Судья Ханина Л.В. №2-86/2022

Докладчик Скипальская Л.И. Дело №33-969/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Козиной Е.Г., Скипальской Л.И.,

при секретаре Галимовой Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Лоскутову Василию Ивановичу, Лоскутову Владимиру Васильевичу, Лоскутовой Валентине Петровне, Лоскутовой Ольге Васильевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, встречному иску Лоскутова Василия Ивановича, Лоскутовой Валентины Петровны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным, возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Лоскутова В.И. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее - ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось к мировому судье с иском к Лоскутову В.И., Лоскутову В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В обоснование иска указано, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия. Отвечики, зарегистрированные по адресу: <адрес>, являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором. Сумма задолженности перед региональным оператором за период с 1 мая 2018 г. по 31 января 2021 г. составляет 11 479 руб. 11 коп. Мировым судьёй судебного участка №1 Рузаевского района Республики Мордовия 11 ноября 2020 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Лоскутова В.И., Лоскутова В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.В. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженности за услуги по обращению с ТКО по причине поступления от должников заявления об отмене судебного приказа.

ООО «РЕМОНДИС Саранск» просило суд взыскать с Лоскутова В.И., Лоскутова В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.В. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск»: задолженность в сумме 11 479 руб. 11 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 1 мая 2018 г. по 31 января 2021 г., сумму расходов по уплате государственной пошлины - 400 рублей, почтовые расходы за отправку копии искового заявления ответчикам в размере 362 рублей.

Лоскутов В.И., Лоскутова В.П. обратились к мировому судье с встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным, возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указали, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Лоскутовым В.И., как единственным собственником дома, не был заключен договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Конклюдентные действия не совершались (отсутствие акцепта). ООО «РЕМОНДИС Саранск» производит только сбор, вывоз и свалка ТКО на полигон, раздельный сбор, обработка, обезвреживание, утилизация, захоронение ТКО, согласно лицензии №13-00065 от 27 июня 2016 г., не производятся, хотя они заложены в оплату ТКО. Фактически объём вывозимого мусора из с. Левжа значительно меньше заявленных норм. Мусорный контейнер №14 был установлен в сентябре 2018 года, счета на оплату услуг по вывозу ТКО стали приходить с мая 2018 года. Лоскутов В.И. неоднократно обращался в Рузаевский офис ООО «РЕМОНДИС Саранск» с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оплату производить по факту сдачи ТКО и с учётом фактически проживающих жильцов, но его обращения игнорировались. ООО «РЕМОНДИС Саранск» выставляло счета на оплату ТКО без заключения договора, а также воспользовалось персональными данными без их согласия.

Просили суд: считать договор между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Лоскутовым В.И. не заключенным; отказать ООО «РЕМОНДИС Саранск» во взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) с Лоскутова В.И., Лоскутова В.В., Лоскутовой О.В., Лоскутовой В.П. в сумме 11 479 руб. 11 коп. за период с 1 мая 2018 г. по 31 января 2021 г.; обязать ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, исходя из количества постоянно проживающих по адресу: <адрес>, а именно с Лоскутовым В.И. и Лоскутовой В.П.; возместить моральный вред в размере 10 000 рублей в пользу Лоскутова В.И.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Рузаевского района Республики Мордовия от 8 ноября 2021 г. гражданское дело передано по подсудности в Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (т. 2 л.д. 185-188).

В судебном заседании 21 февраля 2022 г. представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Царапкин А.Н. представил заявление об уменьшении исковых требований в связи с заявлением ответчиков о применении пропуска срока исковой давности. Просил суд взыскать с Лоскутова В.И., Лоскутова В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.В. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск»: задолженность в сумме 9912 руб. 06 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 1 сентября 2018 г. по 31 января 2021 г., сумму расходов по уплате госпошлины - 400 рублей, почтовые расходы за отправку копии искового заявления в размере 362 рублей, по основаниям, изложенным в исковом заявлении; в удовлетворении встречного иска просил отказать по основаниям, изложенным в возражении на встречный иск (т. 2 л.д. 242).

