Решение по делу № 2-71/2015 от 01.06.2015

Дело

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        с. Б. Солдатское

Большесолдатский районный суд Курской области в составе:

председательствующего - судьи Верёвкина С.В.,

с участием прокурора Большесолдатского района Курской области Горбатенкова В.Н.,

при секретаре Андреевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации муниципального образования «Большесолдатский район» Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации на территориях Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского муниципальных образований сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязании организации данной работы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд иском и с учётом уточнения исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по организации на территориях муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать администрацию Большесолдатского района в течение 6-и месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать на территориях данных муниципальных образований сбор и вывоз бытовых отходов и мусора до места их утилизации.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией Большесолдатского района Курской области нарушаются требования действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

В соответствии со ст. 22 данного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как следует из п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.2 ст. 14 данного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселений).

В соответствии с ч.1 ст.14 вышеуказанного Закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно информации администрации Большесолдатского района Курской области, на территории района до настоящего времени не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вследствие чего, на территории района имеют место стихийные свалки бытовых отходов, образованные населением района, которые расположены в местах, не предназначенных для их складирования.

В декабре 2014 года администрацией Большесолдатского района Курской области были заключены соглашения с администрациями сельских советов Большесолдатского района Курской области о передаче им полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений. При этом п.6 настоящих соглашений предусмотрено их расторжение в одностороннем порядке в случае направления представительным собранием Большесолдатского района Курской области, либо собранием депутатов сельсовета Большесолдатского района Курской области уведомления о расторжении данного соглашения.

Так, решениями собраний депутатов Любимовского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 1.04.2015 года №165, Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 20.04.2015 года №280 и уведомлением главы администрации Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области от 21.04.2015 года №52, были приняты решения о расторжении соглашений о передаче полномочий по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территориях соответствующих сельских поселений Большесолдатского района Курской области на 2015 год.

Исходя из вышеизложенного, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», возложена на администрацию Большесолдатского района Курской области.

Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов на территориях Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области свидетельствует о том, что администрация Большесолдатского района Курской области не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия администрации района оказывается негативное воздействие на окружающую среду, её загрязнение и тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц на благополучную окружающую среду.

Поскольку непринятие администрацией Большесолдатского района Курской области мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требования действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данных муниципальных образований, то прокурор Большесолдатского района обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель администрации Большесолдатского района Курской области Турецкий А.Н. исковые требования признал в полном объёме и пояснил, что факты, изложенные в исковом заявлении прокурора, соответствуют действительности. Свалки организованы населением муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области и в настоящее время данными администрациями сельсоветов принимаются меры по их ликвидации, а также по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к месту их утилизации.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения сторон суд считает, что иск прокурора и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

Как следует из международных стандартов ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», временное складирование отходов производств и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта)

Статьями 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со ст.ст. 2 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из ст. 34 того же Закона, в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация.

Согласно ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 4 ст. 15 названного Федерального закона, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что согласно ответа администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года на запрос прокурора района, полномочия по сбору мусора переданы в муниципальные образования сельсоветов и им рекомендовано заключить договора с МУП «<данные изъяты>» (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из решений Собраний депутатов Любимовского сельсовета Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года и Нижнегридинского сельсовета Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года , а также уведомления собрания депутатов Любостанского сельсовета Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года , главы данных сельских администраций уведомили представительное собрание Большесолдатского района Курской области и администрацию Большесолдатского района Курской области о расторжении, в том числе, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ года о передаче вышеуказанным сельским администрациям Большесолдатского района Курской области полномочий администрации района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на <данные изъяты> год (л.д.<данные изъяты>).

В соответствии с ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> Устава муниципального района «Большесолдатский район» Курской области (далее -Устава) (л.д.<данные изъяты>), администрация района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции.

Согласно ст.<данные изъяты> Устава, в ведении Большесолдатского района Курской области находятся вопросы местного значения межпоселенческого характера, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления Большесолдатского района(л.д. <данные изъяты>).

Пунктом <данные изъяты> ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> Устава, к ведению Большесолдатского района Курской области относится организация утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из письменного заявления администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года , администрация района с иском прокурора согласна (л.д.<данные изъяты>).

В соответствии с ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учётом установленных в суде обстоятельств, прокурор обоснованно обратился с данным иском в суд в интересах неопределённого круга лиц, поскольку бездействие администрации района нарушает законные права населения на благополучную экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку окружающей природной среды на территориях муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Большесолдатского района Курской области в части непринятия мер по организации на территориях вышеуказанных муниципальных образований сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Администрацию Большесолдатского района необходимо обязать не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территориях муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области сбор и вывоз бытовых отходов и мусора до места утилизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

СУД
РЕШИЛ:

Иск прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации Большесолдатского района Курской области - удовлетворить и признать незаконным бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к организации на территориях муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Обязать администрацию Большесолдатского района Курской области не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территориях муниципальных образований Любимовского, Нижнегридинского и Любостанского сельсоветов Большесолдатского района Курской области сбор и вывоз бытовых отходов и мусора до места утилизации.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд Курской области в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме - с ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий                                                    С.В. Верёвкин

2-71/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горбатенков В.Н.
Ответчики
Администрация муниципального образования " Большесолдатский район" Курской области
Другие
Турецкий А.Е.
Суд
Большесолдатский районный суд Курской области
Дело на странице суда
bolshesoldatsky.krs.sudrf.ru
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2015Передача материалов судье
03.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2015Подготовка дела (собеседование)
17.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2015Судебное заседание
15.07.2015Судебное заседание
20.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2015Дело оформлено
21.08.2015Дело передано в архив
15.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее