энергии, а истец, как гарантированный поставщик, не имея объектов электросетевого хозяйства и возможности устранить отключение электроэнергии, выступает лишь в качестве организации, заключающей с потребителями договоры об электроснабжении и принимающей оплату за электроэнергию в рамках этих договоров.
Представитель административных ответчиков Прокуратуры Красноярского края и Прокурора Бирилюсского района Красноярского края - помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Стефаненко О.В. возражала по заявленным требованиям, полагала, что административный истец, как гарантирующий поставщик, заключающий договоры с потребителями об электроснабжении, обязан выполнять условия договора надлежащим образом, в том числе нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе и за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии. А в последующем он может воспользоваться правом регресса к лицам, за действия которых он несет ответственность перед потребителем (покупателем) по договору электроснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). На административный иск поданы возражения прокурора Бирилюсского района Красноярского края Атабаева О.А., а также представителя прокуратуры Красноярского края - помощника прокурора Стефаненко О.В., аналогичные по своему содержанию, в которых изложены доводы соответствующие позиции представителя в судебном заседании.
Заинтересованное лицо ОАО «МРСК-Сибири» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы административного дела суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела 4 декабря 2019 г. и.о. прокурора Бирилюсского района Красноярского края, в силу ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» направлено требование, в котором прокурор в рамках проводимой прокурорской проверки исполнения федерального законодательства при предоставлении услуг по электроснабжению населению Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, требовал о предоставлении в срок не позднее 11 декабря 2019 г. объяснения по вопросу аварийного отключения на территории указанного сельсовета электроснабжения и отсутствия электроэнергии в период с 31 марта 2019 г. по 1 декабря 2012 г. общей продолжительностью 360 часов 48 минут.
Согласно ответу директора ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 10 декабря 2019 г. запрос перенаправлен в адрес ПАО «МРСК-Сибири» - «Красноярскэнерго», которая также направила в адрес истца ответ на обращение Главы администрации Бирилюсского района с указанием на причины множественных повреждений на ф. 65-03, а именно, гололедно-изморозевых образованиях на проводах и деревья, стоящих по краю просеки ЛЭП, что привело к их наклону, 25-26 ноября 2019 г. произведен внеплановый осмотр ВЛ-10 кВ ф.65-03, составлен план мероприятий, необходимых для восстановления нормального режима электроснабжения потребителей администрации Проточенкского сельсовета, с 9 по 13 декабря 2019 г. запланирован выезд бригады для рабы с дефектами ВЛ-10кВ ф. 65-03.
15 января 2020 г. (техническая ошибка 2010 г., которая не оспаривалась административным истцом) прокурором Бирилюсского района Красноярского края в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере электроэнергетики, а именно о допущенных перерывах электроснабжения на территории Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края с 31 марта 2019 г. по 1 декабря 2019 г., всего 26 отключений общей продолжительностью 360 часов 44 минуты, в рамках которого прокурор потребовал от ПАО «Красноярскэнергосбыт» безотлагательно рассмотреть настоящее представление по существу с участием представителя прокуратуры Бирилюсского района Красноярского края, принять меры к устранению допущенных нарушений требований законодательства в сфере электроэнергетики, причин нарушений и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения действующего законодательства; о результат принятых мер сообщить прокурору.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Указанная совокупность таких условий обязательна для удовлетворения заявленных требований.
Согласно требованиям Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что им не оспаривалось само проведение прокурорской проверки исполнения федерального законодательства по предоставлению населению Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края услуг по электроснабжению, на несоответствие проведенной проверки нормативным правовым актам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проведенная прокурором Бирилюсского района проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Действия прокурора в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вынесены уполномоченным лицом в пределах его компетенции и не нарушили прав ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Рассматривая доводы административного истца о нарушении его прав, выразившихся во внесении ПАО «Красноярскоэнергосбыт» представления прокурора 15 января 2020 г. об устранении нарушений требований законодательства в сфере электроэнергетики не тому лицу, а именно гарантирующему поставщику, а не сетевой организации, которая является собственником объекта электросетевого хозяйства - источника питания на территории указанного сельсовета, и, соответственно, должна нести ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии перед потребителем (покупателем), суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК ПФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 18 июля 2019 г.) «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Частью 1 ст. 13 указанного Закона установлено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение, ограничение подачи электроресурсов гражданам является незаконным.
Как следует из материалов дела 29 декабря 2012 г. между ОАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующим поставщиком) и ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» (сетевой организацией) заключен договор №016/3-150 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ Постановлением от 6 мая 2011 г. №354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователя и помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей.
Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (пп. «в» п. 3 Правил).
В силу пп. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 9 Приложения №1 к указанным Правилам допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Материалами дела, а именно результатами прокурорской проверки, подтверждается факт отсутствия электроэнергии на территории Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, а именно в период с 31 марта 2019 по 1 декабря 2019 г. общей продолжительностью 360 часов 44 минуты,
Доводы представителя административного истца о том, что административному истцу не было известно об отключении электроэнергии в указанный период времени, ничем не подтверждены. Вместе с тем, согласно ответам ПАО «Красноярскэнергосбыт», направленным в адрес прокурора, указанные обстоятельства административному истцу были известны.
Доводы представителя о том, что административный истец не является субъектом, которому должно быть направлено представление об устранении нарушения, о том, что в данном случае ответственность за отключение электроэнергии лежит на сетевой организации, являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно договору оказания услуг по передаче №016/3-150 оказания электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29 декабря 2012 г. №016/3-150, заключенного между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири», исполнитель (ОАО «МРСК Сибири» - сетевая организация) обязуется осуществить комплексорганизационно и технологически связанных действий. Обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, а гарантирующий поставщик (ОАО «Красноярскэнергосбыт») - оплатить их. Согласно п. 3.2.1 Договора гарантирующий поставщик взял на себя обязанность организовать поставку электрической энергии по потребителям.
В соответствии с п. 30 Основных положений фукционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Согласно абз. 3 п. 150 Правил №354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, освобождение исполнителя от ответственности возможно только в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы (стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций), вместе с тем, таких доказательств административным истцом не приведено.
В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что ПАО «Красноярскэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, осуществляющий поставку электроэнергии жителям Проточенского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, заключающий с жильцами домов договоры, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги, в том числе и за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, с которой, в последующем, имеет право предъявления регрессных требований и претензий.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, суд считает, что заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат, так как они не нашли в ходе судебного разбирательства подтверждения изложенным в административном исковом заявлении доводам о неправомерности действий прокурора Бирилюсского района Красноярского края при принятии оспариваемого представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере электроэнергетики от 15 января 2020 г., и нарушении прав административного истца, который, в свою очередь, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги, в том числе и за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №7-01-2019/29 ░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░