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 февраля 2022 г. исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Лоскутову В.И., Лоскутову В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворено частично.

С Лоскутова Владимира Васильевича, Лоскутовой Ольги Васильевны в солидарном порядке в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» взыскана задолженность в сумме 91 руб. 84 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г.

С Лоскутова Василия Ивановича, Лоскутова Владимира Васильевича, Лоскутовой Валентины Петровны, Лоскутовой Ольги Васильевны в солидарном порядке в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» взыскана задолженность в сумме 9728 руб. 33 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 16 сентября 2018 г. по 31 января 2021 г.

С Лоскутова Василия Ивановича, Лоскутова Владимира Васильевича, Лоскутовой Валентины Петровны, Лоскутовой Ольги Васильевны в солидарном порядке в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей и расходы за отправку копии искового заявления в сумме 362 рублей.

В удовлетворении требований ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Лоскутову Василию Ивановичу, Лоскутовой Валентине Петровне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018г. в сумме 91 руб. 80 коп. отказано.

Встречное исковое заявление Лоскутова Василия Ивановича, Лоскутовой Валентины Петровны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным, возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лоскутов В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что судом установлено, что он с 3 декабря 2021 г. является собственником жилого дома, в связи с этим у него нет обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за спорный период (с 1 мая 2018 г. по 31 января 2021 г.). Ссылка на то, что региональный оператор поместил публичную оферту в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте, не является неопровержимым доказательством того, что все жители с. Левжа были оповещены для обеспечения возможности заключить договор. Газету «Известия Мордовии» он не выписывает, с договором не ознакомлен, значит, лицевой счёт на его имя был открыт без его ведома. Судом не учтено то обстоятельство, что он проживает в сельской местности, где нет ни водопровода, ни канализации. Все продукты жизнедеятельности всегда утилизировали собственными силами. В материалы дела представлены доказательства, факты в виде фотографий не пользования услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск», которые не были рассмотрены и не учтены судом. Прямых доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истцом не представлено. Графики по сбору ТКО в с. Левжа не соблюдаются. Ссылка на ООО «Чистый город» не обоснована. Судом не был учтён представленный им скриншот с фотографий переполненного контейнера в марте 2019 года, не был рассмотрен компакт-диск с ответами начальника абонентского отдела ООО «РЕМОНДИС Саранск», не учтено, что адрес Тарханка, 38, контейнер №14 в маршруте №51 и на официальном сайте ООО «РЕМОНДИС Саранск» в сети «Интернет» отсутствовал. Его ходатайство об истребовании доказательств осталось без ответа, отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела фотографии вместе с обновлённым актом о фактически проживающих жильцах. ООО «РЕМОНДИС Саранск» не соблюдаются требования СанПин, Правила №354, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчётного периода размер платы снижается на 3.3%. Суд не выяснял данные обстоятельства и не учёл, что региональный оператор, как исполнитель услуги, обязан пересчитать плату. Судом не был применён пункт 148(36) Правил №354. Им было подано заявление для заключения договора в декабре 2018 года. Из Рузаевского офиса ООО «РЕМОНДИС Саранск» не было направлено уведомления о недостающих сведениях и (или) документах, а также замечаний на его заявление в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156. При указанном судом среднегодовом нормативе накопления ТКО на территории Республики Мордовия 0,112 м? при утверждённом тарифе 385 руб. 77 коп. в 2020 году за месяц плата должна составлять 43 руб. 20 коп., в платёжном документе тариф в месяц указан 81 руб. 52 коп. Суд необоснованно указал, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» доказало факт оказания услуг по обращению с ТКО на сумму 3872 руб. 84 коп., а на другой странице решения указана сумма 9728 руб. 33 коп. Письма с исковыми заявлениями получали и расписывались в уведомлениях только он и Лоскутова В.П., суд взыскал за отправку копии искового заявления 362 рубля. Суд считает, что опубликованный в газете «Известия Мордовии» договор содержит все существенные условия, однако нет фактов перемещения мусора от мест накопления до объектов переработки, утилизации, обработки, обезвреживания, захоронения. Суд не указал, по какому именно договору оказывалась услуга ООО «РЕМОНДИС Саранск». Согласно статье 437 ГК РФ предложения о заключении договоров, обращённые к неопределённому кругу лиц, офертами не считаются. Поэтому неправомерна изложенная истом информация о публичной оферте. Истец воспользовался его персональными данными без его согласия.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика (истца по встречному иску) Лоскутовой В.П., ответчиков Лоскутовой О.В., Лоскутова В.В., надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания (т. 4 л.д. 93, 94, 95); представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие Лоскутовой О.В., Лоскутова В.В., Лоскутовой В.П. (т. 4 л.д. 100, 101, 105).

