Решение по делу № 2а-17/2021 от 21.12.2020

Дело № 2а-17/2021, эл.2а-17/2021

46RS0027-01-2020-000204-74

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Черемисиново 18 февраля 2021 года

Черемисиновский районный суд Курской области под председательством судьи Кабановой О.М.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства материалы административного дела по административному иску прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании устранить указанные нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Черемисиновского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании устранить указанные нарушения, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Черемисиновского района в рамках надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления проведена проверка исполнения Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района законодательства в указанной сфере, в ходе которой установлено, что Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района, а также не принят и не сформирован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Просит, с учетом уточнения своих требований в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, признать бездействия Администрации Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, незаконным, и обязать Администрацию Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет», а также по формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Административный истец – прокурор Черемисиновского района Курской области Ващенко А.В. заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

    Административный ответчик - Администрация муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: представитель заинтересованного лица – Администрации Черемисиновского района Курской области Павличенко Н.И., а также представитель заинтересованного лица – АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» также просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

При указанных обстоятельствах в силу пункта 2 статьи 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на соответствующих территориях.

В силу ч.ч. 2 и 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно п. 16 Устава муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области к вопросам местного значения Черемисиновского района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Черемисиновского района.

Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городских поселений участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними Уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ).

Законом Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Уставом МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области.

Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, судья приходит к выводу о том, что администрация Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку указанные полномочия были закреплены за сельским поселением законом Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО, что соответствует положениям ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района не представлено.

Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 05.12.2016г. №144 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области, в соответствии с п.3.1 которого на территории Курской области сбор ТКО осуществляется следующими способами: прием отходов в многоквартирных домах в мусоропроводы и контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); прием отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках; складирование крупногабаритных отходов на специальных площадках; сбор ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с п.2 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО -места (площадки) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.11 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.12 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Установление на территории сельсовета пакетированного способа сбора твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по определению схемы мест (площадок) накопления ТКО, поскольку в соответствии с п.9.2 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области, утвержденного Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 05.12.2016г. №144, при осуществлении сбора ТКО в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях договором об оказании услуг по обращению с ТКО места сбора отходов устанавливаются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а также время сбора отходов.

Материалами дела подтверждено, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области в рамках надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления проведена проверка исполнения Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района законодательства в указанной сфере, в ходе которой установлено, что Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района, а также не принят и не сформирован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По результатам проверки 11.11.2020 в адрес главы администрации Краснополянского сельсовета Черемисиновского района прокурором внесено представление с требованием об их устранении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вопреки ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Закона Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, а также не принят и не сформирован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждается письмом Администрации Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области от 11.12.2020.

Непринятие Администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области мер по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в части определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, а также формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов может привести к образованию несанкционированных свалок на территории Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области и повлечь вред здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей муниципального образования, круг которых не определён.

Таким образом, выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о бездействии Администрации Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области по выполнению обязанностей в сфере организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судья приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Черемисиновского района Курской области требований.

В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судья находит разумным установить срок для устранения нарушений в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст, 227-228, 293-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании устранить указанные нарушения удовлетворить.

Признать бездействия администрации Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области незаконными.

Возложить на администрацию Краснополянского сельсовета Черемисиновского района Курской области обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Краснополянский сельсовет», а также по формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Черемисиновский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья      О.М. Кабанова

2а-17/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Черемисиновского района Курской области
Ответчики
Администрация Краснополянского сельсовета
Другие
АО "САБ по уборке г. Курска"
Администрация Черемисиновского района
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Кабанова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Рассмотрение дела начато с начала
26.01.2021Подготовка дела (собеседование)
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
18.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее