К делу № 2-3843/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 ноября 2023 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего - судьи Хуаде А.Х.,
при секретаре судебного заседания Чеужевой Т.А.,
с участием истца Вожжовой М.В., и ее представителя и представителя истца Ташева Р.В. по доверенности Бабкина С.В.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Раенко М.Н.,
представителя ответчика Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея по доверенности Чернышева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вожжовой Марины Викторовны, Ташева Рустама Викторовича к администрации МО «Город Майкоп», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидий на приобретение жилья и взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидий на приобретение жилья и взыскании денежных средств. В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением №/Администрация МО «<адрес> Республики Адыгея» вынесла решение: «Принять Попова Виктора Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., составом семьи 1 (один) человек на учет в Администрацию муниципального образования «<адрес>», в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящегося к категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица на основании положений Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ и включить в список граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица и включить в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственное поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жилье и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 28.06.2021».
В конце апреля 2022г. Попову В.И. было сообщено о том, что денежные средства в размере 2 350 000 (два миллиона триста пятьдесят тысяч) рублей для выделения ему жилищного сертификата поступили и предложили ему предоставить дополнительные документы для получения данного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ Попов В.И. умер.
Письмом из Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА от ДД.ММ.ГГГГ. было сообщено о том, что Попову В.И. жилищный сертификат на приобретение жилого помещения не выдавался, денежные средства на приобретение жилого помещения, так же не выделялись в связи со смертью Попова В.И.
Однако, умерший был единственным участником вышеуказанной программы в <адрес>, и денежные средства для выделения жилищного сертификата поступили в Ре6спублику Адыгея на 1 (одного) человека, а именно на Попова В.И.
В связи с получением указанного ответа, нотариус Мамий Н.К. данную выплату не включила в наследственную массу.
Истцами было подано заявление нотариусу Мамий Н.К. о вступлении в наследство за умершим Поповым В.И.
В связи с чем, истцы полагают, что не включение указанной выплаты в наследственную массу нарушает их права, как наследников.
На основании изложенного просят признать право в порядке наследования на денежные средства, выделенные Попову В.И. на приобретение жилья в качестве субсидии, взыскать с Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА и Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РФ стоимость жилищного сертификата на приобретения или строительство жилого помещения, обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА и Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РФ перечислить данные денежные средства на депозитный счет нотариуса Майкопского нотариального округа Мамий Н.К., включить в состав наследства после умершего Попова Виктора Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства, выделенные в качестве субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования, просили удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков администрации МО «<адрес>», Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы изложенные в возражении, просили в иске отказать.
Третьи лица, надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №-р, Попов Виктор Иванович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. составом семьи 1 (один) человек принят на учет в Администрацию МО «<адрес>», в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящегося к категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастрофа и приравненные к ним лица на основании положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и включить в список граждан, подвергшиеся воздействию радиаций вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица и включить в список - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>, Попов Виктор Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти №.
Наследниками умершего Попова В.И. по закону являются Вожжова М.В., Тхагапсов Н.В., Боранукова А.В., Ташев Р.В., ФИО12
Как следует из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея на обращение, Попову Виктору Ивановичу жилищный сертификат на приобретение жилого помещения не выдавался, денежные средства на приобретение жилого помещения так же не выдавались в связи со смертью Попова В.И.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - государственная программа), в состав которой вошла ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Государственная программа предусматривает предоставление государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в том числе гражданам Российской Федерации (далее - граждане), подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14-17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации № 1244-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Социальные выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) для указанной категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, предоставляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила № 153),
Подпунктом «б» пункта 18 Правил № 153 установлено, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц процессных мероприятий выдача сертификата гражданам, указанным в подпункте «е» пункта 5 Правил № 153, осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 153 в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году.
Орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году, по форме, установленной исполнительным органом субъекта Российской Федерации (для граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпунктах «е»-«и» пункта 5 Правил № 153), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах «е»-«л» Правил № 153, и представляют их в исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил № 153 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год исполнительный орган субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил № 153, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (пункт 26 Правил № 153).
В силу пунктов 28, 29 Правил № 153 ответственный исполнитель государственной программы с учетом средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании сводных списков, полученных от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных указанным органам на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
Как установлено пунктами 3, 33, 35, 36 Правил № 153, ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников процессных мероприятий, на основании которого издает приказ о выпуске сертификатов и в течение 5 рабочих дней после издания такого приказа направляет в органы исполнительной власти перечень серий и номеров сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам - участникам процессных мероприятий в соответствии с указанным приказом, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В свою очередь, органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) Правил № 153 приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников процессных мероприятий. Сертификаты, оформленные гражданам, указанным в подпунктах «а», «б» и «е»-«и» пункта 5 Правил № 153, передаются федеральными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых осуществляющими выдачу сертификатов таким гражданам федеральными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 Правил № 153.
Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил № 153).
В силу пункта 6 Правил № 153 социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику процессных мероприятий с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве, договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 Правил № 153.
Таким образом, социальная выплата по сертификату может быть предоставлена только гражданину соответствующей категории, претендующему на нее, и исключительно в порядке, установленном Правилами № 153.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.
Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Аналогичные выводы содержатся в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Закон Российской Федерации № направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации № 1244-1).
По смыслу статей 13 и 14-17, 22 Закона Российской Федерации № 1244-1 в системной взаимосвязи, социальная выплата связана исключительно с особым правовым статусом указанных граждан, с учетом которого законодатель устанавливает для конкретных категорий соответствующие меры социальной поддержки.
Таким образом, учитывая особый правовой статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц, обладающих личным субъективным правом на получение социальных выплат, такое право принадлежит лишь гражданам, являющимся получателями такой выплаты, исключительно в целях улучшения их жилищных условий. В связи с указанным социальная выплата по сертификату не может быть предоставлена в целях улучшения жилищных условий иных граждан, не состоявших на жилищном учете в составе семьи получателя, в том числе наследников.
Умерший получатель социальной выплаты не может реализовать указанное право по причине смерти, в связи с чем, не достигается цель предоставления денежных средств. Следовательно, наследники не могут использовать указанную выплату для улучшения своих жилищных условий.
Попов В.И., являясь претендентом на получение социальной выплаты, не смог реализовать указанное право, при жизни денежными средствами не воспользовался, в связи с чем не была достигнута цель предоставления денежных средств. Само по себе заявление о перечислении денежных средств на банковский счет, вопреки доводам истцов, не обеспечивает гражданина жильем.
Таким образом, исходя из положений ст. 1112 ГК РФ, право гражданина на улучшение жилищных условий и социальная выплата не могут быть включены в наследственную массу.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности и на основании установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Вожжовой М.В. и Ташева Р.В. о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидий на приобретение жилья и взыскании денежных средств не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Вожжовой Марины Викторовны, Ташева Рустама Викторовича к администрации МО «<адрес>», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидий на приобретение жилья и взыскании денежных средств, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2023 г.
Председательствующий - подпись - А.Х. Хуаде
УИД 01RS0004-01-2023-006189-31
Подлинник находится в материалах дела № 2-3843/2023 в Майкопском городском суде РА