Заслушав объяснения ответчика (истца по встречному иску) Лоскутова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца (ответчика по встречному иску) ООО «РЕМОНДИС Саранск» Царапкина А.Н., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, представителя третьего лица администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сонаевой О.В., просившей решение по делу вынести на усмотрение суда, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признаётся договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).

Офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 433 ГК РФ предусматривается, что договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.

В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354), действующего с 14 марта 2017 г., предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу пункта 148(15) Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путём подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.

Из содержания пункта 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (раздел введён с 27 декабря 2018 г.) (далее - Правила №1156), также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 5 и 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Частью 3 статьи 31 ЖК РФ предусматривается, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, и за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лоскутов В.И. с 3 декабря 2021 г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее, согласно выписке из похозяйственной книги №7 администрации Левженского сельского поселения, членами хозяйства Лоскутова В.И., расположенного по указанному адресу, являлись Лоскутова В.П., Лоскутов В.В., Лоскутова О.В. (т. 1 л.д. 65, т. 2 л.д. 108).

Согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: Лоскутов В.И. (с 29 января 1980 г.), Лоскутов В.В. (с 30 октября 1990 г.), Лоскутова В.П. (с 14 июня 1991 г.), Лоскутова О.В. (с 25 июля 1994 г.) (т. 1 л.д. 54-57).

11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение №72/47 об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия с момента подписания соглашения до 31 декабря 2027г. Дополнительным соглашением №1 от 29 декабря 2017 г. внесены изменения в указанное соглашение №72/47, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объёме, в том числе на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, с 1 мая 2018 г. (т. 1 л.д. 19-22, 23).

В соответствии с уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относятся: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (т. 1 л.д. 16-18).

Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов, обработка и утилизация лома стекла, обработка отходов бумаги и картона, обработка отходов и лома пластмасс, обработка отходов резины, обработка отходов текстильных материалов, обработка прочего вторичного неметаллического сырья (т. 1 л.д. 26-30).

4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 4 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (т. 1 л.д. 24).

Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение). Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (пункт 2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация об иных условиях, предусмотренных статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. №641.

В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) региональным оператором потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Газета «Известия Мордовии», согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Таким образом, ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты от 4 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для физических лиц Рузаевского муниципального района Республики Мордовия региональным оператором - 1 мая 2018 г.

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. №23, от 18 июля 2018 г. №74, от 17 декабря 2018 г. №218, от 14 марта 2019 г. №15, от 19 декабря 2019 г. №221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 годы для населения (с учётом НДС), а именно: с 1 мая по 30 июня 2018г. включительно 546 руб. 23 коп., с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп., с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 руб. 85 коп., с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп., с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп., с 1 июля по 31 декабря 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп., с 1 января по 30 июня 2020 г. 383 руб. 42 коп., с 1 июля по 31 декабря 2020 г. 385 руб. 77 коп. (т. 1 л.д. 116-125).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. №529 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2017 г. №225» утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твёрдых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме в спорный период составляет 0,112 м3/год, 11,24 кг/год (т. 1 л.д. 109-115).

В подтверждение факта оказания ответчикам по первоначальному иску услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» в материалы дела представлен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 6 марта 2018 г., заключенный между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Чистый город», в соответствии с условиями которого региональный оператор поручил, а исполнитель ООО «Чистый город» принял на себя обязательство оказывать услуги по сбору твёрдых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг (в том числе Рузаевский муниципальный район Республики Мордовия) и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Республики Мордовия, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. №16/129 (т. 1 л.д. 141-176).

Договор №03-Р/ТКО на оказание услуг по размещению (захоронению) твёрдых коммунальных отходов от 17 апреля 2018 г., заключенный между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Чистый город», в соответствии с условиями которого региональный оператор поручил, а исполнитель ООО «Чистый город» принял на себя обязательство своевременно, качественно и бесперебойно оказывать услуги по размещению (захоронению) твёрдых коммунальных отходов на объекте размещения (захоронения) отходов (№13-00001-З-00592-250914 в ГРОРО), расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, примерно в 1650 м от с. Левжа по направлению на юго-восток (т. 1 л.д. 177-184).

Постановлением и.о. Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 17 января 2020 г. №1 утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в Левженском сельском поселении, согласно которому в с. Левжа 16 мест (площадок) накопления ТКО, из которых 1 контейнер объёмом 1,1 куб. м находится на ул. Ленина, д.13, 2 контейнера объемом 1,1 куб. м - на ул. Ленина, д.54, 1 контейнер объёмом 1,1 куб. м находится на ул. Ленина, д.84, 1 контейнер объёмом 1,1 куб. м - на ул. Ленина, д.121. Постановлением Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 18 марта 2021 г. №12 внесены изменения в вышеуказанное постановление (т. 1 л.д. 66-67, 68-69, 70).

В соответствии с представленным ООО «РЕМОНДИС Саранск» перечнем мест накопления твёрдых коммунальных отходов (Рузаевский район) в спорный период в Левженским сельском поселении были установлены 16 контейнеров: ул. Октябрьская, 156, - 1 контейнер, ул. Октябрьская, 115, - 2 контейнера, ул. Октябрьская, 43, - 1 контейнер, ул. Октябрьская, 5, - 2 контейнера, ул. Октябрьская, 64, - 2 контейнера, ул. Октябрьская, 70, - 1 контейнер, ул. Ленина, 121, - 1 контейнер, ул. Ленина, 88, - 1 контейнер, ул. Ленина, 54, - 2 контейнера, ул. Ленина, 15, - 1 контейнер, ул. Тарханка, 6, - 2 контейнера, все объёмом 1,1 куб. м. Из графика вывоза твёрдых коммунальных отходов из с. Левжа Рузаевского района усматривается, что вывоз производился ежедневно (т. 1 л.д. 167, т. 2 л.д. 116).

Согласно актам об оказании услуг по сбору, транспортировке твёрдых коммунальных услуг в период с мая 2018 года по декабрь 2020 года (включительно) ООО «Чистый город» оказывало услуги по сбору, транспортировке твёрдых коммунальных услуг на территории Рузаевского муниципального района (т. 1 л.д. 185-231).

Указанные акты подписаны со стороны заказчика ООО «РЕМОНДИС Саранск» без замечаний и разногласий.

Представленный истцом расчёт задолженности судом проверен и признан правильным, поскольку он произведён исходя из установленных нормативов потребления, установленных тарифов и с учётом количества зарегистрированных лиц в жилом помещении (т. 1 л.д. 3-4).

Факт неоплаты задолженности Лоскутовыми в судебном заседании не оспаривался.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 31, 153, 154, 155, 169 ЖК РФ, статей 309, 310, 322, 426, 438, 445, 446 ГК РФ, пунктами 148(1), 148(2), 148(4), 148(15), 148(27), 148(28), 148(34) Правил №354, пунктами 8(4), 8(5), 8(6), 8(7), 8(8), 8(17) Правил №1156, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что опубликованный ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложено: оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение.

Принимая во внимание обстоятельства дела и отсутствие доказательств, подтверждающих, что ответчики (истцы по встречному иску) не образовывали твёрдые коммунальные отходы и не пользовались услугами регионального оператора, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, обращения с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками (истцами по встречному иску) сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние должны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора; оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твёрдых коммунальных отходов не имеется.

При этом суд верно указал, что отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период не может рассматриваться, как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора. Отдалённость имеющихся контейнеров сбора твёрдых бытовых отходов от места проживания ответчиков (истцов по встречному иску) правомерно не признана судом основанием для удовлетворения заявленных встречных исковых требований, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых коммунальных отходов не наделён. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. При этом доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или иного населённого пункта, ответчиками (истцами по встречному иску) не представлены. Сама по себе отдалённость имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твёрдых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывается.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твёрдых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.

Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Поскольку самостоятельная утилизация твёрдых коммунальных отходов недопустима, то предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключением договора путём совершения конклюдентных действий.

Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск», взыскав, с учётом применения срока исковой давности, с Лоскутова В.В., Лоскутовой О.В. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность за период с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г. в сумме 91 руб. 84 коп., и с Лоскутова В.И., Лоскутова В.В., Лоскутовой В.П., Лоскутовой О.П. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 16 сентября 2018 г. по 31 января 2021г. в сумме 9728 руб. 33 коп., и не нашёл оснований для удовлетворения встречных исковых требований Лоскутова В.И., Лоскутовой В.П. признании договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами незаключенным, возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда.

Довод апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о том, что он с 3 декабря 2021 г. является собственником жилого дома, и у него нет никаких обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за спорный период с 1 мая 2018 г. по 31 января 2021 г., отклоняется.

В силу пункта 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Согласно пункту 56(2) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.

С учётом изложенного, то обстоятельство, что Лоскутов В.И. с 3 декабря 2021 г. является собственником жилого помещения, не освобождает его от внесения платы за услугу по обращению с ТКО.

Поэтому ссылка в апелляционной жалобе на неприменение пункта 148(36) Правил №354 несостоятельна.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Лоскутова В.И., судом правомерно взыскана задолженность, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Доводы апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о том, что размещение региональным оператором публичной оферты в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте не является неопровержимым доказательством того, что все жители с. Левжа были оповещены для обеспечения возможности заключить договор, также отклоняются.

Газета «Известия Мордовии», согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия.

Таким образом, вывод суда о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора, является верным.

Доводы апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о том, что судом не учтено то обстоятельство, что он проживает в сельской местности, где нет ни водопровода, ни канализации, все продукты жизнедеятельности всегда утилизировали собственными силами, им представлены доказательства не пользования услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск» в виде фотографий, которые не были рассмотрены и не учтены судом, основанием для отмены решения суда не являются.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Судом первой инстанции установлено, что Лоскутовы договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией не заключали, доказательств отсутствия нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твёрдых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не представили. Соответствующим закону способом обращения с твёрдыми коммунальными отходами является передача накопившихся (образовавшихся) в период жизнедеятельности ответчиков по первоначальному иску твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Оборот таких отходов должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению потребителя.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.

Доводы апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о непредставлении истцом (ответчиком по встречному иску) прямых доказательств оказания услуг по обращению с ТКО, несоблюдении графиков по сбору ТКО в с. Левжа, отсутствии адреса Тарханка, 38, контейнер №14 в маршруте №51 и на официальном сайте ООО «РЕМОНДИС Саранск» в сети «Интернет», отклоняются, поскольку доказательств неоказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ответчиками (истцами по встречному иску) не представлено.

Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов, Лоскутовы не были лишены возможности получения услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от регионального оператора. Доказательств невозможности использования ответчиками по первоначальному иску иных контейнеров, находящихся на территории населённого пункта, также не имеется.

Ссылки в жалобе на то, что судом не был учтён скриншот с фотографий переполненного контейнера в марте 2019 года, не был рассмотрен компакт-диск с ответами начальника абонентского отдела ООО «РЕМОНДИС Саранск», отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела фотографии с обновлённым актом о фактически проживающих жильцах, несостоятельны. В силу части 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость доказательств, а также их достаточность и взаимосвязь в совокупности, и вправе признать имеющиеся доказательства достаточными для разрешения возникшего спора по существу.

Доводы жалобы Лоскутова В.И. о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не соблюдаются требования СанПин, Правила №354, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчётного периода размер платы снижается на 3.3 процента, суд не выяснял данные обстоятельства и не учёл, что региональный оператор обязан пересчитать плату вплоть до полной отмены, отклоняются, поскольку факт ненадлежащего качества оказанных истцом (ответчиком по встречному иску) услуг не установлен.

Довод жалобы Лоскутова В.И. о том, что им было подано заявление для заключения договора в декабре 2018 года, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонён.

Судом установлено, что Лоскутов В.И. направлял в ООО «РЕМОНДИС Саранск» письменные обращения (т. 2 л.д. 16, 17, 18), в которых выразил своё несогласие с возложенной на него обязанностью по оплате услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. При этом документов, необходимых для заключения письменного договора на условиях, отличных от типовых, не представлял. Протокол разногласий, установленный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не составлялся.

Поскольку ответчиками по первоначальному иску не представлено доказательств того, что ими в адрес регионального оператора направлялся мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами, или направлялось заявление о заключении договора в письменной форме с приложением необходимых документов, как и доказательств уклонения регионального оператора от оформления с ними договорных отношений в письменной форме, суд пришёл к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами заключен на условиях типового договора на 16-й рабочий день после публикации региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение регионального оператора было размещено 4 апреля 2018 г., заявления о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, возражений в установленный срок от ответчиков по первоначальному иску не поступило, следовательно, с 20 апреля 2018 г. договор, который по юридической природе является публичным, считается заключенным на условиях типового договора, фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора сложились с момента начала осуществления ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказания услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов в качестве единственного регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, вне зависимости от наличия письменного договора.

При этом, как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5. публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора.

Довод апелляционной жалобы о несоответствии выставленного истцом счёта среднегодовому нормативу накопления ТКО на территории Республики Мордовия 0,112 м? при утверждённом тарифе 385 руб. 77 коп. не обоснован, противоречит материалам дела и представленному истцом расчёту, который проверен судом первой инстанции и признан правильным.

Указание судом в мотивировочной части решения, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» доказало факт оказания услуг по обращению с ТКО на сумму 3872 руб. 84 коп., на выводы суда не повлияло и не может повлечь отмену правильного по существу судебного акта.

Довод апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о необоснованном взыскании расходов за отправку копии искового заявления в размере 362 рублей отклоняется.

Согласно абзацу 8 статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесённые сторонами.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Руководствуясь приведёнными требованиями закона и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании указанных расходов необходимыми для реализации права истца на обращение в суд, и в связи с этим взыскал их с ответчиков.

Доводы апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о том, что суд не указал, по какому именно договору оказывалась услуга ООО «РЕМОНДИС Саранск», судом не учтено, что согласно статье 437 ГК РФ предложения о заключении договоров, обращённые к неопределённому кругу лиц, офертами не считаются, в договоре должны быть запись (отметка) о согласии клиента на обработку персональных данных и подписи сторон в каждом экземпляре любого договора, не могут быть приняты во внимание.

Само по себе отсутствие договора, как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с ТКО.

Довод апелляционной жалобы Лоскутова В.И. о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» воспользовалось его персональными данными без его согласия, отклоняется.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных»).

На основании статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В соответствии с пунктом 148(1) Правил №354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «е» пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в указанных случаях.

Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

Таким образом, исходя из совокупности приведённых положений закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности действий ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обработке персональных данных ответчиков без согласия последних, поскольку данная обработка была необходима для исполнения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, одной из сторон которого являлись ответчики по первоначальному иску Лоскутовы.

Вопреки иным доводам апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права и оставлении без внимания доводов ответчиков (истцов по встречному иску), суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчиков (истцов по встречному иску), иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности выводов суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Решение суда является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░                       ░.░. ░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2022 ░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
26.04.2022Передача дела судье
25.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Передано в экспедицию
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее